Что выберет бездомный зимой – тёплый спальный мешок или бутылку водки бесплатно? Это смотря какой бездомный. Американский – почти наверняка спальный мешок. А российский – однозначно водку. И не потому, что мы больше любим нарезаться, чем американцы, отнюдь. Просто у нас с ними разное отношение к жизни. «Наша Версия» решила отметить, в чём именно.
Эта разница особенно проявилась в пандемию. Весь мир страдает, заламывая руки: коронавирус, будь он неладен, запер нас по домам, лишая роскоши человеческого общения! А россияне – «ура! на работу не надо!» – два года кряду упоённо долбят наскоро купленными перфораторами стены своих квартир. Роскошь человеческого общения? Да как-то не больно и хотелось! Вот вам и самоизоляция, кому война, а кому – мать родна. В Европе горожане выходили на балконы, чтобы спеть вместе с соседями («Мы – вместе!»). В России ничего подобного не было. Все по норам, все счастливы. Кому не хватает общения, запросто, не надевая маски, отправляется в присутственные места. Запрет? Наплевать! Мы-то сами с усами. Ничего общего с Западом. Характерно, что наплевать и посетителям, и распорядителям присутственных мест.
А вот ещё на ту же тему. Австралия только-только сняла ограничения на въезд – два года в страну не пускали даже членов семей австралийцев из Америки и Европы. У нас же два года – проходной двор. Границы открыты чуть ли не нараспашку – причём ездят наши запросто даже туда, где свирепствуют новые штаммы «короны», вот хоть в Южную Африку. Поистине россияне ощущают себя бессмертными и неуязвимыми. В самолётах бортпроводницы только и заняты тем, что уговаривают пассажиров не снимать маски. На что пассажиры резонно парируют: если в полёте нам предлагают перекусить, разрешая сделать это без маски, то какой смысл оставаться в ней остальную часть полёта? Часть западных авиакомпаний просто перестала кормить пассажиров, но у наших – свой путь. Вы что же, не знаете, что питание в полёте снимает у пассажиров стресс?! А это, выходит, важнее, чем не заразиться ковидом.
Экстраверты без знаков отличия
Даже американцев ковид заставил отвлечься от внешнеполитической повестки и погрузиться во внутренние проблемы, но только не нас (к слову, и не англичан). А уж французов с немцами и вовсе накрыло ковидной повесткой – первые эвакуируются даже из «родовой вотчины» в Африке – Мали, уступая место российским «миротворцам без мандата», а вторые решительно сдают Украину. Тем временем Россия наращивает активность в Средиземноморье и на Чёрном континенте – сколько у нас там новых военных баз, не знают, пожалуй, и самые маститые эксперты. В общем, пандемия заставляет большинство стран погрузиться в себя, в собственные проблемы, в то время как с нами – всё наоборот. Вот и украинская тема чем дальше, тем жарче – не пришлось бы нашим военным к новогодним праздникам массово оформлять QR-коды для въезда на территорию соседнего иностранного государства. На танках.
Кроме того, ни экономический кризис, ни пандемия не мешают России осваивать Арктику – за год в её освоение было вложено 190 млрд рублей (110 млрд – правительство, ещё 80 – частные инвесторы), тогда как англичане с американцами, при всём своём интересе к ресурсам Севера, раскошеливаться не спешат. Читаем мартовское постановление британского правительства – Лондон «признаёт, что Арктический регион имеет решающее значение для энергетической безопасности и вызывает растущий интерес для британского бизнеса и учёных. Поэтому правительство работает с арктическими государствами для продвижения и поддержки британских интересов в регионе». Понимать это надо так: вы, уважаемые российские партнёры, вкладывайтесь по полной в освоение Арктики, раз у вас денег навалом, а когда всё будет вами освоено на ваши же деньги, придём мы – British Petroleum и Shell. И у американцев примерно тот же подход. Закрадывается сомнение: а не слишком ли мы спешим с этой Арктикой?
Никакой халявы!
Во всём мире пандемия стала причиной снижения банковских кредитных ставок – за исключением Чили, Мексики, Польши и Румынии. Ну и России. Почему повсеместно снижают кредитные ставки, понять немудрено: чтобы граждане брали кредиты, поправляя свои финансовые дела в сложный период. У нас же – наоборот. В октябре кредитную ставку подняли до 7,5%, а на прошлой неделе и вовсе до 8,5%. Экономисты судачат, что повышение ставки будет на уровне 8,5–9%. В общем, пока весь мир вкладывает в развитие, Россия прячет в кубышку. В прошлом году в США раздавали привитым, сидящим на карантине гражданам по 1 тыс. долларов (а потом и непривитым, и даже детям – по 500 долларов). У нас же раздать деньги людям просто так – нонсенс, фантастика. Ещё чего! Казалось бы, народ эти деньги мгновенно проест, то есть розданные деньги тут же вернутся в оборот, а это выгодно и государству, и бизнесу, и финансовым институтам. Ан нет! Сам не гам и другому не дам!
