Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ по итогам 2023-го превысили 36 трлн рублей. Это лишь на 7,7% больше показателя 2022-го, то есть чуть больше уровня инфляции, говорится в исследовании FinExpertiza (есть у "Известий"). Несмотря на дополнительно введённый сбор со сверхприбыли, темпы роста поступлений снизились по сравнению с предыдущими годами. Причина - в эмбарго на экспорт российской нефти и как следствие в снижении налога на добычу полезных ископаемых, пояснили эксперты. Однако экономика уже адаптировалась к новым условиям. Какой ситуация будет в 2024-м - в материале "Известий".
Налоговые сборы в консолидированный бюджет (свод бюджетов всех уровней - от федерального до местных) в 2023 году увеличились относительно 2022-го на 7,7%, до 36,2 трлн рублей, подсчитала FinExpertiza. Это немногим выше инфляции, которая по итогам прошлого года составила 7,42%.
Рост поступлений замедлился по сравнению с первым годом санкций в два раза, отмечается в исследовании. В 2022-м налоговые доходы консолидированного бюджета увеличились почти на 18% (до 33,6 трлн рублей), а в 2021-м - и вовсе на 36%. Однако в пандемийном 2020-м показатель сокращался на 7,6%.
"В 2023-м налоговые поступления стали стабильно превышать прошлогодние лишь во второй половине года. В январе и феврале сборы обвалились, что было связано со вступлением в силу эмбарго на экспорт российской нефти и вводом ценового потолка", - отмечается в исследовании FinExpertiza.
Там подчёркивается: накопленным итогом сборы начали опережать показатели предыдущего года лишь с августа, когда российские сырьевые компании выстроили логистику поставок углеводородов в дружественные страны.
В ноябре прошлого года глава ФНС Даниил Егоров делал прогноз по налоговым поступлениям во всю бюджетную систему, которая включает в себя не только консолидированный бюджет, но и внебюджетные фонды. Тогда он заявлял, что сборы увеличатся на 9%, до 46 трлн рублей.
На сдержанный рост налоговых доходов в 2023 году повлияло сокращение нефтегазовых поступлений на 13,6%, что связано с волатильностью мировой конъюнктуры и снижением цен на нефть, сообщили "Известиям" в ФНС. По НДПИ (на нефть, газ, газовый конденсат) в 2023 году поступило 9,5 трлн рублей, что на 11,1% меньше показателя 2022-го, отметили там. При этом ненефтегазовые доходы выросли на 16% (или на 3,8 трлн рублей), подчеркнули в ФНС.
Впрочем, рост налоговых доходов российского бюджета в 2023-м замед-
лился на фоне эффекта высокой базы 2022-го, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Поэтому даже небольшое повышение на 7,7% можно назвать успехом, сказал он.
В 2023 году налоговые сборы выросли в 69 регионах, а сократились в 16. Судя по исследованию FinExpertiza, больше всего собираемость увеличилась в Москве (+1,95 трлн рублей к 2022-му), Санкт-Петербурге (+582 млрд), Московской (+287 млрд), Свердловской (+160 млрд) и Ленинградской областях (+144 млрд).
В целом свыше четверти (27%, или почти 10 трлн рублей) сборов в бюджетную систему пришлось на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом по сравнению с 2022 годом его поступления уменьшились на 10%, сказано в исследовании.
Основная причина снижения темпа роста налоговых поступлений - падение цен на нефть и газ на мировом рынке с одновременным сокращением объёма экспорта, отметил ведущий научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Президентской академии Виктор Мачехин.
Urals в среднем в 2023 году стоила $63 за баррель по сравнению с $76 в 2022-м и заложенными в бюджет 2023-го $70, напомнила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. Приблизиться к плану по нефтегазовым доходам Минфину помог слабый рубль (средний курс доллара в 2023 году составил примерно 85 против заложенных в бюджет 68,3), отметила она.
Более пятой части (22%, или 8 трлн рублей) пришлось на налог на прибыль организаций.
"Его сборы благодаря позитивным финансовым результатам корпоративного сектора увеличились в 2023 году на четверть (или на 1,6 трлн). Плюс к этому с бизнеса разово взяли 315,5 млрд рублей налога на сверхприбыль", - подчеркнули в FinExpertiza.
Впрочем, влияние этого налога в структуре консолидированных доходов достаточно мало (менее 1%), заявила Ольга Беленькая из "Финама".
Ещё 20% пришлось на внутренний НДС, 18% - на НДФЛ, почти 5% -на сборы за имущество, 4% - на налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Оставшиеся проценты распределены между несколькими другими видами сборов.
- Сокращение сырьевых сборов компенсировалось ростом поступлений налога на прибыль, НДФЛ и НДС. Этому способствовали рост деловой активности, прежде всего в промышленности, а также высокий потребительский спрос, - сказала президент FinExpertiza Елена Трубникова.
В то же время экономический потенциал регионов с сугубо сырьевой специализацией в 2023 году снизился, добавила она. Наибольшее сокращение налоговых сборов зафиксировано в Иркутской области (на 1,3 трлн рублей), Ханты-Мансийском автономном округе (на 724 млрд) и Якутии (на 128 млрд), отметили эксперты.
По сравнению с 2021-м нефтегазовые доходы российского бюджета сократились, а ненефтегазовые выросли примерно на 20%, отметил Владимир Чернов из Freedom Finance Global. Поэтому вполне можно сказать, что бюджет РФ постепенно перестаёт быть нефтегазовым.
Казна уже адаптировалась к упавшим ценам и объёмам экспорта энергоносителей, уверен Виктор Мачехин из Президентской академии. Если сохранится сегодняшний темп поступления ненефтегазовых доходов, это должно обеспечить положительную динамику для консолидированного бюджета в целом и превышение показателей прошлого года, считает он.