ТОП 10 лучших статей российской прессы за Сен. 19, 2014
Поток меняет русло
Не так давно болгарский министр экономики и энергетики Васил Штонов объявил о полной остановке всех работ по строительству на территории Болгарии газопровода "Южный поток". Однако запрет является формальным, и работа продолжается полным ходом.
Так, по сообщениям болгарских СМИ, с завода немецкой компании Europipe в Гамбурге в порты Бургаса и Варны уже доставлено свыше 8000 труб для будущего газопровода. Кроме того, специализированное судно доставило в Бургас платформу для прокладки труб на морском участке газопровода.
По словам Нины Мирчевой, менеджера по коммуникациям компании South Stream Transport B.V., договоры о поставке труб для газопровода заключены в I квартале текущего года, поэтому их просто невозможно аннулировать, и они выполняются. Кроме того, запрет Брюсселя и Софии не касается всего проекта строительства газопровода.
Формально "Южный поток" не соответствует нормам Третьего энергопакета, предполагающим разделение вертикально интегрированных энергетических компаний на такие составляющие, как добыча, транспортировка и сбыт. В качестве второй причины со стороны Софии назывался проведенный с нарушением процедур тендер на строительство участка "Южного потока". Подряд получило совместное предприятие "Стройтрансгаза" Геннадия Тимченко и болгарской компании.
"Последние выступления европейских лидеров - Франции и Германии - показывают, что в своих санкционных желаниях Европа подошла к некой черте, переход через которую грозит тяжелейшими последствиями ее экономике. Поэтому работа над "Южным потоком" и продолжается", - полагает управляющий активами УК "Фонд Магута" Платон Магута. По его словам, очевидно, что украинский кризис не будет быстро преодолен, грозя "метастазами" в виде прерывания поставок газа в Европу, а она этого не хочет. И лишь давление США проявляется в виде различных бюрократических преград. "В этом году ожидается, что "Газпром" поставит порядка 140-160 млрд куб. м газа в Европу, что является рекордным объемом за всю историю. Альтернативы российскому газу попросту нет и в ближайшие 10-15 лет не предвидится", - добавляет директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко.
В настоящее время примерно треть "голубого топлива" поставляется в Европу из России. Большая часть транзита осуществляется через территорию Украины. Назвать этот процесс комфортным для обеих сторон нельзя. Достаточно вспомнить три "газовые войны" и последний кризис, обернувшийся резким повышением цен и введением системы предоплаты за газ в связи с колоссальной задолженностью.
Вероятность, что Украина самостоятельно расплатится по долгам перед "Газпромом", близка к нулю, а следовательно, существует угроза транзиту. Киев вряд ли сможет обеспечить свои потребности только за счет реверса газа и собственной добычи, так что для обеспечения стабильных поставок в Европу России необходимо иметь обходные возможности.
Непробиваемый энергопакет
Соблюдение положений Третьего энергопакета означает существенное ухудшение экономики проектов для профильных инвесторов, каким и является "Газпром". "На мой взгляд, как раз Третий энергопакет не соответствует реальным потребностям Европы - обеспечению стабильных поставок газа с низкими издержками на его транспортировку", - указывает руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. По мнению заместителя генерального директора Института энергетической стратегии Алексея Белогорьева, технически вопрос о несоответствии требованиям Третьего энергопакета решаем даже без предоставления проекту особого статуса. Как вариант, 50% газа может перепродавать близкая к "Газпрому" европейская компания, например ЈП "Србијагас". Но вопрос находится не в правовой плоскости, а в политической. "Реальная подоплека действий ЕС - его нежелание видеть Россию на Балканах, особенно в Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговине и Словении. Попытки остановить "Южный поток" начались раньше украинского кризиса, последний лишь создал благоприятный фон для этого", - подчеркивает Алексей Белогорьев.
"Для "Газпрома" основной риск, связанный с принятием этого нормативного документа членами ЕС, в том, что компания не сможет одновременно выступать и поставщиком европейских стран, и владельцем самостоятельно построенных газопроводов, по которым сырье поступает потребителям. Для того чтобы соответствовать нормам Третьего энергопакета, отечественной корпорации придется предоставить доступ к газопроводу сторонним поставщикам", - отмечает источник, близкий к "Газпрому". Угроза этого выглядит вполне реальной. Совсем недавно российской компании пришлось выйти из капитала Lietuvos Dujos и Amber Grid, занимающихся транспортировкой и распределением газа на внутреннем рынке Литвы, как раз потому, что в условиях, когда основным поставщиком "голубого топлива" в страну является "Газпром", этого требовали и нормы Третьего энергопакета, и литовское законодательство.
"Разумеется, "Газпром" не готов допускать сторонних поставщиков к "Южному потоку", - соглашается аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг. - Учитывая масштаб инвестиций, требуемых для строительства, необходимы гарантии по заполнению газопровода, подкрепленные долгосрочными контрактами на поставку сырья. Без этого вкладываться в проект "Газпрому" нецелесообразно".
