- Происходящее (в США с нашей дипломатической собственностью. - Авт.) - это государственное хулиганство. Оно требует определенного осмысления, спешить с какими-то ответами мы не будем. Вообще сложно в ситуации, когда сталкиваешься с хулиганами, как-то представить себе, какая должна быть реакция. Но мы найдем эту реакцию, - пообещал вчера замглавы МИД РФ Сергей Рябков в ответ на обыски российских дипучреждений в Вашингтоне и Сан-Франциско. - Вариантов множество. Вопрос не в том, чтобы что-то придумать, а в том, чтобы не уподобляться этому низкому и недостойному поведению. Потому что так мы окажемся очень скоро в каких-то политико-дипломатических джунглях.
А пока «КП» решила обсудить с экспертами, какими могут быть ответы Москвы после неслыханного вторжения агентов ФБР в наши здания, чему верить и чего ждать от заокеанского партнера дальше.
УДАРИТЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ УСЛЫШАЛИ?
- Пока МИД выбирает достойный ответ, подскажите, каким он может быть?
Сергей СУДАКОВ, профессор Академии военных наук, американист:
- С американцами бессмысленно играть в симметричные ответы - это может привести к пониманию, что все надолго. Нужен ассиметричный ответ в отраслях экономики, где интересы США могут серьезно пострадать. Без политики отрезвления нормализации отношений не произойдет - они по-прежнему будут исходить из своей исключительности и привычки доминировать в ущерб другим. Это не война на усмирение России, это выдавливание ее с части мировых рынков, для чего все методы хороши. Иногда необходимо ударить, чтобы тебя услышали. А ударить можно по урановой и титановой отрасли (США закупают у нас и то и другое в больших масштабах. - Авт.), по поставкам в Америку двигателей в аэрокосмической сфере - рычагов у нас много.
Дмитрий АБЗАЛОВ, президент Центра стратегических коммуникаций:
- Ответ будет связан не с численностью дипломатов - она уже выравнена. Речь может пойти об ограничениях в перемещении и деятельности представителей дипмиссий.
ЯДЕРНОЙ БОМБОЙ ПО ПХЕНЬЯНУ
Тем временем в минувшее воскресенье Пхеньян отрапортовал об успешном испытании водородной бомбы (модификация ядерного оружия, заряд становится намного мощнее), которая в дальнейшем должна устанавливаться на межконтинентальные баллистические ракеты. Трамп в ответ пригрозил использовать против КНДР ядерное оружие.
- На самом ли деле Трамп решится атаковать Северную Корею?
Судаков:
- Сейчас ему страшно, но его будут активно к этому толкать. Генералитет и спецслужбы давят на то, что им не нужен президент-слабак. Возможно, вынудят на превентивный удар. Если Трамп будет оттягивать, то потеряет свой генералитет.
Абзалов:
- Это будет слишком дорогостоящее удовольствие. Превентивный удар не покроет все объекты - они разбросаны, находятся под землей. А ответный удар придется по плотно населенным Южной Корее и Японии. Жертв может быть от миллиона до десятков миллионов человек зараз. Спрятать население не удастся - убегать там некуда. Китай воспримет это как атаку на собственные позиции, а в Северной Корее американцы получат партизанское сопротивление с элементами ядерных маневров. Если Штатам нужна маленькая победоносная война, то уж точно не здесь.
Виктор ОЛЕВИЧ, ведущий эксперт Центра актуальной политики, американист:
- Администрация США заняла очень неконструктивную и проигрышную позицию. Если она продолжит выступать с такими резкими угрозами и не предпринимать ничего в ответ, то превратится в бумажного тигра. Пустые угрозы чреваты серьезным репутационным ущербом. А ежели решится на что-то - это приведет к полномасштабной катастрофе в регионе с массовыми жертвами, в том числе и среди расположенных там тысяч американских военнослужащих. Прекрасно понимая все это, руководство КНДР потому так храбро себя и ведет. Зарабатывает очки на пропагандистском поле.
ДЕМОКРАТИЮ НАСАЖДАТЬ НЕ БУДУТ - КТО Ж ПОВЕРИТ...
Дикая эпопея вокруг дипмиссий и торгпредств затмила другую одиозную новость: Дональд Трамп выступил на военной базе Форт-Майер, где вдруг пообещал отказаться от святая святых - принесения демократии в чужие страны вопреки их воле. Как это было в Югославии, Ираке, Ливии - список большой. «Мы больше не будем использовать американские вооруженные силы для построения демократии в дальних краях или пытаться восстанавливать другие страны по нашему образу и подобию. Эти времена прошли. Вместо этого мы будем сотрудничать с союзниками и партнерами над обеспечением наших общих интересов», - объявил президент США.
И в то же время глава Белого дома говорит о новой стратегии по Афганистану: американцы там уже 16 лет, ухнули более триллиона долларов, преемники Джорджа Буша-младшего один за другим обещали вывести оттуда войска, и вот Трамп уже намерен продлить кампанию, увеличить ее стоимость и численность военнослужащих (сейчас их там порядка 8400 человек, скоро придет подкрепление, и никакие цифры отныне озвучиваться не будут). Российский МИД план раскритиковал - и за отсутствие прозрачности в действиях военных, и за игнорирование проблем наркотиков и афганского крыла «Исламского государства» (запрещено в РФ. - Авт.).
- Трамп действительно сможет отказаться от насильственной демократизации?
Абзалов:
- Трамп собирался заниматься внутренними делами и не совать нос на чужие кухни. Но давление и навязывание своих представлений все равно останется.
Судаков:
- У Штатов крупный доход от «продажи демократии» во всем мире. Они от этого не откажутся - просто заявят о новой стратегии, суть которой не изменится. Они приверженцы своеобразной модели демократии, когда все строится вокруг элит: есть определенный круг высокопоставленных людей - в политике и бизнесе - они консолидируются, считают себя равноправными правителями мира, а остальные их кормят и обслуживают. Реализация такой модели без применения силы невозможна.