Российская экономика в новых условиях будет переживать структурную перестройку. Она как минимум должна заключаться в технологической безопасности и замещении импорта без потери качества. Чего, перестраивая экономику, делать точно не следует, так это не метафорически "возвращаться в СССР": заниматься долгим, дорогим и неэффективным производством, "давить" частную инициативу, а также запрещать хождение в стране долларов, евро и других иностранных валют.
Об этом шла речь на ключевой макроэкономической дискуссии во второй день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Что предстоит сделать? России нужно переосмыслить выгоды от привычного экспорта, а значительная часть производства должна начать работать на внутренний рынок, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина. "Мы как страна сейчас теряем от международного разделения труда. В этих условиях нужно переосмыслить выгоды от экспорта. Нужно, наконец, подумать о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок", - подчеркнула глава ЦБ. Также, по ее словам, в России необходимо производить больше конечной продукции, с высокой степенью переработки.
В целом внешние условия для России изменились надолго, если не навсегда, сказала Набиуллина. В такой ситуации нужно проявлять больше гибкости и умения реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, добавила глава ЦБ.
В мире происходят глубинные изменения и прежним он уже не будет, согласился помощник президента Максим Орешкин. "То, что сейчас происходит в мире - на самом деле не краткосрочная история. Это очень глубинные изменения в геополитике. Если обратиться даже к выступлению президента на форуме в Давосе полтора года назад, диагноз четко разложен: и стремление к однополярности, которая ведет к противостоянию в странах, и проблемы с социальным неравенством в мире, проблемы с макроэкономической политикой. Поэтому все, что сейчас происходит - одно из звеньев этой большой цепи. Как прежде уже не будет", - подчеркнул Орешкин.
При этом, по его словам, возврата в России к экономике СССР также не состоится. Даже с учетом текущей ситуации в мире эти экономики не похожи и возврата к неэффективной советской экономике точно не произойдет.
"Все опасаются, что структурная перестройка в условиях, когда мы лишаемся привычного доступа к источникам технологий, приведет к деградации. Этого все хотят избежать. Это вопрос не постановки задачи. Задача - модернизация, только как? Чтобы не вернуться в Советский Союз, нужно по-другому посмотреть на частную инициативу", - подчеркнула Набиуллина. По ее словам, технологического и инновационного развития без частной инициативы не будет. "Это не вопрос налогов и поддержки из бюджета каких-то проектов", - добавила глава ЦБ.
По мнению министра финансов Антона Силуанова, России в целом нужна новая промышленная политика и доктрина технологической безопасности. "Следующее, нам в этой связи нужно больше свободных предпринимателей, меньше администрирования, административного воздействия, больше защиты собственности", - сказал министр финансов.
При этом структурная перестройка экономики не должна обеспечиваться исключительно федеральным бюджетом: это путь неверный, подчеркнул Силуанов. Бюджет - очень сложный инструмент, с одной стороны, для созидания, а с другой стороны, он может быть и источником разрушения, сказал Силуанов. "Здесь очень важно найти грань, потому что сейчас мы слышим: давай больше финансирования, давайте больше вкладывать туда. Мы смотрим на наши финансовые ресурсные возможности", - отметил он.
Масштабная поддержка экономики возможна только как временное явление, добавил министр финансов. "Такое может быть, но постоянно политика такого дисбаланса не может продолжаться. Потому что это в конечном счете приведет к инфляции, к снижению доходов населения, и это в конечном счете приведет к снижению уровня жизни наших граждан", - пояснил Силуанов. Поэтому бюджетное "лекарство" не должно превращаться в "наркотик", подчеркнул министр.
В итоге здесь придется пройти между Сциллой и Харибдой, концентрируясь только на первоочередных направлениях: радиоэлектронике, цифровой экономике, помощи производствам, которые требуют восстановления. Государство может взять на себя риски, но только частично, используя механизмы гарантий, офсетных контрактов, давая бизнесу уверенность в сбыте продукции и гарантии минимальной доходности. Если же взвалить на бюджет слишком высокие обязательства, "наркотическая зависимость" приведет к утрате макроэкономической стабильности - так, как, например, произошло в Турции, считает Антон Силуанов.
"Мы готовы взять определенные риски в части реализации. Производите подушки безопасности или стеклоподъемники - мы обеспечим спрос. Государство обеспечит работу предприятия так, чтобы этот бизнес был устойчивым и имел перспективы", - сказал Силуанов. Но здесь не идет, например, речи о пересаживании государственных служащих на автомобили "Лада" для обеспечения того самого спроса. Как подчеркнули участники дискуссии, подобная идея возникала не раз, в том числе в 1990-е годы, но так и не прижилась.
Безусловно, российская финансовая система должна выделять деньги на перестройку экономики, но принуждать банки к кредитованию излишне рискованных проектов нельзя, предупредила Эльвира Набиуллина. В этом случае будут рисковать и кредиторы, и вкладчики, добавила она.
Также, по словам Набиуллиной, доллар и евро продолжат в той или иной степени участвовать в российской экономике. При этом за свои деньги гражданам беспокоиться не нужно: Набиуллина напрямую сказала, что никто не планировал и не планирует конфисковывать вклады в иностранной валюте или запрещать хождение в стране доллара, евро и других иностранных валют.
Но при этом действующие с 9 марта и пока что до 9 сентября валютные ограничения (в том числе, например, покупка физлицами наличной иностранной валюты и лимит на снятие денег с валютных вкладов) в обозримой перспективе останутся. "Все, что касается по ограничениям на наличную валюту, которые были введены до сентября, эти ограничения вводились не потому, что кому-то этого захотелось, а потому, что были введены ограничения на ввоз наличной валюты - долларов и евро - в страну, наложены жесткие санкции на финансовый рынок. Мы постепенно многие ограничения снимаем, но, конечно, в условиях санкций говорить о том, что все ограничения будут сняты, невозможно", - сказала позднее Набиуллина.
В целом, несмотря на все ограничения, общий тон заявлений по поводу экономических перспектив России был оптимистичным. Так, минэкономразвития планирует уточнить свой прогноз социально-экономического развития России в лучшую сторону с учетом эффективно сработавших мер поддержки, принятых правительством, заявил глава ведомства Максим Решетников. Ранее ЦБ опубликовал прогноз аналитиков, которые улучшили ожидания по экономике. По мнению опрошенных регулятором экономистов, ВВП сократится в 2022 году не на 9,2%, а на 7,5%. "Мы тоже готовимся уточнять прогноз в лучшую сторону. Мы видим, что те меры, которые так интенсивно принимаются, дают свой результат", - сообщил Решетников.
Максим Орешкин также призвал верить в Россию, так как наша страна сильная и умеет принимать решения. "Тысячелетняя стория России говорит о том, что мы всегда справляемся, справимся и в этот раз", - подытожил помощник президента.