Уральский мегаполис, претендующий на негласный статус третьей столицы России, выглядит сегодня и впрямь по-столичному. Футуристические башни гостиниц и бизнес-центров, вставшие за купеческими фасадами старого Екатеринбурга и промзонами советского Свердловска, отнюдь не портят городского облика, но придают ему еврошарм. Яркие супермаркеты, уютные кафе и бары, афиши многочисленных выставок и звездных концертов... Деловой, рабочий и хипстерски-расслабленный пульсы уральской цитадели сплетаются в причудливый узор. Его разноцветные волны бегут по монохромному чертежу улиц с именами революционеров, завихряясь у двух нервных узлов города: помпезного «Ельцин-центра» и Храма-на-Крови. К последнему на ежегодный крестный ход до Ганиной ямы 17 июля съезжаются верующие со всей России. А на ином полюсе — слеты либерального бомонда, визиты американского посла, заметно возросшая активность консультантов из НАТО и представителей пресловутого Британского совета...
Миллионы Ходорковского
На столь непростом фоне инцидент, ставший триггером громкого расследования и сетевой истерики, вроде не впечатляет. В ролике скандального блогера мы видим косноязычного малого, который называет законодательный запрет на игру в Pokemon GO в культовых зданиях глупостью и обещает половить виртуальных существ в церкви, построенной на месте убийства Романовых. Далее оператор снимает Соколовского-Сайбабталова, бродящего между икон со смартфоном...
Очевидно, что выбран будний день между службами, поэтому народу внутри практически нет, и молодые люди с гаджетами не привлекают внимания. После этого «герой» уже на улице развязно сообщает: акция удалась, однако поймать «главного покемона — Иисуса» не получилось, «ибо его не существует». На всю эту муру в студии (а она у Руслана, по свидетельству экспертов, весьма профессиональная) накладывается аудиотрек с матерной похабщиной, стилизованной под православные песнопения. Ну и готово: ролик начинает стремительно набирать заходы в YouTube и лайки в соцсетях.
Через некоторое время в съемную квартиру Сайбабталова врывается ОМОН. Блогера отправляют в СИЗО, прихватив в качестве вещдоков пачку цветных глянцевых журналов «Ничего святого!», порцию таблеток «экстази», а также запрещенную «шпионскую» авторучку для скрытой видеозаписи.
Новость об аресте мгновенно облетает ресурсы Рунета определенной направленности, включая «Эхо Москвы», «Дождь», «Медузу». В заголовках рефреном звучит: «посажен за ловлю покемонов». А в текстах на разные лады обыгрывается посыл: талантливый компьютерщик, способный юный блогер, кормящий больную маму, немного нашалил, за что «тупые чиновники вкупе со злобными попами хотят упечь его в тюрягу». Среди заступников мгновенно вырисовываются «Яблоко» и «ПАРНАС», вместе с «главным безбожником» страны Невзоровым.
Ходорковский через своих представителей обещает вытащить парня под залог в 30 млн рублей, за 150 тысяч нанимает ему адвоката. В свою очередь, твиттер Pussy Riot перебрасывает мостик от локального скандала на Запад — по уже отработанной антироссийской схеме. Мигом готов очередной экспортный мем — «Срок за атеизм». Дескать, церковники в отместку за неверие бросили парня на нары.
И следователь стал меня главней
Между тем местные следователи ответственно заявляют, что РПЦ не причастна к аресту блогера. 21-летний Руслан Сайбабталов был задержан по совокупности преступных деяний на основании материалов, собранных Центром по противодействию экстремизму областного главка полиции и управлением ФСБ. Ему предъявлено обвинение в двух эпизодах — по части 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), а также в одном эпизоде — по части 2 ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, совершенное в местах, специально предназначенных для проведения богослужений).
В просторном кабинете на улице Щорса старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Свердловской области майор Александр Шульга охотно излагает всю разрешенную на сегодня информацию по делу.
— Оперативная разработка публичной деятельности Руслана Соколовского велась уже достаточное время, и последний видеоролик с выходом из «виртуала в реал», намеренно заточенный под нарушение закона, сыграл роль определенного сигнала, — рассказывает Шульга. — Но информация о том, что человеку якобы инкриминируется ловля покемонов, поданная рядом СМИ, абсолютно неверна. Обвинения по двум статьям УК формулировались на основе тщательного анализа привлеченных экспертов — лингвистов, религиоведов и психологов. Оценивались три видеофайла, размещенные в этом году в Сети от имени Соколовского. В двух из них эксперты однозначно нашли признаки экстремизма. Было также установлено, что преступная деятельность обвиняемого носила систематический и целенаправленный характер. Расследование находится ныне в активной стадии: продолжаются допросы, экспертизы. Возможно, в обвинении появятся новые эпизоды. Пока только намекну, что речь может пойти о разжигании ненависти к определенным социальным группам. Правовая оценка текстов и иллюстраций журнала будет дана по итогам комплексной судебной экспертизы. Также расследуются обстоятельства приобретения и использования запрещенной законодательством мини-аппаратуры для скрытого видеонаблюдения.
