Кремль опубликовал перечень поручений Владимира Путина правительству. Де-факто это детализированная администрацией президента и Белым домом программа работы исполнительной власти до 2030 года, в целом описанная в послании Федеральному собранию. Она обойдется в 6 трлн руб. дополнительных бюджетных расходов, большая часть этих средств вернется в экономику за счет вложений в строительство школ и больниц, снижение бедности и снятие остроты кадровой проблемы. 2,2 трлн руб. поручено потратить на адаптацию экономики — промышленную и экологическую модернизацию и внутренний туризм, чтобы удовлетворить растущий спрос, и на развитие цифровизации госуправления. Макроэкономически такая модель развития потребует одновременного роста налоговых сборов, выпуска, зарплат, инвестиций и экспорта при сокращении импорта — что, по мнению экономистов, будет сложным в условиях неопределенных внешнеполитических обстоятельств РФ.
Поручения президента правительству на 2025–2030 годы описывают перестройку экономики РФ и ее развитие с большей опорой на собственное производство. Система мероприятий, «упакованная» в поручения Кремля, предполагает поддержку спроса, который проще удовлетворить сейчас, ради трансляции его в инвестиции компаний на внутреннем рынке и их технологическое перевооружение с последующим ростом предложения, который компенсирует сокращение импорта и будет поддерживать увеличение несырьевого экспорта. Интриги в документе две: это подробности налоговой реформы, которая потребуется для финансирования такого проекта, и способность регуляторов одновременно увеличить спрос, предложение, инвестиции, зарплаты и экспорт и удержать эту конструкцию в динамическом равновесии. Формально большинство поручений даны лично Михаилу Мишустину как главе правительства.
Спрос подождет предложения
Расходы, упомянутые в поручениях президента в качестве дополнительных трат бюджета в 2025–2030 годах, в сумме составляют 6 трлн руб. Из них новые социальные нацпроекты обойдутся в 2,7 трлн руб., дополнительные соцрасходы в целом (учитывая планы по поддержке бедных и т. п.) составят 3,7 трлн руб., еще 2,2 трлн руб. правительству поручено потратить на адаптацию экономики к «новым условиям» — технологическую и промышленную модернизацию, потребность в которых вызвана усиливающейся изоляцией российской экономики от мировой (в т. ч. 500 млрд руб. Фонду развития промышленности), цифровизацию, которая поддерживает эту адаптивность (700 млрд руб. на нацпроект «Экономика данных»), еще в 600 млрд руб. обойдется нацпроект «Экология» (прежде всего — траты на физическую инфраструктуру, которые, впрочем, по традиции могут быть перенаправлены на другие проекты в случае проблем с финансированием), отчасти те же задачи адаптации к изоляции решают 600 млрд руб. трат на нацпроект по поддержке внутреннего туризма. В целом модель работы правительства, описанная поручениями, выглядит как использование дополнительного бюджетного стимула, вливаемого в экономику по каналам капитального строительства и социальных расходов, в расчете на ее перестройку на удовлетворение внутреннего и экспортного спроса при «точечной» поддержке проектов его удовлетворения — а поддержка бедных, как и дополнительные госрасходы на стройку, поддерживают спрос в наименее импортозависимых отраслях, в т. ч. производства стройматериалов и АПК.
Дополнительные расходы бюджета, растущие в последние годы, однако, пока вызывают озабоченность Банка России.
В резюме заседания совета директоров 22 марта регулятор отмечает, что сомневается в достаточности скорости и устойчивости замедления инфляции, выражая обеспокоенность перегревом рынка труда и ростом зарплат выше производительности, а также неопределенностью источников финансирования новых госрасходов (налоги или займы) — в сочетании с ограниченным рынком труда и большими прибылями корпораций это заставляет его удерживать жесткую денежную политику для возвращения к целевой инфляции в 4%.
