В нынешнем году исполняется 550 лет с момента уплаты сибирским ханом Кучумом первой крупной дани московскому царю. Таким образом Сибирь стала частью Московского государства. Подробности её присоединения большинству россиян известны разве что по картине Василия Сурикова, изображающей знаменитый поход Ермака. На самом же деле покорение Сибири, сразу ставшей для России источником главного экспортного продукта того времени – меха, выглядело куда менее романтично.
В Сибирь русские полки эпизодически хаживали ещё со времён Ивана III, с 1499 года. Там они собирали незначительную дань и приводили местных князей к присяге, о которой последние забывали, как только воины московского царя уходили домой. В 1555 году, после разгрома русскими войсками казанского и астраханского ханств, испугавшийся за свой престол сибирский мурза Едигер присягнул Ивану Грозному. Присягнув, он пообещал платить колоссальную дань в 30 тыс. соболей, после чего был таков. Впоследствии его сверг хан Кучум, который в отличие от своего предшественника дань России собирался платить по-честному. В 1571–1572 годах посланники Кучума повезли дань в Москву. И что они там увидели? Увидели, что Москву сжёг Девлет-Герей, что царь Иван в опричном угаре казнит в Новгороде правых и виноватых, а глава земщины первый боярин Иван Бельский убит. Кому платить дань – неведомо… В итоге Кучум взбунтовался и про дань забыл.
Вспомнили о непослушном вассале только после отмены опричнины, послав на него карательную экспедицию. Целью её было не только желание наказать Кучума. Ливонская война опустошила казну, и финансовый дефицит можно было покрыть лишь торговлей мехами, то есть данью из Сибири. Эту дань должны были обеспечить частная армия купцов Строгановых под командованием атаманов Ермака и Матвея Мещеры, отряд атамана Богдана Брязги, а также государевы стрелецкие отряды воевод Семёна Болховского и Василия Сукина.
Если врага нельзя победить – его нужно купить
Наступление на сибирское ханство началось в 1580 году. План кампании был прост: ставка делалась на то, что вассалы Кучума после поражения хана не станут всерьёз сопротивляться русским отрядам. Но Кучум, потомок великого полководца Джучи, разбил всех. Сперва в 1582 году в районе озера Абалак был разгромлен Богдан Брязга, затем Болховский, в 1585-м пал Ермак, а через три года – Мещера. Не оправдался и расчёт на распад сибирского ханства, власть Кучума была восстановлена.
Русские не сидели сложа руки, продолжая атаковать сибирские княжества и основывая крепости-остроги. Так появились Тобольск, Берёзов, Сургут. В 1600 году на реке Таз была основана Мангазея, что позволило обеспечить морской путь в Сибирь из России. Эта тактика дала воеводе Андрею Войекову возможность нанести в 1598 году Кучуму серьёзное поражение, а к 1602 году разбить последних союзников Кучума – Пегую Орду.
Однако в России тем временем усиливалась Смута. По приказу царя Василия Шуйского в 1608 году все боеспособные отряды были выведены из Сибири, отчего кучумовичи тут же восстановили власть. Вновь вспомнили о богатейшей земле лишь после окончания Смуты. Михаилу Романову для уплаты по внешним обязательствам нужны были огромные деньги. И туркам надо было тыш платить, и крымским татарам, и ногайцам, и у шведов новгородчину выкупать. И делать это надо было в условиях начавшейся конкуренции с англичанами, которые в 1605 году начали экспортировать в Европу канадские меха из Порт-Рояла, а в 1608 году – из Квебека. Тогда московское правительство пошло на беспрецедентный шаг – купило кучумовичей. Задорого. За очень дорого! За право именоваться царями и право стать частью семьи Романовых. В 1614 году внук Кучума Арслан-хан был провозглашён царём небольшого, вассально зависимого от Москвы касимовского ханства. Это позволило ему безбедно существовать за счёт русской казны в городе Касимове, строить мечети и содержать дворец с гаремом. За менее значительные суммы русскими царями были куплены некоторые князья вогуличей и остяков, а также парабельские князья, князья Верхнего и Нижнего Нарыма. А значительная часть юртовских, сибирских татар была записана в башкиры, то есть стала служилым сословием, охранявшим за земельные пожалования южно-сибирские тракты.
Естественно, сия рокировка полностью изменила ситуацию в Сибири. Русские начали продвигаться в Сибирь семимильными шагами. Они не только восстановили своё прежнее влияние, но, продвигаясь из Томска, с 1618 по 1629 год взяли под контроль бассейн Енисея, основав Енисейск, Кузнецк, Канск и Красноярск.
