В России, как велели Путин и Медведев, началось уничтожение санкционных продуктов. Официально с вкусной контрабандой должны начать расправляться 6 августа, но лавры превопроходцев уже достались сотрудникам Россельхознадзора по Самарской области — там торжественно уничтожили 114 тонн свинины. Мы выяснили, как именно это сделали, и как лучше всего извести пресловутый пармезан: кормить им дождевых червяков! А также, попробовали это осуществить, предложив фермеру, разводящему червей, тонну пармезана на прокорм.
Власти решили, что продукты будут уничтожаться не только на границе, но и вообще везде, где будут обнаружены. На рубежах родины этим будут заниматься таможенники и Россельхознадзор, а в ее тылу обязанность возьмет на себя Роспотребнадзор.
Не удивительно, что появившаяся на этом фоне новость об уничтожении 114 тонн мяса всколыхнула общественность. Кушать все-таки хочется всем - а тут одним разом ликвидировали гору свининки. Неравнодушные россияне даже стали собирать подписи под петицией в адрес Путина о передачи санкционных продуктов беднейшим слоям общества, которых, кстати, по итогам 2014 года, по данным Росстата, оказалось 16,1 млн человек. Бумагу уже подписали свыше 200 тысяч человек.
В пресс-службе территориального управления Россельхознадзора по Самарской области нам рассказали, что это была за свинина, и как от нее избавились.
- Мы эту свинину нашли еще в апреле. С того момента она хранилась на хладокомбинате, так как нам нужно было проверить достоверность приложенной к ней документации. В ветеринарных свидетельствах было сказано, что мясо пришло из Бразилии, поэтому мы отправили туда запрос и ждали ответа. После того, как бразильские власти открестились от мяса, мы решили его сжечь. При этом свинина была утилизирована в соответствии с правительственным постановлением годичной давности «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», а не с тем, которое вступает в силу 6 августа. Мы же нашли ее в нашей глубинке, а не на границе... Если бы это было на границе, мы бы просто развернули фуры туда, откуда они приехали. Фактически это была контрабанда, от которой мы должны были избавиться. Мы делали так и раньше, с 2014 года мы сожгли уже 371 тонну мясной продукции.
- Есть мнение, что еду можно было бы раздать малоимущим, как думаете?
- Как мы можем отправить на прилавки продукты, которые не получили ветеринарных разрешений? Сложно себе представить, какая поднимется волна, если кто-то отравится этим мясом, и ведь во всем будут винить именно нас. А чтобы самостоятельно провести экспертизу, нужно очень много денег, которых у нас нет. Поэтому под высокими температурами всю партию свинины два дня обрабатывали и превращали в мясо-костную муку, которая будет использована в животных кормах. Сегодня закончили. Операцию выполнил Дубово-Уметский ветсанутильзавод по производству мясо-костной муки. В Самарской области еще два таких предприятия, так что можем справиться и с большими объемами...
А что с пармезаном? Как пояснил нам руководитель утилизационного завода «Южный федеральный перерабатывающий центр» Роман Себекин, сжигать его на госгранице можно будет в специальных мобильных печах. Та же незавидная участь постигнет и сыры всех остальных сортов. Такой метод уничтожения быстрый, но не вполне безопасный. «Такие печки работают на газу, - пояснил Себекин, - При сжигании любого продукта, не только пармезана, в атмосферу будут выделяться вредные продукты».
Чтобы минимизировать ущерб для экологии, печи придется оборудовать современными мощными фильтрами. Стоят они баснословных денег. Но и это, как уверяет Себекин, не главная проблема. Отработанные фильтры тоже придется утилизировать, причем как отходы высокого класса опасности. Даже под завязку напичканный химией и пищевыми добавками импортный сыр ни в какое сравнение не идет с отжившим свое печным фильтром.
По мнению специалистов, способ грамотно избавиться от партии санкционного пармезана — отдать его на корм... дождевым червям. Червяк за сутки съедает столько, сколько весит сам, а в его выделениях — больше половины полезного биогумуса — удобрения, резко повышающего урожайность (стоимость тонны в Европе — около 600 евро).. В среднем червь весит грамм. Получается, что для уничтожения тонны пармезана в день нужно иметь «под рукой» миллион червей. На квадратном метре червефермы живут около 50 000 особей. Так 20 «квадратов» с червяками хватит для съедения тонны пармезана в сутки.
Правда, в России такие фермы пока не распространены. Есть несколько мелких предприятий, например, в Челябинской области, в Сухтелях. По словам Романа Себекина, желающих заняться червячным бизнесом у нас хватает. Но их останавливает необходимость постоянно покупать корма для своих прожорливых питомцев. А раз пармезан все равно решено выбрасывать, получилась бы двойная выгода: и черви сыты, и кошельки фермеров целы. Для полноты картины мы позвонили главе червяковой фермы в Сухтелях Алексею Голубовичу и предложили скормить его червям тонну санкционного пармезана.
- Мои черви сыр не едят, они питаются только растительной пищей, - проворчал Голубович.
- А если привезем тонну санкционных помидоров или огурцов, они съедят?
- А вы с какой целью интересуетесь? - подозрительно спросил фермер.
- Хотим, чтобы продукты не пропадали даром, а превращались в биогумус, который потом можно будет выгодно продать...
- Это еще найти надо, где его продавать. Не так все просто, я-то знаю...
- Ну вот предположим, к вам пришло государство, и делает такое предложение, они вам овощи, а вы им биогумус. Согласитесь?
- Зависит от того, кто кому платить будет...
В полном смятении мы уточнили, едят ли черви пармезан, у Елены Темеревой, доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника кафедры зоологии беспозвоночных биофака МГУ.
- Дождевые черви жрут все подряд, - сообщила г-жа Темерева. - Правда, мне кажется, что кормить пармезаном - это уже слишком, хотя, хотя, конечно, это лучше, чем просто закапывать его в землю. Около 15 лет назад наша кафедра даже занималась производством биогумуса, у нас были хоздоговора с различными предприятиями, и даже получалось что-то на этом заработать. Но сейчас ничего это уже нет, было бы неплохо, если бы снова появилось.
Кстати, из дождевых червей делают и мясной фарш, который, к примеру, на Филиппинах бедняки едят. Нас это тоже ждет?