Главой Минэкономразвития назначен выходец из Минфина Максим Орешкин, теперь он самый молодой член правительства. Чиновник, как полагают эксперты, может положить конец противоречиям между двумя министерствами
Президент Владимир Путин в среду, 30 ноября, назначил нового главу Министерства экономического развития — им стал 34-летний Максим Орешкин, до последнего времени занимавший должность заместителя министра финансов. Теперь он самый молодой министр российского правительства — Орешкин на месяц младше главы Минкомсвязи Николая Никифорова (правда, Никифоров стал министром, когда ему было 29 лет).
Выпускник Высшей школы экономики (ВШЭ), Максим Орешкин сделал стремительную карьеру. С 2002 по 2006 год он работал в Центробанке, проделав путь от экономиста первой категории до заведующего сектором. Затем он сделал семилетний перерыв в госслужбе — с 2006 по 2013-й работал в Росбанке, Credit Agricole CIB и «ВТБ Капитале». Чиновником Орешкин вновь стал в сентябре 2013 года, заняв должность директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина. Через полтора года его повысили до заместителя министра.
Человек, знавший Орешкина в том числе по работе в ЦБ, говорит, что тот, будучи совсем молодым человеком, особенно ничем не запомнился. «Но впоследствии ярко себя проявил, рос везде, куда бы ни приходил. Очень позитивный, человек, который знает экономику и может быстро принимать взвешенные решения», — говорит собеседник РБК.
«Обладает стратегической жилкой»: что говорят коллеги о Максиме Орешкине
Назначение Орешкина стало полной неожиданностью — СМИ называли много кандидатур на кресло главы Минэкономразвития, освободившееся после задержания и увольнения Алексея Улюкаева, но фамилия Орешкина ни разу не звучала. Даже для замминистра экономики Евгения Елина, который исполнял обязанности руководителя ведомства после ареста Улюкаева, приход Орешкина стал сюрпризом, признался сам Елин журналистам в Госдуме, однако он не сомневается, что его новый начальник будет «прекрасным министром».
Перед назначением Орешкин с Елиным, по словам последнего, не встречались и планов на будущее «за чашкой чая» не обсуждали. Сам Елин на пост главы министерства не претендовал, в частности, потому, что не является макроэкономистом. Орешкин же — «классный макроэкономист» и «суперквалифицированный специалист», сказал теперь уже его бывший начальник, глава Минфина Антон Силуанов.
Трамплин ВТБ
Максим Орешкин — не единственный выходец из «ВТБ Капитала», перешедший в финансово-экономический блок правительства. До Орешкина в Минфин ушел бывший главный экономист «ВТБ Капитала» Алексей Моисеев (замминистра финансов), а бывший аналитик инвестбанка Николай Подгузов сейчас является заместителем министра экономического развития. В 2015 году департамент долгосрочного стратегического планирования Минфина возглавил еще один бывший экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев. Близким к ВТБ считался и бывший министр экономики Алексей Улюкаев.
Приемлемый для всех
Минфин и Минэкономразвития нередко расходились друг с другом во взглядах на бюджет. Сильнее всего эти противоречия проявились при подготовке бюджета на следующую трехлетку: ведомство Улюкаева трижды готовило официальный прогноз социально-экономического развития, чтобы подогнать его под нужды верстки, а сам министр (ныне находящийся под домашним арестом) говорил, что в итоге в него заложили «утилитарные» параметры. Полномочия Минэкономразвития в прошлые годы размывались новыми полномочиями Минфина, его роль в подготовке бюджета сократилась, напоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. После назначения Орешкина следует ожидать, что конфронтация между двумя министерствами сменится кооперацией, отмечает она.
Орешкин — «хороший макроэкономист, он прошел школу Минфина», отмечает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. Это человек, который «соединял» противостоящие друг другу Минфин и Минэкономразвития, говорит декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. «Когда речь пошла о программах реформ — именно Орешкин, как замминистра финансов, формировал очень неплохие предложения, которые были вполне приемлемы и для Министерства экономики. Он не обладает тем, в чем нередко упрекают финансистов, — чрезмерным консерватизмом», — вспоминает Аузан.
Назначение Орешкина обещает «синергию» Минэкономразвития и Минфина, которой не хватало, считает глава «Опоры России» Александр Калинин. Вряд ли оно будет означать преуменьшение роли Минэкономразвития, но у нового и предыдущего мест работы Орешкина будут более близкие подходы, как, например, сейчас у Минфина и Центробанка, указывает руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. «Если человек в Минфине умудрился найти общий язык с людьми совершенно других формаций и закалки, надо думать, сможет это сделать и в Минэкономразвития», — говорит собеседник РБК, работавший с Орешкиным в одной из коммерческих структур.
Во время работы в Минфине Максим Орешкин успел себя зарекомендовать «как человек жесткий, склонный трезво и консервативно оценивать ситуацию», и если он не оставит свои принципы со сменой места работы, то можно ждать сближения министерств, согласна Александра Суслина из ЭЭГ. Но, оговаривается она, на новом посту он может сменить риторику, ведь у каждого министерства свои приоритеты.
