Будущих «неуловимых мстителей» — Васю Васильева, Мишу Метелкина, Витю Косых и Валю Курдюкову — усиленно тренировали, ведь они должны были выглядеть спортивно. Поэтому они занимались самбо, плаванием и акробатикой. Исполнительнице роли Ксанки — Вале Курдюковой — было проще, чем остальным, ведь она являлась кандидатом в мастера спорта по гимнастике. Зато Витя Косых был самым опытным актером из всей четверки: он уже блеснул в роли Кости Иночкина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». У Кеосаяна же он играл Даньку — самого серьезного и отважного мстителя, прирожденного вожака.
БЕСТСЕЛЛЕР И НЕМОЕ КИНО
Все началось с повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Он сочинял ее еще в огне Гражданской войны, а опубликовал в 1922 году. Книга сразу же стала популярнейшей среди юношей и подростков. Еще бы, ведь махновцам и белым в ней противостояли совсем юные разведчики Миша и Дуняша, а также — для экзотики — их друг китаец Ю-Ю! Кинорежиссеру Ивану Перестиани, до того снявшему первый в истории грузинский фильм, «бестселлер» Бляхина понравился сразу. Он понял: из него может получиться настоящий приключенческий боевик, не хуже американского. Да еще и с революционным колоритом. Перестиани привлек на роли главных действующих лиц звезд тбилисского цирка — акробата и эквилибристку — и там же нашел чернокожего боксера, которым заменил китайца из повести Бляхина. Конечно, вряд ли среди юных помощников Красной армии встречались негритята. Но в политическом отношении это был верный ход: чернокожих у нас в те годы уважали как представителей угнетенной расы. Все трюки артисты цирка выполняли без дублеров. Особенно яркими оказались конные номера. Успех превзошел все ожидания. Во времена НЭПа в советском прокате можно было увидеть все голливудские новинки, но фильм Перестиани их перещеголял. Его «Дьяволята» стали классикой советского немого кино. Ему пришлось снять еще четыре сиквела — продолжения блестящей картины: «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «Иллан Дилли». Правда, достичь успеха первого фильма Перестиани не удалось. И в 1943 году, после Сталинградской битвы, на экраны вышла обновленная версия «Красных дьяволят» — с музыкальной озвучкой. Эту ленту по-прежнему смотрели с восхищением.
АМБИЦИОЗНАЯ ЗАДАЧА
В середине 1960-х дети на улицах советских городов играли в... американских ковбоев. Виной тому был фильм «Великолепная семерка», прошедший в СССР с грандиозным успехом. И как раз в это время режиссер Эдмонд Кеосаян задумал создать собственную версию лучшего советского вестерна — «Красных дьяволят». Это была очень амбициозная задача. Ведь ему требовалось превзойти не только Перестиани, но и «Великолепную семерку», и прочие американские вестерны. Это нужно было для того, чтобы у советских подростков появились не иностранные, а отечественные герои — такие же неуловимые, способные выходить победителями из любой передряги. Кеосаян и сценарист Сергей Ермолинский понимали, что они должны совершить невозможное: снять, по сути, патриотический фильм, при этом обойтись без нравоучений и излишнего реализма. Наоборот, нашпиговать картину романтикой и боевыми сценами. Это должен был быть образец легкого жанра по-советски, причем на самом современном уровне: чтобы все пылало, чтобы меткий выстрел решал дело, а кони не подводили в рискованный момент. А еще в каждом эпизоде нужно было найти место для репризы. Как в цирке! Сначала умопомрачительный прыжок или проход по канату, а потом шутка клоуна. Без юмора снять «народное» кино нельзя.
ЗНАК ЧЕТЫРЕХ
Режиссер и сценарист сразу решили, что мстителей будет не трое, а четверо. Их сценарий так и назывался — «Знак четырех». За экзотику в этой великолепной четверке отвечали не китаец и не негр, а природный цыган — певец, лошадник и отличный стрелок. Это выглядело реалистичнее: цыгане в Гражданскую действительно нередко воевали за красных. Сыграл его Вася Василь ев. Он жил в самом настоящем таборе во Владимирской области, но все-таки учился в школе. Кроме того, отлично сидел в седле, пел и танцевал — как и положено цыгану. Актерам, приглашенным на главные роли, было от 14 до 16 лет. Вася Васильев, Миша Метелкин, Витя Косых и Валя Курдюкова говорили своими голосами: озвучивать фильм с помощью актрис-травести, как это нередко бывает в детском кино, не пришлось. А вот к услугам каскадеров Кеосаян обратился. Иначе снять современный эффектный фильм было просто невозможно. Но ребята и сами выполняли многие опасные трюки, не жалея себя. К канону Бляхина и Перестиани в фильме Кеосаяна добавился еще один герой — куплетист Буба Касторский с его коронным номером: «Я одессит, я из Одессы, здрасьте». Борис Сичкин, его исполнивший, и пел, и танцевал, и острил так, что после выхода фильма об одесском остроумии узнали даже в самых отдаленных уголках СССР. Изменился и состав «врагов». Вместо Махно Кеосаян вывел на сцену выдуманного атамана Бурнаша. Это давало больше возможностей для комических ходов. Музыку к песням на слова Роберта Рождественского, звучавшим в фильме, сочинил Борис Мокроусов: «Неуловимые» стали визитной карточкой знаменитого мелодиста. Название «Знак четырех» кураторы фильма отвергли. Тогда у сценариста и режиссера появились два других варианта: «Неуловимые из Гуляйполя» и «Мстители из Гуляйполя». Окончательное название придумали сами юные актеры, соединив два слова из сценарных разработок — «Неуловимые мстители». Это был выстрел в десятку. Фильм сразу стал лидером проката. Удивительно, но на него пошли не только школьники, но и их родители. Главной аудиторией, конечно, оставались подростки, но и «товарищи взрослые» эту киноленту очень уважали и с удовольствием пользовались крылатыми выражениями, вышедшими из «Неуловимых». Стоило кому-то сказать: «А казачок-то засланный!», «Гриня, куку», «А вдоль дороги мертвые с косами стоят — и тишина!», «Бурнаши мост подожгли!» или «Последняя гастроль артиста-солиста» — и все становилось ясно без каких-либо дополнительных разъяснений. Но главное — дети тогда, в середине 1960-х, действительно стали играть в неуловимых. «Скакали на лошадях», лазили по деревьям и прыгали по крышам гаражей и одноэтажных зданий. А все многочисленные стройки СССР в неурочное время превращались в арену сражений бурнашей с красными дьяволятами.
