Свой день рождения отмечает народный артист России Евгений Петросян. Автор и ведущий известных телепередач «Смехопанорама» и «Кривое зеркало» рассказал «Вечерке», в чем видит предназначение человека в его профессии.
Согласно расхожему мнению, истинный клоун — человек невеселый. Кто как не Евгений Петросян, полвека выходящий на сцену, чтобы смешить зрителей, может подтвердить или опровергнуть это.
— Евгений Ваганович, так кто же вы — оптимист или пессимист, каково ваше отношение к реальности?
— Юморист часто копит смешное для сцены, поэтому кажется окружающим чересчур серьезным человеком. Впрочем, есть артисты — большие шутники в жизни, а на сцене юмора им не хватает, весь талант выплеснулся еще до выхода на нее. Чаще я серьезен, но ничто человеческое, как говорится… Я смеюсь от души, если друзья остроумно шутят, я грущу, когда мне грустно. Словом, обыкновенный.
А вот отношение к жизни — это другое. Я не оптимист и не пессимист. Я юморист, а он всегда найдет, над чем посмеяться. В идеале он должен уметь посмеяться над собой — и в момент успеха, чтоб не зазнаваться, и в момент неудачи — уметь подбодрить себя. Можно сказать, что юморист — ироничный реалист.
— Что может испортить вам настроение и чем вы «лечите» дурное расположение духа?
— Общением с друзьями и книгами — это очень важная составляющая жизни. Замечательно, когда у человека есть друзья, с которыми можно поделиться своими тревогами. А испортить настроение, как и всякому, мне может несправедливость, равнодушие, непрофессиональный подход к делу. Я живу вместе со всей страной, ее радостями и горестями, трудностями и победами. Мне так же, как и многим нашим людям, было радостно увидеть по- беды олимпийцев, и так же горестно узнать о том, что обидели паралимпийцев. Что это такое — обидеть инвалида? Это признак отсутствия человечности.
— Обладает ли российский юмор какими-то специфическими особенностями?
— Наш человек всегда тянулся к радости через юмор, о чем свидетельствует русская частушка. До революции в России выходило несколько сотен юмористических журналов (в коллекции русской сатирической периодики 1905–1907 годов Российской государственной библиотеки содержится 240 изданий, а всего их выходило не менее 270. — «ВМ»). Людей веселящих, балагурящих было очень много, потому что жизнь всегда была непростая, и юмор восполнял дефицит радости. Русскому человеку юмор во все времена, и сегодняшнее — не исключение, жизненно необходим.
— Есть на современной юмористической эстраде вещи, которые вы не приемлете?
— Мне, например, непонятно и неприятно, когда молодые юмористы ругаются со сцены матом. Это и признак бескультурья, и признак профессионального бессилия. Значит, решили этим удивлять, ничего другого не придумав. Любое произведение, в том числе и юмористическое, должно быть адекватно нашему менталитету, а не иноземному. А у нас даже названия телепередач — иностранные. И ориентировка хода мыслей выступающих — тоже в ту сторону. Это неправильно. Советская эстрада сделала замечательные художественные наработки, их и надо развивать, они и соответствуют нашему пониманию жизни. Да, юмор меняется вместе с жизнью, но всегда остается ее комментатором.
— Вы выходите на сцену уже несколько десятилетий. В чем, по-вашему, главная задача юмориста?
— Юморист, выступающий на всю страну, обязан быть защитником простого человека. Он должен выражать его мысли, интересы… Словом, артист должен волновать.
— А что может рассмешить вас?
— Все остроумное из любой области. Я, например, очень смеялся, когда в интернете прочитал шутку, выдаваемую каким-то пользователем за современную, а этой шутке 2300 лет. Она была в первом сборнике анекдотов, дошедшем до нас. Его составил древнегреческий комедиограф Менандр.
— С каким настроением встречаете очередной день рождения? Или для вас этот день не отличается от всех остальных?
— В первой части вашего вопроса — излишняя торжественность. Напрашивается ответ: я выхожу на демонстрацию, чтобы прокричать «Да здравствует Петросян!» Вторая часть вопроса подразумевает, что я делаю вид, будто не помню свой день рождения… Однажды в молодости я действительно забыл про него. Но сегодня мне не дадут это сделать тысячи моих друзей. За что им большое спасибо!
— Кого вы могли бы назвать своим учителем?
— Мне повезло. Моими учителями, наставниками, старшими то- варищами, режиссерами были выдающиеся артисты эстрады: Леонид Осипович Утесов, Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова, Рина Васильевна Зеленая...
— Сложись жизнь иначе, какую профессию вы выбрали бы?
— Я мечтал стать артистом эстрады с 7 лет, на профессиональной сцене — с 17. Даже и не могу сказать, кем бы я мог еще быть. Может быть, искусствоведом. Живопись люблю и кое-что о ней знаю.
— Что бы вы пожелали современной молодежи?
— Желаю прежде всего найти себя. А стало быть, найти ту профессию, в которой можно было бы полностью раскрыть заложенный в тебе талант. Для того чтобы радовать и людей, и себя самого!
ДОСЬЕ
Евгений Ваганович Петросян родился 16 сентября 1945 года в Баку. Работал конферансье (1964–1969) в оркестре Л. Утесова; артистом Москонцерта (1969–1989). Автор и ведущий телепрограмм «Смехопанорама» и «Кривое зеркало». Автор восьми книг, в том числе мемуаров «Хочу в артисты».
Евгений Петро-сян на Мясницкойулице столицы