Двое мужчин в длинных арабских рубахах на фоне белой обшарпанной стены. Один - явно избитый, второй - в наручниках. На опубликованных ИГИЛ (запрещенная в РФ организация - ред.) кадрах говорит именно он:
- Я, Заболотный Роман Васильевич, 1979 года рождения, уроженец Ростовской области, поселка Рассвет, при контрнаступлении «Исламского государства» в районе Шуля попал в плен. Со мной попал в плен, - далее Роман читает по бумажке, - Цуркану Григорий Михайлович, 1978 года рождения, уроженец Домодедовского района.
Сомнений в том, что это - реальные граждане России, каким-то образом угодившие в западню к террористам, - нет. Неизвестно только, как они там оказались. Потому что в Министерстве обороны России твердо заявили, что к военному ведомству они никакого отношения не имеют: «Все военнослужащие Вооруженных сил РФ, находящиеся в Сирии, выполняют поставленные задачи по предназначению». Возможно, пленнные мужчины воевали добровольцами в составе правительственных сил в Сирии или в отрядах ополчения их союзников?
ПРАВИЛЬНЫЙ МУЖИК, ДЕСАНТНИК
Мы попытались разыскать следы этих пленников. И вот что оказалось. Как сообщил военкор "КП" Александр Коц в своем телеграм-канале Григорий Цуркану на самом деле родился в Сыктывкаре. Срочную службу в 1996-98 годах проходил в десантных войсках. Потом подписал контракт. Уволился из армии в 2012 году, с должности механика-водителя. Ездил воевать добровольцем в Югославию и в Донбасс. А дома, в подмосковном Домодедово, подрабатывал - где сварщиком, где охранником.
- Гриша женат, у него двое дочек - одна в 9 классе, другой - 3 годика, - рассказал корреспонденту «КП» друг Григория Цуркану Александр. - Он вообще не был никогда болтуном, не распространялся о своем боевом прошлом. Закрытый в этом плане. Очень спокойный, правильный мужик с обостренным чувством справедливости. Не пьет, спортом занимается. Последний раз видел его в мае, мы приглашали его на мероприятие к Дню победы домодедовского отделения «Боевого братства». Он ведь член нашей организации.
- Он действительно состоит у нас на учете в домодедовском отделении, - пояснил «КП» руководитель исполкома «Боевого братства» Вагиф Мирзалиев. - Сейчас выясняем, как он там, в Сирии, мог оказаться. К сожалению, мы не может отследить, что делает каждый член организации. Но это точно наш парень, наш боевой товарищ. Будем выяснять. И если он жив, предпримем все меры, чтобы вытащить. Своих ребят мы не бросаем. Главное, поддержать его семью. Будем делать, что в наших силах.
КАЗАК, ВОЗИВШИЙ ГУМАНИТАРКУ В ДОНБАСС
Роман Заболотный тоже имеет армейское прошлое. В последние годы был казаком Всевеликого войска донского. Во время активных боев в Донбассе возил в пострадавшие регионы гуманитарную помощь.
- Я, когда увидел его в этом видеоролике, сразу подумал, что в Сирию он гуманитарку повез, - рассказал "КП" один из близких знакомых Романа. - Но он бы тогда предупредил. А тут - просто уехал на пару месяцев, как обычно. Он работал вахтовым методом то на стройках, то еще где-то. А теперь вот и думаем, на стройках ли. Кто-то говорит, что он в частной военной компании был.
Разговоры о ЧВК сопровождают сирийскую операцию с самого начала, однако на официальном уровне информация о наличии «солдат удачи» в Сирии никогда не подтверждалась. В 2013 году в этой стране непродолжительно базировалась зарегистрированная в Гонконге ЧВК «Славянский корпус», состоявшая, по слухам, из выходцев из СНГ. Однако в их задачи не входило ведение боев против террористов. По контракту с бизнес-структурами Сирии они должны были заниматься охраной нефтяных и газовых объектов. Это, к слову, под уголовную статью о наемничестве не подпадает.
Как бы то ни было, в плену оказались два российских гражданина. И откреститься от них - значит поставить под сомнение бессмертный тезис о том, что русские на войне своих не бросают. Вне зависимости от их ведомственной принадлежности и политических пристрастий, Москва должна сделать все, чтобы попытаться вытащить россиян из сирийского плена. Если, конечно, еще не поздно.