Меховое предприятие
Сделав своей опорной базой Туруханск, русские казаки с 1625 по 1631 год относительно быстро покорили (то есть собрали дань, привели к присяге и взяли заложников) тунгусов. Тактика покорения Тунгусии была апробирована. Прежде всего под контроль брались речные пути. Благодаря строительству Закаменного и Тетерского острогов войсками русского царя контролировалось передвижение по Подкаменной Тунгуске, а благодаря появлению Илимпейского и Непского острогов – Нижняя Тунгуска. Построив в верховьях Лены Илимский острог в 1630 году, первопроходец Василий Бухор упёрся в Байкал. Далее идти было нельзя, ибо за Байкалом жили племена, платившие дань Китаю, а связываться с империей Мин русские тогда не могли.
И тогда первопроходцы изменили маршрут продвижения – совершили бросок на северо-восток, на среднее течение реки Лены и верховья Алдана, начав покорение Якутии. Оно продолжалось всего пять лет – с 1632 по 1637 год, став практически блицкригом. Связано это оказалось не столько с малочисленностью армий якутов и силой казачьих отрядов, сколько с тем, что окружавшие якутов племена самоедов и тунгусов сами были не прочь содействовать разгрому своих заклятых соседей. Основной базой русских войск в регионе стал Якутск. Затем вытесняя якутов, русские построили два острога на реке Вилюй. И остановились.
Просто было непонятно – что делать дальше? Да, дань собирается в больших количествах, но логистика её поставок в Россию из рук вон плоха. А царское правительство требовало одного – искать новые места для сбора беспроблемной и большой дани. Потому местное руководство приняло решение о посылке в разные стороны разведывательных отрядов.
Главным направлением был путь на Яну, Индигирку и Колыму. Туда поочерёдно с 1633 года по 1643-й ушли четыре экспедиции. Вторым по важности стало амурское направление, куда в 1643 году пошёл Василий Поярков, а в 1648-м Ерофей Хабаров. Кроме того, в 1638 году Иван Москвин выдвинулся к Охотскому морю. В 1643 году Василий Колесников пошёл на Байкал. Наконец, в 1648 году Семён Дежнёв достиг Анианского (Берингова) пролива.
Что выяснили разведчики? Первое и самое главное – юкагиры и чукчи малочисленны и не могут идти ни в какое сравнение по оснащению с русскими казаками. Второе – китайская империя Мин потерпела крах, империя Шунь стократ слабее Мин, а потому маньчжуры громят остатки Мин и Шунь. Исходя из этой информации, были приняты два тактических решения: первое – начать покорение юкагиров и чукчей, второе – начать пограничный конфликт с Китаем. Для реализации этих решений требовалось всего лишь получить подкрепления из центра. Но этого не последовало. Почему? Да потому, что в 1654 году на Россию обрушилась чума, тогда же царь начал войну со Швецией и войну с Польшей за воссоединение с Украиной, а только она кончилась, как началось восстание Разина. Кроме того, с 20–30-х годов XVII века началось массовое крещение сибирских народностей. Соответственно начались восстания. Так что подмога первопроходцам на Дальний Восток не пришла, и казакам пришлось начать боевые действия против юкагиров, чукчей и маньчжур, опираясь на свои силы.
Непокорение Чукотки
Сперва предстояло покорить юкагиров, живших между реками Яна и Колыма. Первый натиск казаков-первопроходцев в 1635–1639 годах юкагиры отбили. Несолоно хлебавши вернулись из тех краёв в то время отряды Ивана Реброва, Ильи Перфильева и Постника Иванова. Дань юкагиры не дали, присягу не принесли, заложников к русским не отпустили. Но казакам всё же удалось «зацепиться» – построить в 1639 году на территории юкагиров Заишверское зимовье, а в 1642 году – Алазейское. После чего по всем канонам воинского искусства начали окружать и блокировать непокорную территорию юкагиров Индигирки. Однако юкагиры не смирились. Война была жестокой. В 1647 году юкагиры почти полностью истребили отряды Максима Афанасьева и Ивана Ожеги. В то же время 8 раз осаждалось и 11 раз сжигалось Нижнеколымское зимовье. Эти нападения вызывали ответные жёсткие действия казаков-первопроходцев. Экспедиционный корпус под командованием Семёна Дежнёва и Никиты Семёнова в 1649 году разбил главное «бунташное» объединение юкагиров-анаулов и выгнал их на невыгодные кочевья в тундру. Позже тот же Дежнёв разбил воинов этого племени, захватив женщин и детей. В результате племя было истреблено. Такая же судьба ждала племя омоков. Юкагиры ещё пытались оказывать сопротивление: в 1680-м вспыхнуло восстание вождя Канивы. Восставшие даже осадили в 1682 году Анадырь, но были разбиты. В итоге часть покорённых юкагиров присоединилась к русским для войны с чукчами.