СЛАДКОЕ СЛОВО «СИКВЕЛ»
«Новые приключения неуловимых» стали, быть может, самым удачным сиквелом в истории российского кино. Вторая часть трилогии вышла на экраны через 2 года, но она нисколько не уступала первой — ни по зрительскому, ни по коммерческому успеху. Ушедшего из жизни Мокроусова с успехом заменил Ян Френкель, сочинивший для фильма свою замечательную «Погоню» и даже сыгравший эпизодическую роль скрипача. Врагов у мстителей стало больше: добавилась троица белых контрразведчиков — полковник Кудасов, штабс-капитан Овечкин и поручик Перов. Троица не менее блистательная, чем четверка красных героев. Кстати, именно Перов в исполнении Владимира Ивашова (герой по всем приметам отрицательный) пел под гитару песню «Русское поле», признанную в итоге... образцом советской патриотической лирики. И такое бывает! «Новые приключения неуловимых» были сняты азартно и эффектно. Каждым кадром фильм стремился понравиться зрителю. И люди, пришедшие в кино, не могли оторвать глаз от сцен нескончаемых погонь, кавалерийских атак, взрывов и пожаров — в поездах, на аэропланах. Завороженные, они следили за тем, как четверка мстителей с честью проходит через полосу испытаний. Кеосаян отважно смешал комедию, революционную героику и самую настоящую трагедию. Ведь в конце второй части «Неуловимых» Буба Касторский, столь полюбившийся зрителям, погибает от шальной пули, успев напоследок прокричать юным друзьям свое неизменное: «Родненькие мои!» В этот момент редкий зритель мог сдержать слезы. Главную роль во второй истории, несомненно, сыграл бывший гимназист, очкарик Валерка (Миша Метелкин) — самый интеллигентный в четверке дьяволят. Поскольку ребята немного повзрослели, режиссер наметил и тонкую романтическую линию: Яшка-цыганенок явно был привязан ко Ксанке. Спасал ее везде, где только возможно. Что и говорить: Кеосоян и его команда показали блистательное умение работать в приключенческом жанре, сняв не просто фильм, полный трюков и бездушных драк, а захватывающую картину, заставляющую сочувствовать и сопереживать. В противном случае она бы вряд ли запомнилась надолго...
ПОСЛЕДНИЙ ВЫСТРЕЛ
В итоге второй фильм принес в бюджет советского кино даже больше целковых, чем первый. Тут уж без третьего было никак не обойтись. Но последняя часть трилогии оказалась слабее двух первых. Она была затянута — аж на две серии. И хотя третий фильм был скроен по лекалу двух первых, из него исчезла революционная романтика. А сами герои куда больше стали напоминать... детективов, хоть и несших службу в рядах ОГПУ. История юных чекистов, занятых возвращением украденной короны Российской империи и спасением престижа Страны Советов, не нашла признания у критиков. Они отметили выдающийся талант «новичков» трилогии — таких мэтров, как Владислав Стржельчик и Георгий Тусузов, — но в целом рецензии на «Корону Российской империи» были разгромными. Специалисты отнеслись к картине без снисхождения. Но не зрители, которые ломились на этот фильм так же, как и на две предыдущие части «Неуловимых». На «Мосфильм» приходили тысячи писем, в которых люди умоляли Кеосаяна снять продолжение. Но... приключение с короной оказалось последним. Зрителям пришлось довольствоваться тем, чтобы снова и снова пересматривать трилогию о «Неуловимых», благо она десятилетиями не выходила из репертуара детских кинотеатров по всему СССР. Сегодня этот фильм любят по-прежнему, хотя того однозначного отношения к событиям Гражданской войны, что господствовало 55 лет назад, давно уже нет. Однако «Неуловимые» все еще в эфире, их с удовольствием показывают наши многочисленные телеканалы. Талантливая остросюжетная эксцентрика никогда не устаревает и всегда собирает зрителей у экранов.