21 октября исполняется ровно четыре года с того дня, как городом управляет новая команда правительства во главе с мэром Сергеем Собяниным.
За эти годы он не раз обращался к москвичам со страниц нашей газеты. Ежедневно «Вечерняя Москва» ведет летопись перемен, которые происходят в Москве с подачи мэра и его команды. Мы попросили Сергея Собянина рассказать о текущей работе правительства Москвы и планах на ближайшие годы.
-Как обычно, в сентябре-октябре главной задачей является подготовка бюджета на очередную трехлетку. 7 октября правительство Москвы утвердило адресную инвестиционную программу, а 15 октября мы внесли в Мосгордуму проект бюджета города на 2015 год и перспективу до 2017 года.
- Внешняя ситуация действительно остается достаточно сложной. Тем не менее, Москва продолжает развиваться. Экономика города сохраняет положительные темпы роста. Поэтому от нового бюджета москвичи могут ждать, во-первых, безусловного исполнения всех социальных обязательств по городским льготам, дотациям и выплатам. И, во-вторых, в адресной инвестиционной программе предусмотрено достаточно средств, чтобы продолжать начатые проекты развития. Как и в прошлые годы, из общего объема четырехлетней АИП в 1,5 трлн рублей две трети (1 трлн рублей) — это расходы на транспортное строительство.
- То есть нынешние темпы развития метро и дорог сохранятся?
-До конца 2017 года мы ставим задачу открыть 40 новых станций метро, а также построить или провести реконструкцию более 350 км дорог. Это — больше, чем за предыдущие четыре года.
- Основные стройки можете назвать?
- В метростроении — это Кожуховская, Калининско-Солнцевская и Люблинско-Дмитровская линии. В зоне притяжения каждой из новых веток живут или работают примерно полмиллиона человек. Так что выгоду от их строительства получат более 1,5 миллиона москвичей. Фактически каждый восьмой житель города. Кроме того, в 2016 году мы планируем открыть первый участок Третьего пересадочного контура от «Делового центра» до Нижней Масловки и развернуть строительство остальных участков Большого кольца метро.
- А в дорожном строительстве приоритет по-прежнему отдан вылетным магистралям?
- Нет. Программа реконструкции основных вылетных магистралей идет к завершению. Осталось закончить реконструкцию Можайского шоссе, шоссе Энтузиастов, Щелковского шоссе и Рязанского проспекта. Мне кажется, мы уже выжали из вылетных магистралей максимум, и дальше увеличивать их пропускную способность просто невозможно. Ну, может быть, за исключением некоторых участков, по которым будем искать отдельные решения — например, на Волоколамском шоссе или Волгоградском проспекте.
Приоритет ближайших лет — это реконструкция развязок на МКАД и строительство Северо-Западной и Северо-Восточной хордовых трасс, Южной рокады, которые направят транспортные потоки в объезд перегруженного центра и Третьего транспортного кольца. Кроме того, будем активно заниматься реконструкцией Калужского шоссе и других дорог Новой Москвы.
- Тем не менее вдоль многих вылетных магистралей последние месяцы продолжали снимать рекламные щиты…
- Это связано не с реконструкцией дорог, а с наведением порядка на рынке наружной рекламы. Общая площадь рекламных поверхностей в Москве была сокращена в восемь раз. В 2011 году мы провели инвентаризацию наружной рекламы и насчитали два миллиона квадратных метров разных тряпок, щитов, баннеров и тому подобной «продукции».
Сейчас останется всего 263 тысячи квадратных метров. Это примерно 9 тысяч рекламных щитов, тумб, афиш, расставленных строго по определенной схеме, а не где попало, как раньше. Без избыточной рекламы многие московские улицы словно открылись заново. На них теперь приятно смотреть.
- Вы называли цифру: за право размещения наружной рекламы инвесторы платят в московский бюджет 250 миллионов долларов в год.
- Я выступал перед зарубежными гостями, поэтому перевел доходы в иностранную валюту. Платят инвесторы, конечно, в рублях — 10 миллиардов в год. А раньше — до наведения порядка на рынке рекламы — не платили практически ничего. Так что теперь щиты на улицах Москвы работают не только на торговлю и рекламный бизнес, но и приносят приличные доходы в городской бюджет.
ЖИТЕЛЯМ ВЕТХИХ ПЯТИЭТАЖЕК НОВОСЕЛЬЯ ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ СОВСЕМ НЕДОЛГО
- Давайте вернемся к теме строительства. Две трети инвестиционной программы — это дороги и метро. А остальная треть — это школы, детские сады, поликлиники?
- В основном — да. А кроме них, еще спортивные сооружения, театры, социальное жилье и коммунальные сети. За четыре года мы планируем построить 70 новых поликлиник и больничных корпусов, 127 детских садов, 76 школ и пристроек к существующим школам.