Банки не той системы
А вот ещё одно принципиальное отличие россиян от европейцев с американцами. Наши люди терпеть не могут держать сбережения в банках. Финансисты сосчитали, что доля россиян, у которых на банковских счетах имеются средства, составляет примерно 34%. Интрига же в том, что на 90% речь идёт о так называемых краткосрочных вкладах. Другими словами, работнику перечисляют на банковский счёт его зарплату, и он тут же снимает её со счёта – всю, до копейки. Вот и считайте, сколько россиян на самом деле копят сбережения на банковских счетах – речь о 3–4%. Не так давно РБК опубликовал результаты своих исследований на этот счёт: выяснилось, что 68% россиян не имеют достаточно сбережений, чтобы стать вкладчиками банков, 16% вообще не доверяют банкам, а 12,7% считают проценты по банковским вкладам непривлекательными. В Америке и Европе фактически у каждого взрослого имеется банковский счёт, на котором копятся деньги. Отчего так? Возможно, оттого, что у них не было «павловской реформы» 30-летней давности, а также массового сгорания советских вкладов на сберегательных книжках. Выплаты по ним, к слову, у нас заморозили ещё на год и наверняка заморозят ещё не раз.
Модное сомнительно
В России традиционно в почёте те, кто зарабатывает хлеб насущный своими руками. Буря нефтяные скважины, плавя металл в мартенах и копая большой совковой лопатой от забора и до обеда. На Западе же почётнее зарабатывать не руками, а головой. Или даже телом. Наши девушки, как и их западные сверстницы, тоже выкладывают откровенные видеозаписи на ресурсы вроде OnlyFans, где их смотрят подписавшиеся и оплатившие подписку пользователи. Только для Запада это в порядке вещей, и на будущем девушек их репутация ровным счётом никак не сказывается. Вплоть до того, что таких девиц берут на работу хоть в крупные банки, хоть во властные структуры. У нас же учительница, опубликовавшая фривольную видеозапись «ВКонтакте», практически стопроцентно рискует лишиться работы. И заполучить «волчий билет». Не то чтобы у нас пуританское общество – и порно у нас посматривают, и интимных экспериментов не чураются, – но к девицам с OnlyFans тем не менее относятся диаметрально противоположно, нежели на Западе. Есть такое русское слово на «б», ну, вы знаете. Примерно так же относятся и к модным «тиктокерам». Их видео смотрят, молодёжь даже их различает по именам, но всерьёз не воспринимают – так, бездельники, дурака валяют. А то, что они зарабатывают кратно больше, чем у мартена или в забое, вызывает скорее удивление или недоумение, но только не уважение.
Мода на «голубое»
«Голубой разлом» между Западом и Россией разделяет нас в отношении к любителям нетрадиционных утех. На Западе представители ЛГБТ «маршами гордости» свободно рассекают по городам просвещённых столиц, где их приветствуют местные жители. И попробуй бросить косой взгляд – можно и под суд попасть.
В то время как в России их законодательно гонят из всех СМИ. Да и на улицах им лучше не появляться в «боевой раскраске».
При этом к известным людям будто бы ничего не липнет, в какие бы истории они не попадали. В недавнем «голубом» скандале фигурировал доктор Андрей Курпатов, а ведь он чуть ли не идеолог руководителя крупнейшего банка страны! Про голубые экраны вообще нет смысла упоминать – это притча во языцех. А сплетни об интимных пристрастиях стареющего кучерявого «политика, однозначно» давно обросли ворохом скабрёзных подробностей.
Если бы «голубым» в России жилось чуть менее вольготно, они бы по крайней мере «шифровались».
У россиян, как правило, отсутствует уважение к закону. Закон соблюдают скорее из страха, чем из уважения. Если россиянин решает, что правила расходятся со здравым смыслом, будьте уверены, что он их нарушит. «Западник» же продолжит блюсти установленные правила, даже если они очевидно абсурдны
Поговорим за баб
Отдельно стоит сказать про женщин. И отношение у нас и у Запада к ним разное, и сами женщины разные. Западная тётка за 40 – чаще всего неопрятна, ненакрашенна и неухоженна. Наша, напротив, только-только начала зарабатывать более-менее, так что всё при ней. И за собой следит непременно. И это не только в крупных городах. В небольших – та же история. Надо ли напоминать, что и отношение их и наших мужчин к женскому полу диаметрально разное? На Западе, если женщина говорит тебе «нет», разворачиваешься и убираешься восвояси. Иначе – засудит. Если же «нет» говорит наша женщина, а ты развернулся и собрался уйти, ты часто в корне неправ. И она наверняка обидится и даже удивится, ведь «нет» у нас – элемент игры в догонялки. Попробуй не сделай нашей комплимент. А попробуй сделать комплимент иностранке!
