Губернатор – не конь, и на переправе его менять самое время. В предвыборный год по весне заменили восьмерых, а осенью – ещё 11 глав регионов. Но вот что смущает: пообтёртых и знающих, что к чему, матёрых управленцев, как правило, меняют на «успешных менеджеров» кабинетного, чтобы не сказать комнатного, формата с ничтожным руководящим опытом.
Казалось бы, выборы на носу и власть на местах следует укреплять, а не наоборот, чтобы не было мучительно больно после оглашения результатов ЦИК. А ощущение такое, что происходящее – не элемент подготовки к президентской кампании, а некий кадровый передел, предпринятый в интересах элит. Что же, собственно, происходит и кто за этим стоит?
На наших глазах с лёгкостью заменили власть в регионах, сравнимых с европейскими государствами. Области с целым сонмом экономических проблем, сложным политическим ландшафтом перетасовали на потребу кланам. Оценивать бы этих людей по их умению решать глобальные проблемы. Если вспомнить, что есть бесконечные социальные, экологические и прочие проблемы, становится странным, что возраст и готовность спрыгнуть со скалы могли стать важными критериями кадрового отбора. А жизнь миллионов людей увязывается с необходимостью прозрачной вертикали.
На носу выборы президента, и к ним полным ходом идёт подготовка – комментирует октябрьский «падёж» губернаторов политолог Дмитрий Орешкин. «Проигрывать никак нельзя. Губернатору говорят: надо обеспечить цифры. А уж как он это сделает – его проблемы». Всё так, но трудно сварить борщ, смутно зная рецепт, да ещё не имея поварских навыков. А какие могут быть навыки региональной работы у столичного банковского управленца, «голубого воротничка»? Если твой фаворит захромал накануне бегов, то замену следует искать среди рысаков, а не запрягать в двуколку оказавшегося в поле зрения битюга, неужели не ясно? А что происходит у нас – чуть ли не половина назначенцев, по недоброй советской традиции, «переброшена с культуры на спорт» без соответствующей подготовки. И каких результатов от них прикажете ожидать?
Если это «озеленение», то в каком смысле?
По-восточному двусмысленно происходящие перемены охарактеризовал Рамазан Абдулатипов, сменивший кресло главы Дагестана на откидное сиденье президентского спецпредставителя: «озеленение кадров». В смысле – молодо-зелено, имея в виду нежный возраст части назначенцев? Или, как намекают бесстыжие зубоскалы, речь идёт совсем о другой «зелени»? Приглядимся попристальнее к новым лицам – кто они сами и кто там у них маячит за спинами?
38-летний москвич Александр Цыбульский, замглавы Минэкономразвития, сменил 43-летнего Игоря Кошина в Ненецком автономном округе. Тут, кажется, всё просто. Кошину скорее всего покровительствовал именно Вагит Алекперов – это ЛУКОЙЛ, а Цыбульский пользуется доверием руководства другого нефтяного гиганта. И это тот случай, когда знание региональной специфики – дело десятое. Гораздо важнее понимание москвичом-неофитом иной специфики, сырьевой. Политического тяжеловеса Валерия Шанцева в Нижегородской области сменил первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин – не с подачи ли неких влиятельных нефтяников, как об этом сообщили некоторые издания? В Самарской области вместо Николая Меркушкина на высокий пост заступил Дмитрий Азаров – это тот редкий случай, когда новый назначенец из местных, ранее он курировал департамент финансов Самары, а затем был главой города. По всей видимости, лоббировал эту замену советник главы «Ростеха» Сергея Чемезова по имени Владимир Аветисян. След «Ростеха» проглядывается и в Псковской области – Андрея Турчака, перешедшего в Москву на партийную работу, заменили Михаилом Ведерниковым, бывшим заместителем полпреда в Северо-Западном федеральном округе. Конкурс был, говорят, как в МГИМО – Турчак «сватал» вместо себя сенатора Александра Борисова, давнего знакомого своего отца, а полпред Николай Цуканов, в свою очередь, рассчитывал провести в губернаторы свою приближённую Анастасию Кузнецову. Но область возглавил Ведерников – с подачи 31-летнего калининградского губернатора Антона Алиханова, за спиной которого, по-видимому, Чемезов и клан Гуцериевых.
