«Интервью? Сейчас?! Но мне нужно домой – выгулять собаку, она хочет писать! А потом за город! Давай на ходу?»
Хелена Кристенсен накидывает бомбер adidas, на бегу делает селфи с директором отдела моды «Татлера» Ренатой Харьковой, и мы через черный ход вылетаем на улицу.
– Туда, – говорит Хелена.
Последние несколько лет датская супермодель живет в Вест-Виллидж и знает здесь каждый закоулок. Помимо сына и собаки компанию дома ей составляют кролики и две бородатые ящерицы – каждое утро Хелены начинается с того, что она самолично кормит всех членов своей семьи. На выходные зоопарк во главе с хозяйкой уезжает за город. Не к Атлантическому океану, как принято у манхэттенцев, которые не встают с кровати меньше чем за десять тысяч долларов: не в Хэмптонс, Монток или модный Шелтер-Айленд. Бывший ангел Victoria’s Secret едет в дикие горы.
– Хэмптонс прекрасен, но там слишком много людей, слишком красиво и ухоженно, – объясняет Кристенсен. – Мне нравится нетронутая природа: реки, олени, медведи.
Неподалеку от Нью-Йорка, в горах Катскилл, у Хелены небольшая старая ферма.
– Мы используем ее как офис Stærk & Christensen, компании, которую я открыла с моей подругой Камиллой Старк. Зимой сидим у камина, летом работаем у реки, на воздухе.
Бюро Stærk & Christensen (оно занимается планировкой и декорированием домов, модой, съемками фильмов, далее везде) только что закончило работу над дизайном сразу трех домов, и это лишь одно из многих дел, которыми увлечена сегодня одна из великолепной семерки супермоделей девяностых. Помимо этого она по-прежнему хоть и редко, но метко выходит на подиум. Осенью, например, украсила кутюрное шоу других давних друзей, Dolce & Gabbana (по случаю чего в декабре появилась на обложке британского «Татлера» вместе с английской розой, любимицей миллениалов леди Китти Спенсер).
Кристенсен продолжает и снимать. Фотографировать она, кстати, начала еще до карьеры модели – в объективе Хелены побывали и Джонни Депп, и Игги Поп, и U2, и The Weeknd. В этом качестве Хелена ездит в горячие точки по поручению Агентства ООН по делам беженцев.
– Мы встречаемся с женщинами-беженцами, я говорю с ними, фотографирую, привожу их истории с собой, чтобы обратить на это внимание других. Не знаю, куда мы отправимся дальше, уже побывали в Колумбии, Руанде и на Украине. Грустно, что со временем будет все больше и больше беженцев, так что я всегда буду занята этим. Но этой работой горжусь больше всего. Знаешь, к примеру, как помогают беженцам в Руанде вернуть чувство независимости? Раздают им карточки с очень небольшой суммой денег. Так они сами могут решить, на что хотят потратить деньги.
Снимки этих женщин в инстаграме @helenachristensen соседствуют с ню самой Хелены. Аккаунту всего три года, зато постов в нем свыше трех тысяч шестисот, то есть в день появляется больше трех.
– Я не хотела появляться ни в каких социальных сетях, – рассказывает Кристенсен. – Друзья меня буквально заставили: сделали аккаунт без моего согласия. Я сразу их предупредила: если начну этим заниматься, не жалуйтесь, что я слишком много пощу. Для меня инстаграм – это личный дневник. Когда мне будет девяносто, я загляну в него, заново проживу свою жизнь, прочту все свои мысли.
Несколько улиц спустя мы оказываемся у небольшой кофейни, зажатой между браунстоунами. Хелена заказывает золотой латте с овсяным молоком (в его составе куркума, имбирь, корица, мед, кокосовое масло). Пока варится кофе, я не могу отделаться от мысли, что даже в черном хлопчатобумажном комбинезоне за девяносто долларов она производит тот же эффект, что и тридцать лет назад. Все та же копна каштановых волос, зеленые глаза, безупречная фигура. В сентябре 2017-го в финале показа в память о Джанни Версаче сорокавосьмилетняя Кристенсен вышла на подиум вместе с Наоми, Синди, Клаудией, Карлой. На каждой было золотое платье, на Хелене – платье с самым внушительным декольте и разрезом до талии. Все раскрыли рты, как во времена, когда она бегала в бикини по пляжу в клипе Херба Ритца на песню Криса Айзека Wicked Games. Будто не было в фэшн-индустрии всех этих лет борьбы с гламурной в высшем смысле этого слова красотой. Будто мы обошлись без героинового шика, певцов безразмерности и безобразности Демны Гвасалии и Гоши Рубчинского, обвинений в харассменте фотографов, которые умели снимать женщин, а не вещи.
Спрашиваю Хелену, как им, гостьям из прошлого, удается оставаться желанными в наши предпоследние дни, когда моделей нанимают на работу, глядя не на их портфолио, а на количество подписчиков в их инстаграмах.