О чем спорили Минфин и Минэкономразвития
Налоговая нагрузка
Антон Силуанов (Минфин), 23 сентября 2016 года: «Мы предполагаем увеличение изъятий из этого [нефтегазового] сектора примерно по 50 млрд руб. ежегодно через НДПИ».
Алексей Улюкаев (Минэкономразвития), 17 июня 2016 года: «С точки зрения налогообложения нам нужно оставить все эти упражнения по ухудшению налоговых условий нефтяного и газового сектора и дать коллегам спокойно работать и зарабатывать деньги».
Приватизация
Силуанов, 12 октября 2016 года: «Пока у нас нет больших объемов, больших планов по приватизации (на 2017–2019 годы. — РБК). Я думаю, что вместе с коллегами из Министерства экономического развития при очередных бюджетных циклах мы этот вопрос обязательно будем затрагивать, потому что если в этом году мы надеемся продать большие пакеты, то в следующем пока у нас планы достаточно скромные».
Улюкаев, 12 октября 2016 года: «Я не вполне соглашусь с моим коллегой (Силуановым. — РБК) в том, что мы собираемся снижать приватизационную активность, все-таки это не совсем так. У нас немало хороших активов в запасе, часть из них входит в план приватизации, это касается и «Совкомфлота», и нашего портового хозяйства».
Бюджет
Силуанов, 19 июня 2016 года: «Сейчас снижение дефицита бюджета — ключевая задача. Если мы в этом году потратим больше 2 трлн руб. из резервных фондов на финансирование дефицита, то в следующем году у нас уже такой возможности не будет».
Улюкаев, 17 июня 2016 года: «У нас есть большой спектр возможностей. Я лично считаю, что у нас не будет использован Резервный фонд. <...> У нас есть возможность, я считаю, такого аккуратного и контролируемого сокращения дефицита бюджета с темпом 0,5% в год. То есть выйти на 1,5% к 2019 году».
Пенсии
Силуанов, 23 сентября 2016 года: «Минфин не предусматривает разморозки в 2017 году формирования накопительной части пенсии».
Олег Фомичев, заместитель министра экономического развития, 30 сентября 2016 года: «Мы считаем, нужно начинать разморозку. Система, которую предлагают Минфин и ЦБ — она нормальная, но в качестве добровольной, дополнительной».
Назначение Орешкина — положительное, потому что его знает рынок, говорит Орлова. «Молодой, перспективный, толковый специалист», — описывает нового министра президент «Деловой России» Алексей Репик. По его мнению, Орешкин — это «выраженный курс на обновление кадров». «Он слышит позицию бизнеса, и я думаю, что Минэкономразвития и Минфин будут во многом работать как одна команда», — надеется Калинин. Новый министр — «конструктивный практик», он отличается энергией, знанием иностранного опыта и готовностью выслушивать предложения, хвалит его и первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков. «Его исключительная особенность — он великолепно ведет дискуссию, прекрасно убеждает, но в то же время достаточно гибок, чтобы уметь аккуратно и быстро при необходимости понять и принять иные точки зрения», — вспоминает Орешкина человек, работавший с ним в коммерческих структурах. «Назначение руководителем Минэкономразвития Максима Орешкина — хорошее решение. Справится», — кратко высказался в Twitter экс-министр финансов Алексей Кудрин.
При этом разработкой долгосрочной экономической стратегии для России сейчас занимается не Минэкономразвития, а Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. И теперь вопрос в том, будет ли МЭР под руководством нового амбициозного министра предлагать свою программу и как она будет увязана с программой ЦСР, отмечает Орлова. «Это вопрос политического веса разных фигур», — подчеркивает она. У Кудрина опыта больше, поэтому Минэкономразвития вряд ли составит конкуренцию ЦСР, но это дезориентация для рынка, потому что не совсем понятно, на какую программу ориентироваться, отмечает Орлова.
«Расстрельная должность»
Но не все воспринимают назначение Орешкина с однозначным оптимизмом. Бизнес-омбудсмен Борис Титов, традиционно критикующий правительство, увидел в нем подтверждение того, что кабмин «не собирается менять курс монетарных властей и продолжит жесткую монетарную политику, финансовое сжатие». Вопрос в том, перейдет ли Орешкин «от «бухгалтерской» логики к логике развития экономики», ведь «если в ближайшее время не сделаем решительные шаги, точку невозврата пройдем и стагнация и отставание приобретут необратимый характер», резюмировал он.
Сейчас ситуация в МЭР «хуже быть не может», поскольку у страны нет ни внятной экономической политики, ни стратегии развития экономики, говорит инвестбанкир в одном из госбанков. «С приходом человека из команды Силуанова есть шанс, что в экономическом блоке образуется некий конгломерат с участием Минфина и, возможно, сторонников Алексея Кудрина, который [конгломерат] будет более эффективен, чем сейчас МЭР», — отмечает он.
Топ-менеджер американского инвестбанка говорит, что «нужно было быть последним идиотом, чтобы согласиться на такую расстрельную должность». Видимо, Орешкин в силу личных амбиций просто не смог сказать «нет», говорит он.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов представит Орешкина коллективу Минэкономразвития утром в четверг, а днем, после Послания президента Федеральному собранию, премьер-министр Дмитрий Медведев представит его правительству. В нем, впрочем, Орешкина «и так знают», сказал глава кабмина.