Кстати, значительная часть этих учреждений хоть и возводится по заданию правительства Москвы, но не будет стоить бюджету ни копейки. Их строят инвесторы в рамках выполнения своих социальных обязательств и затем бесплатно отдают городу. Дефицита мест в школах и детских садах для московских детей точно не будет.
- А что со строительством жилья?
- Жилье в Москве в основном строят инвесторы — порядка трех миллионов квадратных метров в год. Эти темпы сохранятся и в ближайшем будущем. А вот качество квартир в домах массовых панельных серий должно стать значительно лучше. Мы предупредили домостроительные комбинаты, что с 2016 года они должны будут перейти на производство более комфортного жилья — с более высокими потолками, свободной планировкой квартир, яркими красивыми фасадами. За счет городского бюджета мы планируем построить 186 новых многоквартирных домов. Это позволит за два-три года выполнить обязательства по переселению жителей оставшихся пятиэтажек сносимых серий. Люди устали ждать. Пора уже завершать эту программу.
ПЕШЕХОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОСКВЫ БУДЕТ РАСШИРЯТЬСЯ
- Никольская, Покровка, Маросейка, Пятницкая улица — после благоустройства эти улицы стали неожиданно яркими и уютными. В прошлом интервью нашей газете вы рассказали о программе «Моя улица», в рамках которой будет продолжено обустройство пешеходной Москвы. А конкретные адреса можете назвать?
- Мы будем улучшать условия для движения пешеходов по всей Москве, главным образом вблизи наиболее загруженных станций метро. Это десятки и сотни адресов, все не перечислишь. В центре города специалисты провели исследование интенсивности потоков пешеходов и пассажиров наземного транспорта. По результатам было определено порядка 20 улиц и площадей, где проходит больше всего людей. Их мы и будем благоустраивать в ближайшие годы. Скорее всего, следующие на очереди — Триумфальная площадь и Мясницкая улица.
- Протяженность Москвы-реки в столице — 83 километра. Но все красивые и удобные для прогулок набережные в центре города. Когда берега Москвы-реки перестанут быть автострадами и превратятся в места для отдыха горожан, как в Парке Горького и районе ЦДХ? Предполагается ли сделать вдоль Москвы-реки пешеходные зоны по образцу Крымской набережной?
- Идея заманчивая, но, к сожалению, трудно реализуемая. Крымская набережная потому и стала пешеходной, что машин на ней всегда было немного. Другие центральные набережные Москвы-реки являются крупнейшими транспортными артериями города. Остановить движение по ним невозможно. Это будет полный коллапс всей транспортной системы. Поэтому новые пешеходные набережные мы будем строить на месте бывших промзон и других нерационально используемых территориях. Например, на ЗИЛе и в Нагатине так и запланировано.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА 2015 ГОДА – ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ
- Три года правительство Москвы занималось модернизацией здравоохранения. Теперь, чтобы сделать томографию, мы записываемся не за полгода в федеральную клинику, а за две недели — месяц в районную поликлинику. Модернизация завершена?
- Я бы сказал, что сделана примерно половина из задуманного. Завершено обновление материально-технической базы. По уровню оснащенности современным оборудованием наши поликлиники и больницы не уступают тем, что расположены в наиболее успешных городах Европы и Америки. Главная задача сейчас — повышение квалификации врачей, профессиональное мастерство которых должно соответствовать уровню нового оборудования.
В рамках программы модернизации все московские больницы были оснащены лапароскопическим оборудованием для щадящих нетравматичных хирургических вмешательств. Поэтому городу больше не нужны хирурги, которые умеют «резать» только по старинке — скальпелем. Они должны переучиться, чтобы оказывать пациентам помощь уже на новом качественном уровне. То же самое касается и врачей других специальностей. Все возможности для переобучения врачей в Москве созданы.
- Несколько месяцев назад вы объявили о проекте «Университетские клиники». В чем его суть?
- В Москве медицинские вузы и больницы находятся часто через улицу друг от друга, а живут, к сожалению, будто на разных планетах. В рамках проекта «Университетские клиники» мы хотим преодолеть этот разрыв, чтобы лучшие специалисты, профессоры, кандидаты и доктора наук не только учили будущих врачей, но и сами оказывали помощь пациентам обычных городских больниц и поликлиник.
- В какой стадии находится проект строительства нового корпуса Морозовской детской больницы?
- Мы вошли в стройку. Она идет по графику. Запланировано построить корпус на 500 коек. По сути, это будет новая суперсовременная больница не только для московских детишек, но и для всей России. Да и мамам там будет намного комфортнее, чем в старых корпусах Морозовской больницы. Также мы смогли приступить к строительству уникального перинатального центра для женщин и новорожденных с патологиями сердечно-сосудистой системы в составе городской клинической больницы № 67 на улице Саляма Адиля.