Интересуюсь у Александра Шульги: почему СИЗО заменили на домашний арест, ведь у Руслана нет в Екатеринбурге ни собственного жилья, ни прописки?
— Поэтому мы настаивали как раз на первой мере пресечения, — поясняет мой собеседник. — Однако вышестоящий областной суд решил по-другому, после того как частный адвокат предоставил для домашнего ареста Сайбабталова собственную квартиру. Я в своей практике встречаюсь с подобным впервые.
Задаю напрашивающийся вопрос: откуда у безработного, недоучившегося в двух институтах блогера, живущего на съемных квартирах, дорогостоящее студийное оборудование, а главное — средства на выпуск и рассылку полноцветного печатного журнала?
— Источники финансирования в дальнейшем могут быть проверены правоохранительными органами, — отмечает Шульга. — Впрочем, проведение в Сети так называемых стримов с донатами, которыми занимался подследственный, может приносить неплохие дивиденды, так что однозначно утверждать, что его деятельность оплачивалась со стороны, рано. Никакого внешнего давления на следствие мы не чувствуем — будем доводить его до конца и, скорее всего, в текущем году.
Здесь стоит пояснить, что максимальное наказание по предъявленным статьям — 5 лет лишения свободы, минимальное — штраф до полумиллиона рублей и принудительные общественные работы на срок до 480 часов (по другой статье — от 1 до 4 лет). Теоретически срок может быть назначен и условный, но штраф и трудовая повинность в данном случае, скорее всего, неизбежны.
Ройзман: «Идиоты раскрутили дебила»
У мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана приемный день на первом этаже величественной сталинки — здания гордумы. Однако внутри все демократично: никаких пропусков, доступ в порядке живой очереди, сам городской начальник — в свитере, на подбородке красуется «народная» щетина. Двери в большую комнату призывно распахнуты.
Посидев в приемной, наконец и я получаю право задать свой вопрос: почему госчиновник такого ранга счел нужным реагировать на дело Соколовского?
— У меня подход прагматический, — поясняет Евгений Вадимович, — будучи главой мегаполиса, я озабочен ситуацией, наносящей ущерб репутации современного города свободных, думающих людей. Имею в виду все составные части этой истории: производство скверных роликов, публичный скандал с ними, донос СМИ на их автора, арест, уголовное дело и возможный тюремный срок блогеру. Все вместе это может негативно сказаться на инвестиционных рейтингах Екатеринбурга... За действиями Руслана Соколовского я вижу желание оттопыриться, прославиться любыми способами — мы таких здесь навидались. Его методы — жесткий троллинг, провокация с комплексом Герострата — мне не симпатичны. Риторика и лексика далеки от принятых в приличном обществе. При этом Руслан — способный компьютерщик, технарь. Если бы местные массмедиа не «раскачали» его намеренной демонизацией, то он остался бы в своей малозаметной возрастной нише. Блогеру сделали сумасшедшую накрутку, закидав соцсети ссылками на его ролики — пусть и с проклятиями. Я бы не стал даже вникать во все это, но когда его «закрыли», я понял, нельзя лепить из парня страдальца, равно как и создавать прецедент для посадок за словесные экзерсисы.
Прошу уточнить: как же тогда следовало отнестись к сетевому пакостнику?
— Да никак вообще! — категорически отрезает Ройзман. — Вот, смотрите, сколько людей пришли ко мне с реальными проблемами, а мы с вами сидим и об этом дятле толкуем... Я был бы рад, как мэр, чтобы этот скандал поскорее забыли. Владыка Кирилл мог бы просто заявить, что епархия берет парня на поруки, попробует как-то перевоспитать его. Он вроде и готов был это сделать, но потом вмешались некие силы, и пошло наступление на привычные грабли: уголовное дело, запросы Amnesty international, статьи в западных газетах... Получилось так, что все, выпучив глаза, работали на Соколовского: идиоты журналисты вместе со следователями сделали из дебила мученика. А тот попросту, как в пословице, знаете: «Ср#л, да упал».
Шалун или циник?