– Да потому что мы классные! – смеется Хелена и через секунду-другую серьезно продолжает: – Мы начали очень рано, но нам позволили остаться собой. Позволили расти, сохранить характер, который в нас был. За это нас уважали. И именно поэтому мы выдержали проверку временем.
Она показывает фото своей австралийской овчарки по имени Кума (что в переводе с японского значит «медведь») и говорит, что не может заснуть без ее сопения.
– Все началось с моего сына – когда он был совсем маленьким, мне нравилось слушать, как он дышит. Я завела собаку – и услышала ровно то же самое мягкое дыхание. Она спит рядом со мной, и меня это так успокаивает. Я даже записала ее сопение на телефон. Когда я в аэропорту или вокруг еще какое-нибудь сумасшествие, включаю эту запись. Ну а для Мингуса Кума словно младшая сестра.
Мингус – это девятнадцатилетний сын Хелены и актера Нормана Ридуса, красавец, победитель генетической лотереи. Пару сезонов назад Мингус сам вышел на подиум, для Calvin Klein, но Кайей Гербер становиться не захотел.
– Он просто иначе смотрит на все это, – рассказывает мама. – Он согласился появиться на подиуме, потому что уважает Рафа Симонса. Заработанные деньги откладывает, чтобы однажды стать независимым, снять квартиру. Я сама съехала от родителей, когда мне было девятнадцать. Я очень его люблю и знаю, что он тоже меня безумно любит, но однажды настает момент, когда надо будет найти свое место в жизни. Мы открыто все обсуждаем, можем и поспорить. Так меня воспитали. Моя мама – перуанка, крайне страстная. Она всегда считала, что надо быть открытым и честным, когда речь идет о ваших чувствах. Помня о том, как воспитывали меня, я старалась дать сыну как можно больше любви и нежности. Хотела дать ему чувство уверенности в себе, научить относиться с уважением к себе и другим и, главное, развить чувство юмора. Я поняла, что оно у него есть в тот момент, как Мингус заговорил. Так и сказала: «Спасибо, Боже, что он смешной! У него все будет хорошо». Ты можешь сидеть перед десятью мужчинами, каждый из которых по-своему хорош. Но тянуть тебя будет только к тому, кто сможет тебя рассмешить.
Мужчин красивых в жизни Хелены было немало (ей приписывали даже роман с Хитом Леджером, который был на десять лет ее младше, но потом оказалось, что Кристенсен просто помогла ему оформить дома не то стульями, не то креслами). Доподлинно известно, что помимо Нормана Ридуса рассмешить ее смогли солист рок-группы INXS Майкл Хатченс и солист рок-группы Interpol Пол Бэнкс. Однако под венец не сумел отвести никто.
Как-то раз, давным-давно, Хелена сказала, что хотела бы жить до ста двадцати и только тогда начнет переживать из-за своего возраста. В декабре ей исполнилось пятьдесят. Интересуюсь, не изменились ли ее планы.
– Знаешь, теперь хочу прожить сто пятьдесят! – смеется Хелена. – Ну а что? Говорят, через пятнадцать лет все серьезные болезни будут побеждены.
– Неужели ты всерьез хочешь жить настолько долго? – спрашиваю я.
– Конечно! Если будет хорошее здоровье. Сама мысль о том, что вот тебе девяносто, ты наконец-то стал мудрым, но при этом ничего не помнишь и ноги не слушаются – нет, это не для меня. Думаю, нам дано на земле недостаточно времени, ведь с каждым годом становится все интереснее.
Она ненадолго задумывается и продолжает:
– Знаешь, что я поняла о себе? Я стараюсь быть лучше, но только для самой себя, конкурировать, но только с самой собой – с детства ненавидела игры, где ты должен быть номером один. Я даже не думаю о том, чтобы стать лучшей версией себя, иногда мне нравятся и мои плохие качества.
Пятидесятилетие она отметила в любимых горах. Приехала вся семья, мама готовила, именинница помогала. Хелена честно признается, что ей хорошо удаются рагу, курица по-мароккански, тиляпия с овощами и травами, тальятелле с креветками. Что любит все молочное и не может жить без сливочного масла.
– Еда – моя самая большая любовь после моего сына, собаки и семьи, – говорит модель. – Я люблю есть и ем много. Каждый, кто знаком со мной, знает, насколько много я могу съесть.
За фигуру в пятьдесят словно в тридцать тоже, как это ни странно, надо сказать спасибо отменному аппетиту. Чтобы не отказывать себе в любимой пасте, лет десять назад Кристенсен открыла для себя дивный новый мир физкультуры. В итоге теперь в ее расписании трижды в неделю бокс, дважды – йога. В отпуске или за городом Кристенсен плавает, занимается вместе с собакой спринтом – бегает интервалами по тридцать секунд. Вместе с Кумой же они ходят в горы Катскилл на хайкинг.
– Неподалеку от Вудстока есть прекрасные тропы. Само собой, не на Лонг-Айленде.