ЗИМОЙ НА ВДНХ ЗАЛЬЮТ БОЛЬШОЙ КАТОК
- Спасибо, Сергей Семенович. В заключение — несколько вопросов, которые мы получили от наших читателей. Будет ли продолжена программа создания народных парков?
- Да, пока есть возможность создавать новые зеленые зоны в пешей доступности от жилых кварталов, мы будем это делать. Программа создания народных парков на 2015 год сейчас находится в стадии формирования.Предварительно в ней порядка 50 адресов.
- Сохранятся ли в городе региональные продовольственные ярмарки,которые работают с конца августа?
- Все 70 площадок, где сейчас организованы региональные ярмарки, не могут быть постоянно заняты под торговлю. Да и регионы стали немножко уставать от работы в таком темпе. Поэтому мы решили сохранить для проведения региональных ярмарок 20–30 площадок, которые будут открыты практически в круглогодичном режиме. Регионы-поставщики продукции на этих площадках будут регулярно меняться.
- За Wi-Fi в метро спасибо. Но сотовая связь в подземке работает по-прежнему плохо.
- Говорить спасибо за Wi-Fi пока рано. Когда сделаем его на всех линиях метро, а это произойдет к концу 2014 года, тогда и будет повод оценить эту работу. Создание качественной инфраструктуры для сотовой связи — это задача на ближайшие годы. Сейчас специалисты ищут технические решения, как это сделать быстро и без чрезмерных финансовых затрат.
- Когда будет завершена программа создания многофункциональных центров государственных услуг в каждом районе?
- Из 125 районов Москвы МФЦ работают уже в 98 районах. Новые центры открываются практически каждый месяц. Так что в 2016 году мы эту программу завершим. Кроме того, подавляющее большинство городских и федеральных услуг можно получить независимо от места жительства. Если в вашем районе пока не открыли МФЦ, уже сегодня можно обратиться в многофункциональный центр соседнего района.
- Этим летом многие москвичи стали чаще бывать на ВДНХ. А чем там можно будет заняться зимой?
-Можно будет погулять, подышать свежим воздухом, посетить ярмарки и выставки и, конечно, покататься на коньках на большом открытом катке.
КАК МЕНЯЕТСЯ ГОРОД. МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ И ЖИТЕЛЕЙ СТОЛИЦЫ
Владимир Винокур, юморист, певец и телеведущий:
- Для москвичей за последние четыре года сделано немало. Чувствуется рука настоящего хозяина. Много уделяется внимания организации народных гуляний. Да и самих праздничных мероприятий стало гораздо больше. Мне как артисту это особенно заметно. Знаковые праздники отмечаются масштабно и на высоком уровне. Я живу на Старом Арбате, часто хожу пешком и вижу, что обстановка в центре города действительно очень праздничная. Причем эта радостная атмосфера ощущается даже в будни. Кроме того, в Москве стало намного чище. Коммунальные службы работают слаженно: вовремя убирается снег, а в жару поливаются улицы. Я считаю, молодец Сергей Семенович, настоящий мужик!
Павел Попов, студент Московского технологического института:
- Большинство проблем в Москве решаются оперативно. Одна из самых насущных — это развитие дорожной сети. Например, при строительстве МКАД не учитывали, что автомобильные потоки сильно возрастут, а двухполосное движение увязнет в пробках. Но современное строительство и реконструкция развязок снижают нагрузку на магистрали — это большой плюс для водителей.
Например, реконструкция Можайского и Киевского шоссе прилично увеличивает их пропускную способность как в центр, так и из центра города. Актуальным остается вопрос и с очередью в детские сады. Родители заранее записывают своих детей. Однако введение электронной очереди призвано разрешить и эту проблему.
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
- Главное достижение Москвы за последние четыре года в том, что власти стали по-настоящему заниматься разрешением вопроса пробок. Такой мегаполис, как наш город, требует большой продуманности действий по развитию системы общественного транспорта. Вектор работы задан правильно: пробки можно побороть, пересадив большинство горожан на общественный транспорт. Всем, кто вышел из собственной машины, должно найтись место в автобусе.
Мне также нравится идея с платными парковками — благодаря этому проекту город действительно разгрузился. Кроме этого, мне нравится, что прекратилась точечная застройка, и в Москве появляется все больше свободного пространства.
Петр Дворянкин, координатор проекта «Общественный велоконтроль»:
- С приходом Сергея Собянина и его команды кардинальным образом изменилось отношение властей к благоустройству общественного пространства. Так, пешеходные зоны стали комфортнее, создаются зоны, где можно гулять всей семьей. Еще четыре-пять лет назад Москва сильно отставала в этом плане от других европейских городов, и горожане выезжали за границу, чтобы не только отдохнуть, но и прогуляться по паркам и аллеям. Теперь же они едут к нам.