Что ж, аргументация Евгения Ройзмана в стиле «а был ли мальчик» по-своему логична. Однако далеко не все земляки с ним согласны. Доводы градоначальника парирует главный редактор аналитического портала «Накануне.RU» Сергей Хурбатов:
— Резонанс и первоначальная реакция были как раз связаны с тем, что разбираться в обстоятельствах многие не хотели, а правоохранители не сразу донесли до общественности суть предъявленных обвинений. В итоге мы получили спекуляции на тему «бедного блогера отправляют в тюрьму за ловлю покемонов». Эту версию мы и услышали от деятелей вроде Ройзмана и Навального... Рекламу Соколовскому-Сайбабталову делали те, кто старался представить его поступки в приуменьшенном и приукрашенном виде, выдать за шалости этакого креативного, но дурковатого паренька, захотевшего славы Pussy Riot. Патриотическая часть СМИ, напротив, такую рекламу смогла остановить. Скажем, обстоятельно разобраться, что за фрукт этот Соколовский, попыталось наше агентство. Общественность развернулась, шумиха вокруг блогера поубавилась, градус заступничества резко снизился.
Еще радикальнее на «феномен Соколовского» смотрит екатеринбургский популярный блогер и публицист Сергей Колясников.
— Мое внимание Сайбабталов-Соколовский привлек, когда начал делать глянцевый журнал — аналог «Шарли Эбдо», по его же словам. Тысяча экземпляров, целый редакционный штаб, логистика распространения. Я работал в издательском доме и знаю, что это требует серьезного финансирования. Журнал «Ничего святого!» я анализировал — он вполне экстремистский. Кроме издевательств над православием и исламом (над последним, правда, гораздо осторожнее), там есть почти полный дежурный белоленточный набор: захватили Крым, платим дань Чечне, гадкий Путин, тупые россияне. Этот деятель агитирует за геев, движение «чайлдфри» (то есть отказ от рождения детей), аборты, эвтаназию; размышляет на тему отстрела «излишнего» населения и тому подобных мерзостей. Хочу сказать, что таких людей, как Руслан, специально ищут и находят. Вкладываются в них. Так что Соколовский — не отдельный мальчик-хулиган, это проект. И глупый вроде бы заход с покемонами в храме — на самом деле следующий просчитанный шаг в давлении на РПЦ. Зарубежные кураторы «пусек», проанализировав последствия известной акции, внесли поправки в свою стратегию. Не случайно после ролика Соколовского десятки молодых людей, подражая кумиру, побежали со смартфонами в храмы... Каким должен быть выход? Любой справедливый по закону обвинительный приговор, ужесточение законодательства. Оно у нас излишне либерально к явным разрушителям.
К сказанному Колясниковым стоит добавить, что выпуски видеоблога Сайбабталова на YouTube, несмотря на тошноту, вызываемую у нормального человека, обладают неким извращенным дебильным очарованием. Глуповатая скороговорка-болтовня автора со стеклянными глазами и перекошенной мимикой, собранная со множеством склеек и алогичным чередованием тем, перемежаемая слоганами и микроклипами, бьющими по мозгам, — в этом угадывается некая методика. С виду абсолютно топорная, но, похоже, неплохо заточенная на юную аудиторию определенного уровня. Один из регулярных гэгов Соколовского — фото и видео целующихся девочек, вроде как лесбиянок. Некоторые держат надписи «Соколовский», а позировать норовят в непосредственной близости от православных церквей. Как говорится в одном из слоганов блогера из саморекламного ролика: «Святой Соколовский дал вам смысл, получайте удовольствие и не парьтесь!» Ну чем не установка-кредо для целого поколения?
А ведь все это уже случалось в истории Отечества... Речь даже не о глумлениях комсомольцев-безбожников 1920-х. Те хоть искренне верили в новую религию коммунизма. Ближе к нынешнему — «чистый» сатанический нигилизм 1860-х, когда бывшие семинаристы и прочие разночинцы оскверняли святыни с прямой целью нравственного разложения народа, дабы приблизить революцию. Вспомните сюжет из «Бесов» Достоевского с живой мышью, которую ночью засунул в разбитый киот иконы «маленький почтамтский чиновник» (и будущий страшный убийца) Лямшин. Вот эти самые лямшины никуда не делись, разве что получать за свои хохмы норовят в долларах да евро.
Христос прощал кающихся
Свое видение проблемы изложил мне также игумен Вениамин (Райников), секретарь Епархиального совета и настоятель храма во имя Державной иконы Божией Матери.
