Президент Владимир Путин принял участие в церемонии открытия Международного авиакосмического салона МАКС-2015, после чего посетил выставочные павильоны и понаблюдал за полетами.
Экономическая и политическая ситуация, безусловно, повлияла на масштаб салона — на статической экспозиции было всего два иностранных самолета, но зато самые новые — Airbus A350 и чешский L-410 NG, совершивший первый полет меньше месяца назад.
— Убежден, что вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и поиска новых партнеров. Отмечу, что в рамках нынешнего форума будет заключен ряд серьезных соглашений. В том числе речь идет о поставках нашего современного самолета Sukhoi Superjet 100. Соответствующие контракты будут подписаны с участием Государственной транспортной лизинговой компании, авиакомпании «Ямал» и казахстанской авиакомпании «Скат». Россия открыта для продуктивного делового сотрудничества в аэрокосмической индустрии. Мы намерены активнее продвигать российские пассажирские и транспортные самолеты на внутреннем и внешнем рынках, будем наращивать уникальный космический потенциал нашей страны, укреплять лидирующие позиции в производстве военной авиационной техники, — сказал на церемонии открытия Владимир Путин.
На прошлых салонах в небе над Жуковским каскады пилотажных фигур совершали американский F-16, итальянская пилотажная группа, а с французскими летчиками совместный пилотаж совершал и российский ас. На статике все гости фотографировались с американским стратегическим бомбардировщиков B-52, и никого это не смущало. Но ситуация изменилась, и иностранные гости не прилетели, кроме небольшой прибалтийской частной пилотажной группы на L-39 Albatros. Пустоту в небе легко заполнили российские достижения.
Было решено продемонстрировать их в небе в рамках часовой летной программы. Перед Владимиром Путиным и прибывшим вместе с ним на салон наследным принцем Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммедом Аль Нахайяном пролетели новые и потенциально востребованные на международном рынке вертолеты Ми-28, Ка-52, Ми-26, новая пилотажная группа «Крылья Тавриды» на учебно-боевых Як-130, Су-35 и самый интересный для зрителей и для иностранных покупателей, перспективный авиакомплекс фронтовой авиации — 20-тонный Т-50. Завершили красивый пилотаж традиционные участники МАКСа: «Стрижи» на МиГ-29 и «Русские витязи» на Су-27.
Владимир Путин и иностранные гости осмотрели экспозиции и даже посидели в кабине вертолета Ми-38. Президент осмотрел стенды «Туполева», «Иркута» и «Сухого». Глава государства также ознакомился с разработками молодых изобретателей. Там Владимиру Путину подарили зубную пасту космонавтов.
Среди тех, кто не побоялся политических рисков, — авиастроители из Чехии, которые пользуются популярностью среди региональных перевозчиков, ведь затраты на пассажира чешского борта в 2–2,5 раза ниже, чем на других региональных самолетах. Чехи рискнули и привезли совершенно новый самолет — L-410 NG, который совершил первый полет 29 июля.
— Сейчас в России 46 наших самолетов Л-410 УВП-Е20. Политических препятствий на поставки самолетов в Россию нет, проблема в курсе рубля, — рассказал «Известиям» директор по продажам Aircraft Industries Сергей Мартынов.
Принял участие в салоне и Иран. На своем стенде иранцы представили разработки своей космической программы.