Страны G7 объявили новый раунд санкций против России. Запад сможет поднять тарифы на импорт российских товаров. Поставки российской продукции в США на $1,5 млрд будут запрещены. Вашингтон лишит Россию новых наличных долларов
Страны «Большой семерки» (G7: США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия) объявили новый раунд экономических санкций против России. Новые ограничения предполагают, что Россия потеряет статус наибольшего благоприятствования при торговле со всеми этими странами. Кроме того, США прекратят поставки в Россию долларовых банкнот и экспорт предметов роскоши. Они также запрещают импорт российских морепродуктов, спиртных напитков и алмазов. Это продолжение начатого тренда на санкции против российского экспорта, после того как несколько дней назад Вашингтон запретил импорт российских нефти и нефтепродуктов.
РБК разбирался, что означают новые санкции против России.
Администрация президента США Джо Байдена планирует подписать закон о прекращении «постоянных нормальных торговых отношений» (PNTR) с Россией. Такое решение должно быть проведено через конгресс, но межпартийный консенсус по этому вопросу уже достигнут. Байден сообщил, что другие страны G7 через свои национальные юридические процедуры проведут аналогичное решение. «Такое действие в унисон с другими странами, на которые приходится половина мировой экономики, нанесет новый сокрушительный удар по российской экономике, которая уже сильно страдает от наших санкций», — сказал американский президент.
PNTR — это то же самое, что режим наибольшего благоприятствования в двусторонней торговле. Это фундаментальный принцип Всемирной торговой организации (ВТО): он означает, что все страны должны пользоваться одинаковыми льготами и привилегиями в торговле с конкретным государством. Для США в настоящее время только две страны лишены этого статуса — Куба и Северная Корея. К ним присоединится Россия после принятия соответствующего американского закона. Получила статус PNTR Россия только в 2012 году при президенте США Бараке Обаме.
Отсутствие статуса наибольшего благоприятствования означает, что США смогут устанавливать какие угодно тарифы на импорт российской продукции. «Отзыв PNTR у России осложнит для России торговлю с США», — заявил Байден. Еврокомиссия подтвердила, что российские компании больше не будут иметь «привилегированный статус» в европейских экономиках. На страны G7 приходится почти 22,4% российского экспорта товаров (по данным ФТС за 2021 год) — $110 млрд из $492 млрд, в том числе $29,6 млрд — в Германию, $22,3 млрд — в Великобританию, $19,3 млрд — в Италию, $17,5 млрд — в США.
Нормы Всемирной торговой организации (ВТО) не предусматривают прямой возможности исключения страны из организации, однако не запрещают отзыва режима наибольшего благоприятствования. Канада еще до объявления G7 отозвала этот статус у России и Белоруссии. По сообщению Минфина Канады, после этого решения практически ко всему товарному импорту из России начнет применяться «общий тариф» в 35% от стоимости.
Запрет на импорт рыбы и водки из России
Отдельным указом Байден запретил импорт в Соединенные Штаты российских рыбы и морепродуктов, алкогольных напитков и непромышленных алмазов. Согласно базе ООН Comtrade, в 2021 году США импортировали из России рыбу и морепродукты на $1,21 млрд, непромышленные алмазы на $279 млн, крепкое спиртное — на $21 млн. Это означает, что общая стоимость импорта, затронутого санкциями, не превысит $1,5 млрд.
Поставки по контрактам, заключенным до этих санкций, разрешены до 25 марта, уточнил Минфин США.
Прямой экспорт рыбы из России в США незначительный: в 2021 году, по данным ФТС России, в США было экспортировано рыбы лишь на $33 млн. Но поставки российской рыбы в США идут транзитом через третьи страны — в частности, через Нидерланды, пояснили РБК в пресс-службе Рыбного союза. Основная часть российского морепродуктового экспорта в стоимостном выражении — крабы, отмечал ранее президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак: Россия — один из двух главных поставщиков крабов для США наряду с Канадой.
Спрос на крабов в США после начала пандемии вырос, поскольку потребители из-за ограничений на походы в рестораны стали чаще покупать их в магазинах, сообщала Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO).
Что касается красной икры, то на российских производителях и экспортерах деликатеса потеря рынка США не отразится, уверяет управляющий партнер агентства Agro and Food Communications Илья Березнюк. По его словам, значительная часть экспортируемой Россией красной икры уходит в страны Азии, а на американский рынок поставлялись небольшие объемы.
Что касается водки, то, по словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, на экспорт идет всего 7% от ее производства в России, или около 60 млн л, из них на долю США приходится около 0,5%. В случае если аналогичный запрет введут страны ЕС, то потери экспорта составят 3%, говорит он.
Эмбарго на экспорт товаров роскоши
Отдельным указом Байден запретил экспорт в Россию товаров роскоши, список запрещенных к поставкам товаров должно определить Министерство торговли США.