Михаил ХАЗИН, экономист:– Смена губернаторов, полагаю, была продиктована не политическими интересами, а острым желанием сэкономить. У правительства и администрации президента разное видение того, что такое эффективный губернатор. Для правительства эффективный тот, кому можно не давать денег или давать по минимуму. А для администрации президента – тот, в чьём регионе нет социальных проблем. Понятно, что накануне выборов президента деньги не главное, гораздо важнее сохранить политическую стабильность. Но похоже, что понятно это не всем – Кириенко вот недопонял. Очень недальновидно было с его стороны. Логичнее было бы, на мой взгляд, провести массовую ротацию губернаторов не до выборов, а сразу после них.
В Приморье вместо Владимира Миклушевского приступил к работе Андрей Тарасенко. Вообще-то он родом из Владивостока, но по сути давно москвич. Работал на руководящих должностях в Счётной палате, «Росатоме», Россельхозбанке, служил гендиректором «Росморпорта». Вероятный протеже братьев Ковальчуков. Другой их возможный выдвиженец – Андрей Травников, заменивший Владимира Городецкого в Новосибирской области. Травников – из Череповца, работал мэром Вологды и в полпредстве Северо-Западного федерального округа. Со спецификой Западной Сибири назначенец знаком едва ли. Между тем Новосибирск с его Академгородком – место непростое, фрондёрское, можно сказать. Сдюжит ли Травников? Сомнительно, знаете ли – так, во всяком случае, пишет местная пресса. К тому же область продолжают контролировать «наследники» бывшего губернатора Виктора Толоконского, поясняет политолог Евгений Минченко. Городецкий с ними не справился, теперь пробуют Травникова, выходца из «Северстали» Алексея Мордашова, находящегося в орбите братьев Михаила и Юрия Ковальчуков.
Тревожно и за регионы, и за Россию
Остальные назначения не менее примечательны, и практически в каждом имеется скрытый подтекст. Омская область – там Виктора Назарова заменили Александром Бурковым, который две пятилетки оттрубил депутатом Госдумы, а до этого работал в Свердловской области. Бурков – эсер, и, если верить думской легенде, за него хлопотал глава «Справедливой России» Сергей Миронов. Отчасти это так, но хлопоты Миронова имели несколько иную цель, нежели обеспечить своего протеже тёпленьким местечком. «Таким образом Миронов убрал из Москвы основного претендента на своё место, – разъясняет политический консультант Дмитрий Фетисов. – И в депрессивную область Буркова отправили «на убой», ведь хотя он и считается мастером аппаратных интриг, но едва ли справится с ситуацией в Омске, так как он не нейтрализует конфликты, а всегда их провоцирует». Впрочем, опыта политического лавирования Буркову не занимать: начинал он у прожжённого политического авантюриста Антона Бакова (не того ли самого, который подбивал губернатора Эдуарда Росселя перейти с рублей на местную валюту, уральские франки?). Именно с подачи Бакова Бурков занял свою первую начальственную должность – главы комитета по управлению государственным имуществом Свердловской области.
А в Ивановской области Павла Конькова сменил москвич Станислав Воскресенский, сын миллиардера и экс-заместитель министра экономического развития. Хлопотали за него, похоже, видные люди из окружения Дмитрия Медведева – Герман Греф и Аркадий Дворкович. Злопыхатели изгаляются: мол, в «город невест» назначили руководителя явно не той расцветки. Но это скорее всего гнусные сплетни: новый губернатор женат на актрисе и фотомодели Светлане Дрыге (по прозвищу «Золушка с пивзавода») и у него две дочери. А ещё про Воскресенского говорят, что его семья якобы владела фирмой-субподрядчиком, отремонтировавшей накануне аварии Саяно-Шушенскую ГЭС. Много ли наработает Воскресенский на новом месте – неясно. Окружения прежнего губернатора в Иванове не осталось – кто-то под следствием, кто-то ушёл в бега, опасаясь тюрьмы. Козней ждать неоткуда, но достанет ли опыта?
