От этих звуков люди вскакивают по ночам как ужаленные. И бросаются закрывать форточки. А всего лишь под окном проехал очередной байкер на «Харлее» или мажористый «призрачный гонщик» на «Ямахе». «Запретить бы их как класс!» – мечтает сонный горожанин. И похоже, скоро его мечта частично осуществится.
Поднять штраф в 100 раз! Именно такие драконовские меры предлагают ввести депутаты Госдумы за раздражающий шум в городах. Сейчас этот штраф составляет одну тысячу или вообще 500 рублей. Только в Москве – от одной до двух тысяч рублей. У тех, кто нарушил тишину не единожды, законодатели предлагают вообще эвакуировать транспортное средство на штрафстоянку – и сразу на 3 месяца. Ну а для особо упертых – неделя ареста или общественных работ. Сейчас предельный уровень шума для транспорта установлен на уровне 96 децибел, для машин и мотоциклов же его предлагают снизить до 68. Согласно новым
Отчего так в России мотоциклы шумят? правилам составлять протоколы о нарушениях тишины будут сотрудники полиции.
СПРАВКА: допустимый уровень шума на территории Великобритании установлен на уровне 80 децибел, в Германии – 77 децибел на скорости до 80 километров в час, а в США – 80 децибел для мотоциклов, выпущенных в 1986 году и позже.
Понты дороже денег
Откуда вообще берется этот агрессивный, мерзкий шум у мотоциклов? Если мотоциклист едет с громким рокотом, переходящим в рев, – это значит, что скорее всего у него модифицированный глушитель – так называемый «прямоток». Суть его в том, что двигатель быстро освобождается от выхлопных газов, это позволяет увеличить мощность двигателя. Но есть и минусы – мощное рычание и бо€льший вред экологии. Водители, всеми правдами и неправдами желающие увеличить мощность своего движка, меняют заводские глушители на спортивные или «прямотоки». Вот только ради чего? Скорости и внешнего эффекта? И да, и нет. Причин несколько. Вот что рассказал «Собеседнику» Александр ПЕРЕСВЕТ – известный байкер, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, объехавший всю Россию на скутере и совершивший несколько экстремальных путешествий в Заполярье, Сибирь и на Дальний Восток. – Для людей, которые не чувствуют самодостаточности, данный вид понтов – попытка громко заявить о себе. Хотя бы вот так – наверное, для них это имеет какой-то глубокий сакральный смысл. Переделанный глушитель в лучшем случае прибавляет от двух до пяти процентов мощности, которые можно и не суметь реализовать, если неправильно подойти к вопросу. Да и зачем это мотоциклу, у которого и так 150 лошадей? Чтобы было 152? Современные технологии уже настолько совершенны, что можно быстро и эффективно ездить, не создавая ненужного шума. Чтобы тебя заметили на дороге, достаточно переключить фары с ближнего света на дальний. Электробайки, к примеру, ездят бесшумно, а по мощности уступают совсем не сильно.
Права отбирать пожизненно?
Рычание происходит в том числе и из-за банального неуважения, считают многие эксперты по байкам. И не только между байкерами и горожанами, но и между работниками ГИБДД и мотовладельцами, мотоциклистами и автомобилистами. «В прошлом году мы пытались останавливать мотоциклистов. Но это возможно сделать, только когда мотоциклист заехал в поток и стоит на красный свет. Он говорит полицейскому: «Давайте я проеду перекресток и остановлюсь». Поток уходит – и он уезжает. Слушайте, когда десять раз пообещают остановиться после перекрестка, а потом уезжают...» – жалуется глава УГИБДД России по Свердловской области Юрий Демин порталу «Екатеринбург Онлайн».
То, что так раздражает автомобилистов – например быстрая езда между машинами в пробках, – само по себе нарушением не является: полоса движения транспортного средства определяется его размерами. На маленьких узких мотоциклах ездить между машинами можно совершенно спокойно, главное, не пересекать разделительные полосы. – Было много социальных экспериментов, – рассказывает Александр Пересвет. – Когда несколько мотоциклистов собирались и ехали по всем правилам, идеально медленно и тихо. Автомобилистам от этого легче не становилось, потому что затрудняло движение. Наоборот, я уверен, если бы сейчас все ездили на мотоциклах, пробок было бы меньше ввиду мобильности этого средства. А что до недовольства автомобилистов – есть, конечно, мотоциклисты, которые в пробках носятся как угорелые, зеркала сносят, машины царапают, создают аварийную ситуацию и снимают это на видеорегистраторы, чтобы похвастаться в интернете. Я этого совершенно не одобряю. У таких сам бы отбирал права пожизненно.
Уши вянут
Один из популярных аргументов в защиту громких звуков, издаваемых мотоциклами: звук выхлопа помогает другим водителям вовремя заметить мотоцикл. Однако румынские ученые из Политехнического университета Бухареста совместно с местной Ассоциацией мотоциклистов и голландской компанией, специализирующейся на борьбе с шумом, провели тест. Он показал, что это опасное заблуждение, передает портал Autoweek. Громкий мотоцикл, двигающийся сзади автомобиля, слышен водителю точно так же, как и мотоцикл с заводским глушителем. А. Пересвет поделился своей историей: – Я хозяин мотоцикла, которому уже больше 50 лет. На нем я даже рекорд ставил. У него две трубы – понятное дело, это военный мотоцикл, и тогда никаких норм по децибелам не было. Я проехал на нем по городам – Героям воинской славы, у меня был мотопробег в честь 9 мая. Честно говоря, уши завяли от такого шума, мотоцикл старый, едет 50 километров в час. Я, когда приезжал куда-нибудь, даже ничего не мог услышать! Так что вдвойне не понимаю, зачем отказываться от заводского современного глушителя, если это только не ретротехника.
а в это время...
Сюрприз для водителей
В России первой бороться с шумом начала Москва. «В сентябре прошлого года столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) стал тестировать новые дорожные комплексы с микрофонами, которые измеряют шум проезжающих мотоциклов и автомобилей», – писал «Коммерсантъ». Камера нового типа оборудована четырьмя микрофонами, направленными в сторону проезжей части. Прибор будет записывать звук, делать фото и видео. В постановлении о штрафе мотоциклистов и автомобилистов ждет маленький сюрприз: панорамная фотография с траекторией проезда и информация об уровне произведенного шума в 7 точках по ходу движения.
народная смекалка
Гули-гули!
А вот как реагируют на отвратительное рычание «Харлеев» и «Кавасаки» некоторые горожане. «Народные мстители» предлагают сыпать сахар в бензобак и заталкивать картошку в выхлопную трубу. Однако неприятная новость для мечтающих о подобной «мести» – оба эти средства на самом деле не работают. Последний раз эксперимент под кодовым названием «Можно ли отомстить соседу, забив картофелину в выхлопную трубу» проводил портал «Автовзгляд». Выяснилось: современные выхлопные трубы узкие, с серийными особенностями, поэтому картошку можно забить туда только кувалдой. Впрочем, если верить интернету, есть значительно более усовершенствованные средства. Агрессивным мотоциклистам заливают выхлопную трубу монтажной пеной, портят лобовые стекла краской из баллончиков или жирными сливками (сразу не отмоешь). Высыпают на припаркованные у подъездов мотоциклы пшено, чтоб птички поклевали, порадовались – и нагадили...