— Я не психолог, но мне представляется следующее: мальчик из небольшого Шадринска рано остался без отца, рос, по-видимому, вне твердого нравственного воспитания. На малой родине ему ничего не светило, а способности были, как и амбиции. И вот он меняет фамилию и даже отчество, едет в крупный город, чтобы состояться, любым путем доказать, что он чего-то стоит. Мегаполис — это жестокая конкуренция, особенно для провинциалов, желающих занять место под солнцем. В выбранном им роде деятельности трудно прославиться, оставаясь вежливым, рассудительным человеком. Соответственно Руслан ищет более эффективные пути и находит. Чтобы так раскрутить в одиночку блог, как он это сделал, нужно обладать определенными талантами. Я не знаю, помогал ему кто-то или нет, могу лишь по аналогии вспомнить печально знаменитую группу Pussy Riot, девицы из которой представлялись энтузиастками-одиночками. Однако недавно из переписки небезызвестного Сороса, вскрытой хакерами, обнаружилось, что они были среди получателей его грантов на антироссийскую деятельность. Повторюсь, не могу утверждать, занимался ли Соколовский аналогичными делами бесплатно, ради популярности, или получал за это деньги. В любом случае у этих акций есть четкое функциональное назначение: проверка общества на прочность. Это как уколы булавкой в тело человека — если оно реагирует на раздражение, значит, пациент еще жив. В данном случае тест проводится комплексный: как отреагируют разные слои социума, например представители власти; каков уровень медицинской «толерантности» государственного организма. Организаторам важно знать: могут ли люди противостоять подобным пинкам, остались ли у них какие-то общие ценности?
— Зачем? — спрашиваю игумена Вениамина и получаю ответ: «А вспомните, когда у нас девицы плясали в храме, на Украине их коллеги из «Фемен» спиливали кресты. У нас осудили и посадили, а там — нет. В России Болотная ничем не закончилась, а там майдан привел к перевороту и внешнему управлению. Вот и весь сказ».
— Да, у нас есть вечная дилемма между необходимостью реагировать на зло, останавливать его продвижение и нашей христианской привычкой прощать, — объясняет батюшка. — Мы искренне сочувствуем Руслану, он попал в сложную жизненную коллизию. Никогда нельзя отрицать возможность нравственного выздоровления человека. Если он искренне захочет общаться с православным священником или, в случае присуждения общественных работ, потрудиться, допустим, на церковной ниве ухода за больными — в епархии, конечно, пойдут навстречу. Но боюсь, что искушение славой слишком сильно, чтобы из раскрученной уже и в международном плане «жертвы режима» он захотел бы вновь стать «просто Русланом из Шадринска». Подчеркну: православие — не розовая водица всепрощения, как иногда утверждают наши либералы. Господь на Кресте прощает кающегося разбойника, а не упорствующего в своем злословии. И если мы вопреки этому начнем закрывать глаза на намеренные оскорбления наших святынь, попрание человеческого достоинства верующих, то мы просто предадим нашу веру.
Как слово наше отзовется
Гулко отвечают каблукам каменные плиты в Храме-на-Крови. Слова вечерни падают в сырую мглу за окнами. Вот там, в нише за алтарными вратами и распятием, была стена Ипатьевского дома, у которой стояли под пулями члены императорской семьи, где добивали штыками юных царевен. Здесь вот — другая поклонная стена, с портретами расстрелянных верных царских слуг и канонизированного доктора Евгения Боткина. Покаянно гудит колокол где-то наверху.
Покемонов здесь нет — разве что в головах людей, зашедших всуе. Нет их и в соседнем бесплатном музее, где собраны уникальные вещи Романовых и артефакты из дома купца Ипатьева.
Касаюсь клавиш рояля, по которым пробегали пальцы убиенных Великих княжон: звуки гаснут в тишине музейного концертного зала... Какое эхо останется в вечности от нот, извлеченных нашими земными поступками и мыслями? Как быть с тем, кто, ворвавшись на святое место, вдруг начнет стучать по клавишам и орать похабные частушки? Закрыть уши и глаза, вежливо попросить удалиться или прищемить пальцы рояльной крышкой, так, чтобы запомнилось навсегда?..
На тысячу людей — созидателей или наблюдателей — всегда найдется один разрушитель по своей натуре. Силы, системно работающие на деморализацию нашего народа, таких специально находят и пестуют — дай только слабину. Стоит ли спокойно смотреть, как мелкие «бесенята» вроде Соколовского будут подтачивать здоровье нации? Не стоит ли решительно купировать болезнь, пока она не расползлась по всей России?..