"Пройдет пять-семь лет, и вместе с новым ростом экономики Европа начнет резко наращивать потребление газа. Энергетики и экономисты это понимают, но не все политики", - добавляет заведующий кафедрой мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев.
Впрочем, многие эксперты ставят под вопрос саму целесообразность дальнейшего расширения газотранспортных мощностей в экспортном направлении из России, поскольку "Северный поток" мощностью 55 млрд куб. м в год и украинская ГТС мощностью 140 млрд куб. м загружены примерно наполовину, а ЕС постоянно заявляет о желании снизить зависимость от российского газа.
Поток не сразу строился
Четыре "нитки" трубопровода "Южный поток" по 15,57 млрд куб. м пролегают по дну Черного моря от станции Русская к берегам Болгарии и далее через Сербию, Венгрию, Словению в Италию. Оценочная стоимость проекта - 22,5 млрд евро, участка в Болгарии - 3,3 млрд евро, в Сербии - 1,7 млрд евро. По словам экспертов, "вилка" оценок часто плавает между 19-24 млрд евро, однако доподлинная стоимость, по всей видимости, будет ясна ближе к концу реализации проекта.
Первоначальный объем инвестиций в "Южный поток" в 2007 г., когда шли переговоры с Eni, оценивался в 10 млрд евро. Затем, в 2008 г., бывший министр энергетики РФ Сергей Шматко называл уже цифру в $20 млрд. В 2009 г. "Газпром" поднимал стоимость до 25 млрд евро, однако одновременно в 2009 г. при переговорах с греческой DESFA фигурировала и сумма в 8,6 млрд евро. При этом менялась география проекта, а его мощность увеличилась с 30 до 63 млрд куб. м. В итоге с учетом требований Владимира Путина к "Газпрому" в конце 2012 г. сформировалась схема: 63 млрд куб. м за 15,5 млрд евро.
"Проблема часто осложняется тем, что в стоимость "Южного потока" пытаются включить элементы или даже все объекты проекта "Южный коридор", однако это чисто внутрироссийская инфраструктура. Так что "реальной" оценки нет, поскольку нет самой "реальности", - рассуждает заместитель генерального директора по инвестициям ИК "Универ капитал" Дмитрий Александров.
Для первой стадии проекта "Северсталь" поставит South Stream Transport 100 000 тонн труб (15%), ОМК - 230 000 тонн (35%), Europipe - 330 000 тонн (50%). В марте 2014 г. South Stream Transport объявила победителей конкурса на поставку труб для второй "нитки" "Южного потока", говорится в сообщении компании: ОМК - 35%, "Северсталь" - 25%, консорциум Marubeni-Itochu и Sumitomo - 40% от тендера (суммарно на 800 млн евро).
Подрядчик строительства болгарского участка - "Центргаз" (100-процентная "дочка" "Газпрома"). Другой победитель был определен в конце апреля - это "Стройтрансгаз консорциум", паритетное СП "Стройтрансгаза" и Gasproekt Jug AD из Болгарии. Но "Стройтрансгаз" решено было заменить из-за санкций в отношении его владельца. Еще ранее, в 2011 г., на территории Болгарии победителем тендера на строительство участка был признан консорциум ОАО "Южниигипрогаз" и "Газтек БГ" АД. Генподрядчиком сербской части также стал "Центргаз".
В России ООО "Стройгазмонтаж" отвечает за 421 км газопроводов системы "Южный коридор", которая, собственно, и обеспечит подачу газа в "Южный поток". Также компания через дочернее ОАО "Ленгазспецстрой" строит КС "Русская" (мощность 448 МВт, 14 ГПА (компрессоры)). КС "Русская" будет полностью укомплектована оборудованием, произведенным в России по итальянской технологии ЗАО "РЭП Холдинг". КС "Русская" является головной компрессорной станцией морского участка газопровода "Южный поток" и в то же время конечной точкой "Южного коридора".
В марте South Stream Transport подписала договор с "дочкой" Eni (Saipem) на строительство первой "нитки" морского участка. Укладка должна начаться осенью. Стоимость работ оценивается в 2 млрд евро.
"Южный поток" прошел два этапа эволюции, в которой отразился весь драматизм позиционирования РФ на европейском рынке газа, отмечает Алексей Белогорьев. На первом этапе (2007-2008 гг.) у "Газпрома" имелась твердая уверенность как в дальнейшем росте спроса на газ в ЕС (не говоря уже об увеличении импорта на фоне падающей добычи), так и в том, что Россия сможет обеспечить существенную часть этого прироста. Проект генсхемы газовой отрасли от августа 2008 г. предполагал, что "ежегодный рост европейского спроса на природный газ ожидается на уровне 2-3%". Из этого делались самые оптимистичные расчеты увеличения нашего экспорта. Именно на волне оптимизма родился "Южный поток" проектной производительностью 31 млрд куб. м в год. С самого начала часть этой мощности резервировалась под снижение объема транспортировки газа через Украину (в 2008 г. объем транзита достигал 117 млрд куб. м против 86 млрд куб. м в год в 2013 г.), но основная часть все-таки была "заточена" под новые экспортные ниши в Италии, Центральной и Юго-Восточной Европе.