Ну и несколько слов о других назначениях. В Красноярском крае Виктора Толоконского сменил Александр Усс – он местный, возглавлял законодательное собрание края. Местная пресса называет его «человеком Дерипаски» и намекает на тесные связи с авторитетным предпринимателем Анатолием Быковым.
В Дагестане Рамазана Абдулатипова сменил Владимир Васильев – и это самая нетипичная рокировка из всех, ведь Васильева никто не «курирует», он – сам по себе. Катар и Саудовская Аравия налаживают отношения с Россией и по этой причине отказались от финансирования дагестанского террористического подполья – самое время очистить республику от власти местных кланов, издавна спекулировавших на непростой ситуации. Васильев и его московская команда – типичные «чистильщики».
Внутриполитический блок в администрации президента год как курирует Сергей Кириенко, и назначение глав регионов целиком на его совести. А чего можно было ещё ожидать от Кириенко?
А «розочка на торте» – Андрей Клычков, сменивший одиозного Вадима Потомского в Орловской области. 38-летний коммунист из Калининграда, депутат Мосгордумы, участник событий на Болотной площади и объект политических симпатий Алексея Навального. Политолог Виталий Иванов назвал Клычкова «управленцем-девственником», ведь у него совсем нет опыта административной работы. Казалось бы, зачем Геннадию Зюганову ходатайствовать о высоком назначении такой сомнительной фигуры? Знающие люди разъясняют: ходатайствовать могли не по причине симпатии, а совсем наоборот.
В распределении высоких региональных постов сохраняется тренд закреплять за политическими партиями те или иные провинции. Казалось бы, выбирать следует по опыту, по готовности и умению политика грамотно разрулить столкновение интересов. Но нет, раз выделен регион под КПРФ, значит, заменим там Потомского на того, на кого упадёт указующий перст Компартии. В самом деле, почему не Клычков из Калининграда? Та же история со Смоленской областью.
Такая вот пёстрая компания подобралась на смену знаковым Абдулатипову, Шанцеву и иже с ними. Даже как-то тревожно. И за регионы, и за страну в целом.
Ростислав ТУРОВСКИЙ, политолог:– Острой политической необходимости менять губернаторский корпус накануне президентских выборов у Владимира Путина не было, так что причина череды отставок явно в чём-то другом. В чём же? Скорее всего в конъюнктурных интересах «башен Кремля» – различных околовластных групп влияния. Обратите внимание: за каждым назначением просматривается та или иная высокопоставленная фигура. Но, как мне представляется, в этой кадровой чехарде кроется скрытая опасность. Появление в регионах большой группы варягов может негативно сказаться на президентской кампании. Об этом должны были задуматься в первую очередь те, кто курирует внутреннюю политику, – вот только задумались ли? За полгода до выборов – и такой крупный просчёт…
Киндер-сюрпризы от «Киндер-сюрприза»
Очевидно, никакого системного подхода к назначениям нет и в помине. Один якобы «от Чемезова», другой – «от Ковальчуков» и так далее. А через полгода – президентские выборы. С кого за них спрос, как не с губернаторов? И как мог подобную вольницу – неурочное и слишком очевидное для всех «озеленение» – допустить тот, кто по долгу службы озадачен раскладами в стране? Внутриполитический блок в администрации президента год как курирует Сергей Кириенко, и назначение глав регионов целиком на его совести.