Макромодель без инноваций
Отметим, макроэкономически поручения традиционно ставят правительству количественные, а не качественные цели — хотя без статистически значимого качественного рывка выпуска в основных секторах экономики их достижимость может оказаться под вопросом. Одной из ярких «целей для телевизора», например, выступает требование вхождения РФ в топ-4 мировых экономик по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС): экономического смысла в этом немного — ППС придуман не для того, чтобы сравнивать с его помощью объем ВВП разных стран, а ради возможности сопоставления его отдельных компонент, например, инвестиций, потребления, расходов на образование или здравоохранение и т. д. Сравнивать страны в целом по показателю ВВП по ППС некорректно, так как в него входит чистый экспорт, который потребляется не в стране производства и по мировым ценам, а также инвестиции, которые не потребляются совсем и завязаны на производительность труда, которая и является (наряду со степенью открытости экономики и налогами) основным фактором, который влияет на ППС. Более того, за счет разницы в методиках даже сейчас во Всемирном банке и МВФ Россию формально располагают на разных местах среди других экономик по ППС.
В январе на Санкт-Петербургском форуме объединенных культур Владимир Путин заявил, что Россия обогнала Германию по показателю ВВП по ППС, не сообщив, по данным какой организации. По данным Всемирного банка за 2022 год, Германия и Япония занимают четвертое и пятое места, в обновленных данных МВФ Россия занимает шестую строчку, с небольшим отрывом от Германии и более выраженным — от Японии, лидерство же первых трех стран — Китая, США и быстрорастущей Индии — вряд ли изменится и к 2030 году (отрыв США от Индии по размеру ВВП по ППС сейчас более чем вдвое).
Долгосрочные же консенсус-прогнозы не предполагают быстрого роста экономики России до 2028 года — лишь на уровне порядка 1,3%, что заметно ниже среднемировых.
В этом свете еще одна цель, прописанная в поручениях — увеличить к 2030 году реальный выпуск в обработке «не менее чем на 40% по сравнению с 2022 годом»,— не выглядит достижимой, даже учитывая кризисно низкую базу 2022 года. Разгон же темпов роста промпроизводства невозможен без преодоления текущих структурных ограничений — дефицита кадров и мощностей, износ которых в среднем по экономике, по оценкам Банка России, в 2023 году составил 40% при уже рекордной загрузке.
На этом фоне наиболее достижимой выглядит цель увеличить к 2030 году долю оплаты труда в объеме валового внутреннего продукта по сравнению с 2023 годом. В случае ускорения роста ВВП это должно произойти автоматически, а в экономической логике в отсутствие роста производительности рост доли зарплат в ВВП несет лишь угрозы макростабильности. Впрочем, в периоды сбалансированного роста 2011–2013 годов и 2017–2019 годов показатель колебался на уровне 43–47%, что значительно выше 40,7% в 2023 году, даже несмотря на жесткий рынок труда и борьбу за кадры увеличением реальных зарплат.
Внешнеторговая «вилка»
Внешнеторговое уравнение в перечне поручений в целом укладывается в давнюю идею снижения зависимости экономики РФ от импорта при поддержании поступления экспортных доходов, которые также финансируют бюджет. При этом цель снижения доли импорта товаров и услуг в ВВП до 17% на первый взгляд не амбициозна: по итогам 2023 года соотношение составило 19% (при том, что импорт за год увеличился на 18%, до $213,3 млрд). По расчетам главного макроэкономиста УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антона Прокудина, в начале этого года показатель оценочно составил 18,6%, а в 2023-м укладывался в диапазон 17,3–21,3%. Среднее же значение с 2012 по 2021 год составляло 17,5%.
В экспорте же, учитывая нестабильность торговых цепочек, в которых участвует РФ, цели поставлены только для поставок несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ).
Они к 2030 году должны вырасти не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом (порядка $250 млрд; здесь также выбрана низкая база: по итогам 2023-го объем такого экспорта на фоне усиления санкций, проблем с расчетами и логистикой сократился на 23%, до $146,3 млрд, сообщал Минпромторг). При этом совокупный экспорт сократился в прошлом году еще существеннее — на 28,3% (из-за снижения цен: в тоннах экспорт РФ, по данным ФТС, в прошлом году сократился лишь на 1,3%). В результате доля же ННЭ по сравнению с 2014 годом в нем выросла с 28% до 35%. Пиковое же значение экспорта ННЭ пришлось на 2021 год ($194,2 млрд).