Как следует из материалов Минторга США, запрет коснется «всех конечных пользователей в России», а также определенных российских «олигархов», где бы они ни находились, — тех бизнесменов, кто попал в санкционный список Минфина США SDN (например, Алишер Усманов, Аркадий Ротенберг и т.д.). «До настоящего времени режим контроля за экспортом предметов роскоши затрагивал только Северную Корею», — подчеркнули в американском торговом ведомстве.
Эмбарго распространяется на определенные спиртные напитки американского происхождения, некоторые табачные продукты, предметы одежды, часы, ювелирные изделия, люксовые автомобили, предметы антиквариата. В 2021 году Россия ввезла из США ювелирные изделия примерно на $32,5 млн, произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариата — на $0,4 млн, следует из данных ФТС России. Белый дом утверждает, что поставки американских товаров роскоши в Россию, затронутые санкциями, составляют около $550 млн в год.
США не будут преследовать неамериканских лиц за импорт алкоголя, бриллиантов и морепродуктов из России в другие страны, уточнил Минфин США.
Эмбарго на банкноты
Вслед за Евросоюзом, который 2 марта запретил поставки в Россию банкнот евро, Вашингтон прекратил экспорт в Россию наличных долларов. В 2021 году российские банки ввезли в страну наличные доллары на $16,24 млрд, в 2020 году — на $19,9 млрд, следует из данных Банка России (статистика не учитывает возможный ввоз долларов самим Центробанком и физическими лицами). Сколько в России циркулирует наличных долларов, неизвестно.
Минфин США выдал генеральную лицензию (распространяющуюся на всех участников американского рынка) на предоставление долларовых банкнот россиянам для «некоммерческого использования», в том числе американцам, которые в настоящее время работают в России.
С конца февраля, после ввода западных санкций против валютных резервов Центробанка, российские потребители предъявляли повышенный спрос на наличные доллары, у банкоматов выстраивались очереди. Санкции и обесценение рубля грозят вызвать «долларизацию» в финансовой сфере (ситуацию, при которой ослабленная собственная валюта вытесняется якорной иностранной), предупреждало 2 марта рейтинговое агентство Fitch.
Банк России 9 марта ввел временный порядок обращения наличной валюты, по которому в период до 9 сентября только клиенты, у которых есть валютные счета или вклады, могут снять не более $10 тыс. наличными и только в долларах, а не в других валютах.
«Запрет поставок долларовой наличности вслед за евро был ожидаем, так что можно сказать, что эту вероятность учитывали при введении ограничений на снятие наличной иностранной валюты ранее», — допускает управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Что касается достаточности наличных долларов после введения запрета на поставки для удовлетворения спроса населения, то вопрос в самом спросе населения и контроле Центробанка, отмечает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.
По ее мнению, эмбарго США на ввоз долларовых банкнот снижает вероятность возникновения в стране черного валютного рынка. «Поводов для беспокойства относительно теневого рынка в России у Центрального банка теперь будет меньше», — сказала она РБК.
Запрет на доступ к международным финансовым институтам
Лидеры стран G7 договорились сделать так, чтобы Россия не смогла получать финансирование от ведущих многосторонних финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд или Всемирный банк. В последние годы Москва получала лишь символические объемы кредитных средств от Всемирного банка по программам, согласованным несколько лет назад.
Запрет, анонсированный странами G7, может подразумевать, что Россия не сможет при желании воспользоваться накопленными SDR — специальными правами заимствования (расчетная единица в МВФ). По данным МВФ, сейчас у России 17,3 млрд SDR, что эквивалентно $23,9 млрд (по курсу на 11 марта).
В августе 2021 года эксперты теоретически рассматривали несколько способов, как Россия может монетизировать свои SDR. В пресс-службе МВФ в ответ на запрос РБК сослались на заявления главы фонда Кристалины Георгиевой журналистам 10 марта: она указала, что для конвертации SDR в настоящую валюту понадобятся финансовые посредники из других стран, а в настоящее время, «учитывая беспрецедентный санкционный режим», это крайне маловероятно. «Санкции либо запрещают финансовые транзакции для России, либо существенно их ограничивают, и это относится и к распределению SDR. На данном этапе у России нет ясной возможности использовать свои SDR», — сказала Георгиева.
Автоплей релевантное видео
Ранее Банк международных расчетов (BIS) заявил, что присоединился к международным санкциям в отношении Банка России, предусматривающим заморозку его валютных активов (неизвестно, держал ли сколько-нибудь резервов Банк России в BIS). До этого США, Евросоюз, Канада и Япония заблокировали валютные резервы ЦБ России в соответствующих валютах этих стран — более 60% резервов ЦБ, если исходить из последних раскрывавшихся данных о структуре валютных активов Банка России на середину 2021 года. На 1 февраля на SDR приходилось примерно 3,8% от всех золотовалютных активов российского ЦБ. РБК направил запрос в МВФ.