Также создаются комфортные условия для велосипедистов. Спустя полгода, как мэром стал Сергей Собянин, появилась первая велодорожка. И с каждым годом велодорожная сеть столицы становится все больше.
Леонид Шевелев, ветеран Великой Отечественной войны:
- Хочется с положительной стороны отметить работу городских властей в вопросе заботы о ветеранах и, конечно, мэра Москвы Сергея Собянина. Ветеранов незабываемого Парада Победы 1945 года он всегда чествует, приветствует и поздравляет. С мэром мы встречаемся на возложениях цветов к Могиле Неизвестного Солдата и на Красной площади во время торжественных мероприятий. Он с вниманием выслушивает наши просьбы и пожелания.
В плане социального обслуживания я тоже не могу найти каких-то изъянов или недоработок. Городское хозяйство Москвы очень большое, и без проблем в нем не обойтись. В связи с чем особенно приятно, что наш мэр всегда находит время для ветеранов войны.
ПЯТЬ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ УЖЕ РЕШЕНЫ
Места для прогулок
Уже решена. Начав с пилотной зоны в Столешниковом переулке, власти создали более ста километров пешеходных дорог и улиц за последние четыре года. Причем не только в центре, но и во всех округах и районах столицы, включая спальные. Благоустроенными пространствами для пешеходов стали Крымская набережная, Никольская улица, Большая Дмитровка, Замоскворечье и целый ряд других объектов. Теперь для прогулок доступны такие улицы, как Пятницкая, Маросейка, Покровка.
В следующем году благоустройство продолжится в рамках специальной программы «Моя улица». На обустройство пешеходных зон, велодорожек, реконструкцию улиц, ремонт фасадов зданий, озеленение, установку лавочек и урн власти намерены потратить более ста миллиардов рублей.
Станции метро на периферии
Проблема решается. Строительство метро и дорог в приоритете у правительства. Только за этот год в Москве построят и реконструируют около 90 километров дорог. Темпы дорожного строительства выросли более чем в четыре раза: в 2010 году в городе было построено менее 20 километров дорог, а в прошлом году — уже почти 80 километров. С начала 2014 года в столице открылись крупные объекты, как часть транспортной развязки с МКАД Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе, съезд и путепровод на реконструируемой развязке МКАД с Дмитровским шоссе. Метростроение остается одной из главных программ при развитии инфраструктуры. Принята адресная инвестиционная программа, предусматривающая строительство второго кольца метро.
Как достучаться до властей
Проблема решена. Столица серьезно продвинулась в сфере оказания электронных государственных услуг. Создан портал городских услуг, где горожане могут воспользоваться 125 госуслугами и сервисами. Каждый день ресурс посещают более 100 тысяч пользователей. Только в 2014 году горожане провели платежи на сумму более 1,4 миллиарда рублей. Другой портал — «Наш город» — призван создать электронную связь между горожанами и властью. Ежедневно москвич может пожаловаться мэру на ту или иную проблему. А в проекте правительства «Активный гражданин» жители могут сами определить, какую улицу благоустроить, продлить ли время работы музеев и больниц.
Парков хватает на всех
Проблема решена. Только за 2014 год в Москве появится более полусотни народных парков. Общая их площадь — порядка ста гектаров. Традиция их создания была заложена чуть более двух лет назад.
За 2012-2013 годы в столице появилось о коло сотни таких зон. С 2011 года в порядок привели парк имени Горького, «Сокольники», «Фили» и «Измайлово». Также в городе благоустроили 7 бульваров Бульварного кольца и 86 городских парков общей площадью 963 гектара.
По предложению мэра Сергея Собянина в этом году в Москве проведен конкурс на благоустройство набережных столицы. Архитекторам предстоит проработать облик более 200 километров береговых полос. При этом градостроители будут ориентироваться на зарубежный опыт. Кроме того, планируется реконструировать и построить новые очистные сооружения.
Детсады без очередей
Проблема решена. В Москве, в том числе и на присоединенных территориях Троицкого и Новомосковского округов, активно ведется строительство детских садов. Благодаря этому очередь в дошкольные учреждения практически ликвидирована.
Только в этом году было открыто 24 детских сада в различных районах. А благодаря реализации городской программы «Один рубль за один квадратный метр» происходит открытие частных детсадов. Льготная аренда недвижимости позволяет за короткий период отреставрировать и ввести в действие объект. Также властями принято решение об объединении детских садов со школами, что позволяет создавать качественные образовательные центры столицы.
Четыре года назад , 21 октября 2010 года, главой Правительства Москвы стал Сергей Собянин. Первые итоги работы новой команды Мэрии подведены в спецвыпуске «Четыре года созидания», который выйдет 22 октября.