Причуды исторической памяти
Очень разное у нас и у них отношение к своей истории. Для американцев нормально, что полтораста лет назад у них было, по сути, две страны и два президента одновременно – Линкольн и Дэвис. Обоим ставили памятники (Дэвису, правда, теперь потихоньку сносят – в рамках «новой этики» и Black Lives Matter). Французы почитают своего «палача» Робеспьера – даром что он отправил на гильотину великое множество французов иного мировоззрения. И сосланного Наполеона. Англичане чтут Кромвеля – даром что сами его и обезглавили. Надо напоминать, как у нас? Тут на прошлой неделе барельеф Сталина вернули на фасад окружного Дома офицеров в Екатеринбурге – так публику из Ельцин Центра корёжило, как чёрта от ладана. Хотя на могилу Сталина президент Франции Де Голль регулярно возлагал свежие цветы. Мы же всё никак не определимся – что по отношению к императорам, что к советским вождям.
Русские не боятся нарушать правила
И в этом – наше ключевое отличие от «западников». У россиян, как правило, отсутствует уважение к закону. Закон соблюдают скорее из страха, чем из уважения. Если россиянин решает, что правила расходятся со здравым смыслом, будьте уверены, что он их нарушит. «Западник» же продолжит блюсти установленные правила, даже если они очевидно абсурдны. И пандемия тому – лучшая иллюстрация. Если европейцу или американцу приспичит перейти дорогу, он долго и нудно будет двигаться вдоль полотна в поисках пешеходной «зебры». А что сделает россиянин, вы, наверное, и сами знаете, правда?
Смесь доброты с эвтаназией
А вот, пожалуй, ещё одно ключевое различие. Во Франции, да и не только, в цирке запрещено показывать номера с дикими животными. Это, если угодно, новый европейский тренд. Гимнасты, эквилибристы, клоуны – иногда с весьма двусмысленными номерами, на просмотр которых у нас точно бы ввели возрастной ценз – сколько угодно, но никакой дрессуры. У нас же в цирк водят детей в основном посмотреть на слоников или львов. Хоть на кошек с собачками. При этом на Западе считается, что россияне буквально измываются над цирковыми животными, хотя чаще это не так. И, как обычно, в своём глазу соринку не замечают. А нам она заметна. В США приюты для домашних животных – это, как правило, собачьи приюты. Кошек туда не берут, если кошка на улице, её ловят и делают ей смертельную инъекцию. И это ничуть не коробит защитников домашних животных – в порядке вещей. С нашим, российским, отношением к кошкам подобное вряд ли возможно – и в приютах у нас традиционно больше кошек, чем собак, и разбирают их чаще.
Не брат ты мне…
И к мигрантам у нас относятся совсем не так, как в «свободном мире». Мало того что в прессе, сообщая о преступлениях, норовят упомянуть национальность правонарушителя (а у преступности нет национальности, убеждают диаспоры), так ещё возмущаются проявлениями культурных особенностей иностранных специалистов. Подумать только, они режут баранов на улице и нападают на местных девушек, которые носят слишком короткие юбки! Дошло до того, что вводится принудительный сбор отпечатков пальцев мигрантов – о какой «новой этике» можно речь вести? Не говоря уже о том, чтобы смиренно преклонить колено перед киргизом или узбеком, как принято у свободных людей на Западе. А теперь ещё и суды стали выносить приговоры мигрантам и, шутка ли, даже выдворять их из России восвояси с запретом на въезд в течение 40 лет! Определённо тут нас от европейцев с американцами отделяют световые годы. И никакое Black Lives Matter у нас не прокатит, хотя наши киргизы с таджиками – они ведь как негры для американцев, североафриканские арабы для французов или пакистанцы для англичан. Имперское наследие далёких времён, как ни крути.
Кстати
Не так давно российская и американская пресса растиражировали исследование заокеанского социолога Джона Смита, два десятилетия проработавшего в России. На основе своих наблюдений учёный описал различия между россиянами и, условно говоря, «западниками», которые, по его мнению, непреодолимы. Вот некоторые из них. «Средний американец совершенно уверен, что он всё может. «Я не смог чего-то достичь, – убеждён он, – потому что не очень-то и хотел или плохо старался». «Я хочу стать хорошим специалистом и зарабатывать много денег», – говорит сам себе средний американец. Отсюда – видимая самоуверенность, часто неоправданная. Россияне же убеждены, что от них ничего не зависит, а во всех их неудачах виноваты либо другие люди, либо обстоятельства. В массе своей россияне с их традиционным и непонятным американцам «авось!» необоснованно неуверенны в себе. А ещё для среднего американца «нет» означает – нет. Для россиянина же «нет» может означать и «нет», и «может быть», и даже «да, но не сейчас». В конфликтной ситуации россиянин станет выяснять отношения, американец обратится к посреднику или юристу. Американец избегает конфликтов, а для россиянина конфликт – питательная среда».