Тем не менее добиться целевого роста ННЭ при сохранении текущих ограничений будет нелегко: поставки на рынки дружественных стран не компенсировали падение экспорта по другим направлениям, усиление вторичных санкций также не облегчает этот процесс. На этом фоне правительству поручено обеспечить к 2030 году увеличение производства АПК на 25%, а экспорта — не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. Как ранее уточняли в центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе, это означает, что экспорт сельхозпродукции через шесть лет должен составлять уже $55,2 млрд (по данным ФТС, в 2023 году — $43,5 млрд, и это результат двух лет рекордных урожаев зерновых, ключевой позиции агроэкспорта). Как будут достигнуты новые цели, пока не вполне ясно: господдержка АПК достаточно «массированная», и ее заметного расширения не ожидается.
Суверенные технологии
Одним из главных направлений работы правительства в части расширения предложения на внутреннем рынке в ближайшие годы в части промышленной политики станет поддержка импортозамещения — со сдвигом от широкой поддержки выпуска отечественной продукции к концентрации бюджетных средств на интересных государству технологиях. Так, для производства приоритетной промышленной продукции из бюджета поручено выделить не менее 120 млрд руб. субсидий на компенсацию затрат компаний на НИОКР, столько же — на докапитализацию Фонда развития промышленности для поддержки приоритетных проектов, еще 200 млрд руб.— на субсидирование ставок по кредитам для них в рамках кластерной инвестиционной платформы. Также правительство получило поддержку президента в части системного подхода к развитию собственной технологичной продукции за счет запуска новых нацпроектов технологического развития: они получат приоритет и в бюджетном финансировании. Первые проекты Белому дому поручено разработать и утвердить до 1 сентября.
Финансировать расширение импортозамещения и технологической адаптации ради удовлетворения спроса призвано и поручение принять меры для роста фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году. Это, отметим, крайне амбициозная цель: по оценкам аналитиков «Твердых цифр», номинальный ВВП РФ растет примерно на 5–6% в год и в 2030 году составит уже порядка 245–255 трлн руб., что требует капитализации фондового рынка на уровне 165 трлн руб. Также «адаптационная» часть поручений президента включает в себя расширение поддержки МСП: власти связывают будущее сектора с замещением иностранных поставщиков товаров и технологий и готовы предоставлять ему льготы и возможности роста.
Платежное поручение
Одним из наиболее значительных и чувствительных направлений работы правительства станет реализация объявленной в послании налоговой реформы. Поручение в этой части несколько выделяется из общего перечня. Так, Госдуме совместно с правительством «рекомендовано» обеспечить внесение необходимых для этого изменений в законодательство уже до 31 июля, а основные параметры обновленной налоговой системы должны быть зафиксированы до 2030 года. При этом задан лишь общий вектор: исходить стоит из идеи «справедливого распределения налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков». Напомним, ранее президент уже пояснял, что речь идет, по сути, о «прогрессивном налоге» — нагрузка должна смещаться в сторону высоких как корпоративных, так и личных доходов при одновременном ее снижении для семей.
Параметры дальнейших изменений пока не раскрываются — анонсированы лишь отдельные нюансы снижения нагрузки на граждан. Так, к августу правительство должно обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих увеличение вдвое с 2025 года вычета на второго ребенка (до 2,8 тыс. руб.), а на третьего и каждого последующего — до 6 тыс. руб. (при доходах до 450 тыс. руб. в год), и вводящих вычеты для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы ГТО. Также в поручениях содержится и практически реализованная идея — предоставление вычета в сумме вложений в долгосрочные финансовые инструменты (до 400 тыс. руб. в год; закон об этом уже подписан). Для бизнеса отмечалась необходимость стимулирования компаний, которые вкладывают средства в реализацию инфраструктурных и социальных проектов — ранее глава РСПП Александр Шохин предлагал предоставлять больше налоговых вычетов тем компаниям, которые больше инвестируют.
Принципиальным же моментом предстоящей реформы в поручении обозначено «недопущение уклонения от уплаты налогов или занижения налоговых платежей». Подобные практики, напомним, были одной из причин отказа от прогрессивной шкалы НДФЛ в 2001 году. Ранее Минфин уже анонсировал борьбу с механизмами налоговой оптимизации, в том числе НДФЛ. Сейчас в числе распространенных способов остаются серые зарплаты (с ними отчасти помогает бороться повышение МРОТ) и заключение контрактов с ИП или самозанятыми, которые фактически являются сотрудниками компании. Выявление подобных схем является вопросом усиления налогового контроля (см. “Ъ” от 20 марта).