Изначально рассматривались три сухопутных маршрута "Южного потока": северный (через Румынию), центральный (через Сербию) и южный (через Грецию). В итоге остановились на центральном, во многом из-за позиции Сербии, которая была наиболее доброжелательна. Если все остальные страны, те же Болгария и Турция, за свое участие в "Южном потоке" постоянно требовали каких-то уступок от России (скидки на газ, инвестиции в другие проекты и пр.), то Сербия - единственная страна, которая, наоборот, выразила готовность платить за него. Основной платой стал NIS - фактический монополист на сербском рынке нефтепродуктов, 51% акций которого было продано без конкурса "Газпром нефти" за 400 млн евро, притом что его реальная стоимость оценивалась тогда в 1-1,5 млрд евро.
Затем состоялось подписание договора о начале строительства между "Газпромом" и итальянской Eni и ряда межправительственных соглашений.
Второй этап стартовал в 2009 г. Сначала случился транзитный кризис января 2009 г., ребром поставивший вопрос о радикальном снижении объемов украинского транзита. Также стало ясно, что европейский рынок не только не растет, но и вошел в период глубокой стагнации (по сегодняшним прогнозам, она продлится до 2020 г.). В то же время многие компании европейских стран решили, что газ слишком дорог для производства электроэнергии, и начали массово переводить электростанции на уголь. Наконец, российский газ был признан в ЕС политически неблагонадежным. И в мае 2009 г. появился новый "Южный поток", каким мы его знаем сегодня - с проектной мощностью 63 млрд куб. м в год и отсутствием собственных рынков сбыта.
В том же 2009 г. было подписано соглашение с болгарской стороной об участии в проекте, хотя впоследствии Болгария приостановила его из-за проекта "Набукко". "Набукко" действительно мог составить конкуренцию "Южному потоку". "Теперь же, когда проект "Набукко" закрыт, приоритетным стало строительство Трансадриатического газопровода. Тем не менее нельзя сказать, что этот проект конкурирует с "Южным потоком". "Южный поток" изначально предназначался для транспортировки российского газа в Европу", - поясняет ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.
"С этого момента "Южный поток" перестал быть конкурентом проектов поставок азербайджанского, туркменского, иранского и иракского газа через Турцию (Nabucco, Nabucco-west, SEEP, TANAP+TAP, ITGI и пр.). Неудивительно, что уже в августе 2009 г. Турция дала согласие на прокладку газопровода через свою исключительную экономическую зону, хотя до этого, в 2007-2008 гг., она была самой последовательной противницей "Южного потока", - отмечает Алексей Белогорьев.
Но в 2013 г. к препятствиям на пути строительства российского газопровода добавились широко известные претензии Еврокомиссии к несоответствию проекта Третьему энергетическому пакету.
Европейский маятник
Сегодня по поводу "Южного потока" продолжают звучать разнополярные политические заявления. Так, глава директората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори недавно отметил, что ведомство продолжает занимать жесткую позицию по газопроводу "Южный поток", настаивая на приостановке проекта. Европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пригрозил санкциями странам - участницам Европейского союза, готовым поддержать проект строительства "Южного потока" в том виде, в котором его предлагает правительство РФ. По мнению Гюнтера Эттингера, все государства, подписавшие соглашения, должны отложить проект до тех пор, пока он не будет соответствовать общепринятому европейскому праву.
Впрочем, похоже, что экономический здравый смысл постепенно начинает брать верх над накалом политических страстей.
Во время июньского визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Австрию с правительством этой страны были подписаны соглашения о планах реализации проекта "Южный поток" на австрийской территории. Помимо этого, российская сторона получила долю участия в австрийской газовой бирже, являющейся одной из ключевых на европейском энергетическом рынке.
Ранее австрийская компания OMV обратилась к правительству Евросоюза с просьбой прекратить препятствовать продвижению проекта "Южный поток" и, наоборот, сконцентрироваться на скорейшей реализации выгодного для европейских стран проекта.
"Южный поток" весьма выгоден для Австрии, поскольку страна сможет поставлять газ из хаба "Баумгартен" другим европейским потребителям, поясняет Леонид Григорьев. Также, по его мнению, проект выгоден и Сербии с Болгарией. Первой - поскольку по аналогии с Австрией она сможет стать страной - распределителем газа. Второй - в связи с тем, что при минимальных внутренних потребностях Болгария превратится в основную страну-транзитера и соответственно будет получать максимальную выгоду от транзита российского "голубого топлива".
Вопрос заключается лишь в том, смогут ли частные интересы небольших государств Южной и Центральной Европы противостоять коллективной воле Евросоюза.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.