Государственная корпорация по космической деятельности заказала разработку предложений по формированию, развитию и продвижению на мировом рынке продуктовой линейки российской космической техники. Цель программы, рассчитанной на треть века вперед — до 2050 года, — укрепление российских позиций на рынке космических услуг и освоение его новых сегментов. Документ должен быть подготовлен к ноябрю.
Подготовка документа поручена Межведомственному аналитическому центру, оказывающему услуги федеральным министерствам и ведомствам. Выработка стратегии обойдется бюджету «Роскосмоса» в более чем 17 млн рублей, говорится в протоколе закупки услуги у единого поставщика.
— До конца 2017 года должны быть разработаны дорожные карты по повышению коммерческой эффективности в ключевых продуктовых направлениях. Дорожные карты должны учесть все технологические, социально-экономические, коммерческие и организационные аспекты создания и продвижения космической продукции. После утверждения органами управления госкорпорации дорожные карты станут одним из основных инструментов достижения долгосрочных целей «Роскосмоса», — прокомментировали «Известиям» эту информацию в пресс-службе госкорпорации. — Для разработки дорожных карт проводятся стратегические исследования целевых рынков, в которых акценты делаются на механизмах входа в новые рыночные сегменты и совершенствовании маркетинговых подходов к работе в существующих, развитии продуктовой линейки с учетом долгосрочных глобальных тенденций и вызовов, рассматриваемых в перспективе до 2050 года.
В программе до 2050 года должны быть представлены перспективы развития рынка пусковых услуг, пилотируемой космонавтики, включая космический туризм, услуг в области спутниковой навигации и съемки Земли, связи и вещания. Кроме того, «Роскосмос» заказал выявление не менее двух новых коммерчески привлекательных рынков, на которых Россия не представлена, но могла бы занять свое место.
Также в документе должна быть сделана оценка влияния глобальных вызовов на рынок космических услуг на перспективу более 30 лет: определены факторы изменения рынка и последствия для него различных геополитических, технологических, социальных, экономических, природных и прочих событий.
Документ должен содержать предложения по формированию оптимальной продуктовой линейки «Роскосмоса» как космической техники, а также самих услуг, времени выхода этих предложений на рынок и прогнозирование их жизненного цикла.
Программой предусматривается выявление потенциальных потребителей, возможных партнеров госкорпорации и форм сотрудничества, а также определение конкурентов и анализ стратегий их бизнес-моделей.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает своевременной разработку долгосрочной программы до 2050 года.
— С учетом того, что у нас скорость создания новых продуктов невысокая, нам желательно заглянуть подальше в будущее, — сказал он «Известиям».
По его словам, «Роскосмос» на сегодняшний день существенно представлен лишь на рынке запусков иностранных спутников и доставки астронавтов на Международную космическую станцию.
— В то же время наибольшие перспективы сейчас открываются на рынке использования результатов космической деятельности: программное обеспечение, устройства и новые услуги в области дистанционного зондирования Земли, спутниковой навигации и связи, а также их комбинаций. Нужно выходить на рынок с продуктом, который будет полезен конечному пользователю. В качестве примера можно привести опыт австралийцев, которые в одном сервисе для пасечников объединили навигацию и спутниковую съемку. Сервис помогает оптимально распределить ульи на местности, — рассказал Иван Моисеев.
Популяризатор космонавтики Виталий Егоров считает, что новые услуги будут лежать в области межпланетных запусков.
— Перспективным выглядит рынок запусков межпланетных научных аппаратов. Таких услуг пока никто не оказывает. Если будет построена лунная или марсианская база, можно обеспечивать ее снабжение грузами — продуктами и топливом. До 2050 года такой рынок вполне может возникнуть. Учитывая заявления компаний разных стран о намерениях начать в будущем добычу полезных ископаемых на астроидах, «Роскосмос» и здесь мог бы предложить свои услуги, — отметил Виталий Егоров.
Это не первый программный документ «Роскосмоса», подготовленный за последние годы. В конце марта госкорпорация уже представила стратегию своего развития до 2030 года, а в 2016 году правительством была одобрена Федеральная космическая программа на 2016–2025 годы, в которой обозначены все параметры российской космической деятельности на 10-летний период.
Помимо этого, магистральным документом для «Роскосмоса» является «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу», утвержденная в 2013 году, в которой расписаны цели и задачи отечественной космонавтики.
В рамках создания стратегии развития до 2030 года «Роскосмос» уже провел оценку состояния и перспектив рынка космических услуг. Объем этого рынка в «Стратегии» оценивается в $325 млрд (по состоянию на 2015 год), на котором доступный России объем — $23,4 млрд. При этом доля России на доступном мировом рынке космических услуг в 2016 году составляла 4,8%, а к 2030 году, по планам госкорпорации, должна вырасти до 9%. Среди перспективных сегментов «Роскосмос» называет навигационные услуги, космическую съемку, спутниковую связь.