Чукчи в то время слыли воинственным и гордым народом. Суровые условия родили суровых воинов, готовых отстаивать свои кочевья и от эскимосов, и от коряков, и от эвенков, и от юкагиров, и, естественно, от русских. Первые столкновения с чукчами произошли в 1642 году. Отряд Фёдора Чикичёва получил первое серьёзное поражение и был вынужден отступить. Затем с чукчами воевал Семён Дежнёв – и тоже безуспешно. И все последующие попытки подчинить их также провалились. И… русские остановились, перестав беспокоить чукчей. Почему? Потому, что
война за покорение Сибири потеряла всякий смысл. В 1680 году англичане основали торговую компанию Гудзонова залива, которая завалила Европу канадскими мехами, выбив русских с мехового рынка. В результате в России наступил финансовый кризис, который преодолеть меховой торговлей оказалось невозможно: русские меха почти не покупались.
Но самые интересные события в это время происходили на юге Сибири.
Империя наносит ответный удар
В 1640-е годы русские сделали правильный вывод об ослаблении Китая. Тогда в результате крестьянского восстания Ли Цзычэна рухнула империя Мин. Сменившая её династия Шунь не продержалась и года, после чего в Китай вторглись маньчжуры. И Россия решила, что настал её час. Отряды первопроходцев двинулись к границам Китая. Русские обошли Байкал с севера, основав там свои остроги, затем с юга, основав Иркутск, после чего Василий Атласов совершил разведывательный поход на Камчатку.
Продвижение русских сопровождалось созданием в Приамурье не подчинённых никому казацких парагосударств, а также диким произволом, за который в 1653 году по приказу царя был арестован Ерофей Хабаров. Цинские императоры, естественно, терпеть подобное на своих границах не могли. И китайская империя нанесла ответный удар. В 1655 году китайцы атаковали, вынудив русских срыть Кумарский острог. Следом китайцы уничтожили Алабазинский острог. В 1688 году произошла попытка штурма Селенгинского острога, героически обороняемого ссыльным гетманом Демьяном Многогрешным. Понимая, что первопроходцам-казакам не удастся выстоять против стократно превосходящих сил Цинской империи, и то, что в условиях противостояния с Турцией Россия не сможет послать подкрепления на Амур, правительство царевны Софьи пришло к выводу о необходимости заключения мира с китайцами. В итоге был заключён Нерчинский договор. «Река имянем Горбица, – говорилось в нём, – которая впадает, идучи вниз, в реку Шилку с левые стороны, близ реки Чёрной, рубеж междо обоими государствы поставить. Такожде от вершины тоя реки каменными горами, которые начинаютця от той вершины реки, и по самых тех гор вершинам, даже до моря протягненными, обоих государств державу тако разделить, яко всем рекам малым или великим, которые с полдневные стороны сих гор впадают в реку Амур, быти под владением хинского государства, такожде всем рекам, которые з другие стороны тех гор идут, – тем быти под державою царского величества Российского государства».
Кажется, что всё это «преданья старины глубокой». Но дело в том, что китайцы до сих пор помнят Нерчинский договор и придают ему большое значение. Потому как советская историография считала упомянутыми в договоре горами Становой хребет, а морем – Охотское море. Однако граница между Становым хребтом, хребтом Джугджур и Верхоянским хребтом тогда не была известна! И «по горам до моря» в китайской историографии трактовалось до моря Лаптевых, тем более что в договоре неоднократно фигурировало «полуденное», то есть северное, направление границы.
Кто прав в споре? Для ответа на этот вопрос надо посмотреть на практику выполнения договора. Во все годы правления Петра I Россия не предприняла ни единой попытки реального освоения Чукотки. Пётр вообще ничего не знал о том, где кончается Чукотка, а потому и послал на разведку экспедицию Беринга. Странное неведение о своих владениях объясняется только одним – Чукотка тогда России не принадлежала и Россия выполняла условия Нерчинского мира. Потому русские и не строили крепостей на побережье Охотского моря и на Камчатке вплоть до начала XVIII века, что полностью соответствовало выполнению условий Нерчинского договора в несоветской интерпретации. Скорее всего Нерчинским договором Россия действительно отдала Китаю значительную часть территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Отдала просто потому, что ни удержать, ни осваивать эту территорию у Русского царства сил не было. А «меховая рухлядь» с этих земель была уже неконкурентоспособна и невыгодна. Так сибирский проект русских царей оказался закрыт.