В Минобороны и Генштабе рассказали военному обозревателю «КП» Виктору Баранцу, что на самом деле случилось в подлодке, где погибло 14 моряков.
Трагедия в Баренцевом море породила много вопросов. Получить на них ответы мне помогли некоторые должностные лица Минобороны и Генштаба. Прежде всего хотелось уточнить, - на какой именно подлодке случилось ЧП, а то гуляют разнотолки? И что она делала в море?
Мне разъяснили, что правильно подводный корабль следует называть научно-исследовательским автономным глубоководным аппаратом Северного флота. Он выполнял важную учебно-боевую задачу по исследованию рельефа дна в Баренцевом море в интересах обеспечения применения сил Военно-Морского Флота в территориальных водах России.
Зачем делаются эти самые исследования морского дна? Есть подводные течения, которые то углубляют дно, то намывают огромные банки – подводные горы, которые надо иметь в виду нашим подводникам, которые ходят в этих районах. По сути, работа этих людей, с которыми случилась беда в Баренцевом море, направлена на безопасность нашего флота.
Этот аппарат поступил на вооружение ВМФ в начале 2000-х и к разрабатываемому перспективному вооружению (торпедам-беспилотникам «Посейдон» и прочему «новому супероружию», как об этом пишут в соцсетях) отношения не имеет.
ТАКОЙ АППАРАТ У НАС НЕ ОДИН
Все рассказы о том, что это единственная такая подлодка в ВМФ России, - неправда. Таких подводных кораблей несколько, они есть на всех наших флотах.
Паспорт аппарата:
глубина погружения – до 6000 м;
скорость движения – до 6 узлов (11 км/ч);
автономность плавания – до 3 суток;
экипаж офицеров-исследователей – 14 чел.;
научная группа – до 5 чел.
ПОЧЕМУ НА БОРТУ БЫЛО ТАК МНОГО СТАРШИХ ОФИЦЕРОВ?
Для научных исследований применяются многолучевой эхолот, профилограф, механические манипуляторы и другое. Использование такой техники требует высочайшего профессонализма опытных спецов. Потому на вопрос - «Почему так много старших офицеров было на борту?» я получил такой ответ:
- А что, по вашему, такой техникой должны управлять юные контрактники? По сути, все они военные ученые-исследователи. Даже в названии задачи, которую они выполняют, это и звучит – научно-исследовательские работы.
ЛОДКА БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕНА
Что еще удалось узнать?
Что авария произошла на глубине 280 метров. Борьба за живучесть корабля продолжалась около 1,5 часов. Самоотверженные решительные действия экипажа позволили сохранить аппарат и обеспечить его отбуксирование в военно-морскую базу Североморск. Аппарат будет восстановлен и вернется в боевой строй.
ПРИЧИНА ЧП - ВЗРЫВ В «АККУМУЛЯТОРНОЙ ЯМЕ»
А что же стало главной причиной аварии, в которой погибли 14 подводников? По предварительным данным, полученным спецкомиссией на начальном этапе расследования, причиной ЧП явилось короткое замыкание в электроэнергетической системе корабля, вызвавшее возгорание в помещении аккумуляторных батарей (по другому - в «аккумуляторной яме»). А если там концентрация водорода превышает 3% - происходит взрыв и последующий за ним пожар. Что и случилось.
Пожар развивался «в ураганном темпе» из-за чего некоторые члены экипажа даже не успевали воспользоваться специальным дыхательным аппаратом. Просто маски плавились!
И даже в этих условиях сильно обгоревшие моряки спасали друг друга.
ОРДЕНА МУЖЕСТВА И ЗВАНИЕ ГЕРОЯ. УВЫ, ПОСМЕРТНО...
Кстати, среди них некоторые были потомственными подводниками. У одного из погибших офицеров отец когда-то командовал специалистами, проводившими такие же подводные исследования. У другого, Героя России, отец-моряк тоже был Героем... Там были и другие подводники, которые принадлежат к большим морским династиям.
Уже стало известно, что все подводники, и погибшие, и оставшиеся в живых, будут награждены орденами Мужества. А один из них будет представлен к званию Героя. В ВМФ России вряд ли еще есть корабль, у членов экипажа которого есть столько Золотых Звезд... Жаль, что говорить это приходится с горьким привкусом...