Освежим память. Неспроста Кириенко 20 лет назад нарекли «киндер-сюрпризом». Сверху-то шоколад, а что внутри – поди знай. Сюрпризом также было неожиданное появление Кириенко буквально из рукава Бориса Немцова, убедившего президента Бориса Ельцина в незримых умениях «молодого реформатора». А «киндер»-премьер был слишком молод, 35 лет от роду. Мог ли такой управленец удержать рушащуюся экономику огромной страны? Очевидно – не мог. Многие высокопоставленные коллеги Кириенко вспоминали, что назначили его премьером нарочно, чтобы списать на него все былые управленческие огрехи. Итог – августовский дефолт 1998 года. Так может, молодая поросль губернаторов призвана стать громоотводом грядущих экономических проблем? С одной стороны, они истратят бюджетные деньги с минимальными потерями и с наименьшим пиаром себя любимых. Губернаторскую вертикаль встряхнули, чтобы стрясти с неё лишние украшения в виде самостоятельных фигур. А с другой стороны, в 2018–2019 годах уже израсходуется фонд национального благосостояния, который позволял сохранять социальное обеспечение, несмотря на вдвое подешевевшую нефть. Тогда закредитованным областям придётся несладко – засбоят коммунальные службы и все социальные объекты. Почему бы тогда не списать всё на менеджеров? В этом случае срочная замена глав регионов необходима, и мы просто не понимаем дальнего умысла Сергея Кириенко на фоне близящихся выборов президента.
Может, конечно, мы тычем пальцем не в того «крайнего», но ведь именно Кириенко курирует внутреннюю политику, а значит, и выборы в регионах, не так ли?
Молодых коллег Кириенко тогда шутливо называли «мальчики в розовых штанишках». Сегодня новоиспечённые губернаторы уже не носят розовые рубашки и предпочитают более строгие – синие – цвета. Станут ли их потом называть «мальчиками в голубых штанишках»? Наверное, это зависит и от их политической ориентации.
Успешные менеджеры «не пляшут» против опытных управленцев
Если кто-то ещё сомневается в уместности и нацеленности на успех массовой замены губернаторов фактически «на переправе» – за полгода до выборов президента России, – то вот вам наглядная иллюстрация. Весной покинул свой пост 66-летний губернатор Новгородской области Сергей Митин. Говорили – из-за конфликта с местными элитами. Ему на смену пришёл Андрей Никитин – «молодой, умный, со связями в Кремле и Белом доме», как писал о нём РБК. «Успешный менеджер», 37 лет. Последнее место работы Никитина – Агентство стратегических инициатив, созданная правительством некоммерческая организация «для продвижения приоритетных проектов в экономике». В общем, Никитин – типичный представитель новой губернаторской когорты.
А Новгородская область – регион не самый хлебный и перспективный, зато скандалёзный. Пока регионом управлял Митин, там шла бесконечная война между ним и мэром Новгорода Юрием Бобрышевым, семье которого принадлежит местный ликёроводочный завод «Алкон». Мэра то убирали, то возвращали по решению суда, шла война компроматов, возбуждались уголовные дела, которые так же стремительно и закрывались. Итог – Митину указали на дверь. Назначили Никитина. «Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия, – провозгласил новоназначенный глава региона. – Самый главный вопрос – не в деньгах. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров».
Минуло полгода. И что изменилось? А ничего ровным счётом! Губернатор Никитин всё ещё «ожидает подвигов от своих подчинённых» – об этом он сам на днях заявил на Московском международном форуме «Открытые инновации». «Наверное, это неверно с точки зрения кадровой политики, но мне очень хочется, чтобы что-то менялось быстрее». Но ведь у тебя было целых полгода! «Мы поинтересовались у губернатора, – ёрничает местный сетевой ресурс «53 новости», – не получится ли так, что управленцы начнут требовать подвигов от простых людей, своих подчинённых, ничего не предлагая взамен?» Знаете, что ответил Никитин? «От членов своей команды я жду разумных, эффективных решений». Ёлки-палки, губернатор полгода ждёт у моря погоды! И ведь всё сам понимает: «Будем где-то опускаться вниз, где-то скатываться». И что же в сухом остатке? Предшественника Никитина, Митина, которому весной указали на дверь, с помпой проводят в сенаторы от Новгородской области («Сергей Герасимович будет помогать правительству региона планировать бюджет»). Хотя Никитин, похоже, поддерживал две другие кандидатуры – мэра Бобрышева и вице-губернатора Веронику Минину. Все хотели перемен, ругали Митина, но в итоге без Митина так и не смогли обойтись! Вот так «кадровая революция» от Кириенко! Как бы не пришлось звать назад отставников.