Совсем скоро должен выйти новый сериал, где она играет главную роль, вместе с дочерью Евой Амурри, а еще в работе у Сьюзен не менее пяти проектов. «Я совершенно не чувствую связи со своим возрастом. Я не старая и не ощущаю себя 75-летней. Это просто какое-то безумие! Хотя, конечно, я счастлива, что мне удалось дожить до этого возраста. Я знаю слишком многих людей, кому повезло гораздо меньше», — призналась актриса.
Отец Сьюзен Филлип Лесли Томалин, вице-президент рекламного агентства и телевизионный продюсер, в молодости был лидером музыкальной группы, пел в ночных клубах. Филлип был родом из Уэльса, и, как выяснила потом Сьюзен, его генеалогическое древо восходило к XIII веку. Мама, Ленора Мария, итальянка, воспитывалась в монастыре, ее собственная мать бросила дочку, когда той было два года. Родители были абсолютно разными по характеру людьми, но оба выросли без родных, и оба были католиками. Сьюзен родилась 4 октября 1944 года в больнице Нью-Йорка, она была старшей из девяти детей (пять девочек и четверо мальчиков). Когда ей исполнилось четыре года, семейство покинуло Нью-Йорк и поселилось в небольшом домике в тихом городке в штате Нью-Джерси. Дети размещались в двух комнатах на двухъярусных кроватях. В их доме царил полный хаос, но это была обычная история для района. В соседских семьях детей было столько же, если не больше. Родители Сьюзен выросли не в своих семьях. Еще поэтому им казалось естественным создать свое «племя», несмотря на отсутствие малейшего опыта или примера, как обращаться с детьми. Для Сьюзен это стало хорошим уроком на будущее — отсутствие личного пространства и постоянный хаос подготовили ее к жизни в мире шоу-бизнеса. И, разумеется, ответственность — ей с детства приходилось контролировать младших братьев и сестер. В этом была и оборотная сторона — позже она признается, что долго отучалась относиться к мужчинам «по-матерински».
Отец часто пел в доме, он жил эстрадой. Но Сьюзен петь запрещал, утверждая, что у нее ужасный голос, и никаких разговоров о том, что кто-то из детей пойдет по его стопам и окунется в мир шоу-бизнеса, в семье не велось. Хотя в доме стояли фотографии Филлипа с Марлен Дитрих, с которой он не раз вместе выступал и явно ей симпатизировал. Ну и еще с кучей голливудских звезд, которых он отлично знал и представлял в своем агентстве.
Бабушка была связана с мафией
Сьюзен предприняла усилия, чтобы найти свою бабушку, и обнаружила, что та в 40—50-е годы управляла в Нью-Йорке джаз-клубом и, разумеется, была связана с итальянской мафией. Узнала и то, что всякий раз, как она пыталась навестить свою дочь, монахини давали ей от ворот поворот и не пускали к девочке. Эта история отразилась на Сьюзен и ее отношении к этим женщинам. Она говорила, что хотела стать святой, но не монахиней, и не раз повторяла: никогда не встречала хоть одну из них, чья жизнь «не была бы несчастной и жалкой». При этом именно за роль монахини в фильме «Мертвец идет» режиссера и своего тогдашнего партнера Тима Роббинса актриса получила в 1996 году «Оскар».
Родители Сьюзен расстались после 40 лет брака. Не развелись, а разъехались. Отец вышел на пенсию и захотел переехать в дом дочери в штате Мэн, а мать категорически отказалась. Она никогда не умела идти на компромиссы — в отличие от мужа, который во многом благодаря этому добился успеха в бизнесе. Сьюзен позже скажет: «Я верю в любовь, в доверие, в преданность. Но не в брак. Брак может что-то значить для адвокатов и жен. Но лично я имею дело с реальностью, с чувствами, которые испытываю». А еще она часто повторяла, что вообще не понимает, зачем родители поженились...
После окончания школы девушка поступила в Католический университет в Вашингтоне. Она говорит, что никогда бы по доброй воле там не оказалась, если бы родители не пропустили все сроки для подачи документов в другие учебные заведения. В Вашингтоне Сьюзен встретила будущего мужа Криса Сарандона, актера и выпускника факультета драмы. В 20 лет она согласилась выйти за него замуж, хотя и подозревала, что замужество — не ее призвание. Каждый год супруги отмечали годовщину брака серьезным обсуждением, хотят ли они продолжать быть вместе. Но именно Крис уговорил жену пойти вместе с ним на кастинг — за компанию. В результате Сьюзен, которую попросили «почитать» вместе с мужем, чтобы помочь ему справиться с волнением, получила главную роль. А Крису достался лишь «утешительный» эпизод в фильме. И это тоже сыграло разрушительную роль в их отношениях. В тот год, когда на экраны вышел этот самый фильм «Джо», с которого началась карьера актрисы, они с Крисом расстались. «Так вышло, что мой лучший друг был моим мужем», — говорит актриса, оставившая после развода фамилию супруга и прославившая ее на весь мир. У самого Сарандона актерская карьера сложилась куда как менее успешно... Окончив университет, Сьюзен перемежала работу в мыльных операх на телевидении, в рекламе со съемками в малобюджетных картинах. Одна из них, «Шоу ужасов Рокки Хоррора», в 1975 году стала хитом и приобрела статус культовой.
Роман с режиссером и унизительный разрыв
В 1977 году она приехала в Новый Орлеан на пробы в первый голливудский проект знаменитого французского режиссера Луи Маля «Прелестный ребенок». Сьюзен в 31 год оставалась все еще застенчивой, скромной и не верящей в себя актрисой. Луи Маль, 45-летний француз, был умен и харизматичен. Сьюзен не сразу поверила, что он выбрал ее и утвердил в свою картину. Они стали любовниками, Сарандон уехала с Малем на юг Франции и три года помогала ему растить двоих его детей. Но ее все сильнее мучила сложившаяся ситуация. И не только ее очевидная банальность — роман между режиссером и его актрисой. В таких случаях, как только заканчивается совместная работа, трудно оставаться на одной волне...
Спустя три года Сьюзен уехала в Нью-Йорк для участия в спектакле. Маль же хотел, чтобы она оставалась в Европе, пока он монтирует еще один свой голливудский фильм «Атлантик-Сити» — с ней и с Бертом Ланкастером. Именно после этого фильма (одна знаменитая сцена, где полуобнаженная героиня Сарандон «отбеливает» кожу лимонами, чего стоит) Сьюзен впервые почувствовала настоящий вкус славы. И получила первую номинацию на «Оскар». Но прежде испытала унижение, когда узнала, что стоило ей уехать, как Луи Маль женился на другой актрисе — Кэндис Берген.
С тех пор Сьюзен перемещалась из Европы в Америку и обратно, снимаясь в посредственных и совершенно не удовлетворяющих ее ролях. Ей было скучно, все долги она выплатила и пыталась придумать себе новое занятие.
В 1983 году в Лондоне, во время съемок фильма о вампирах «Голод» с Катрин Денев, у Сарандон случилось внутреннее кровотечение, и врачи сказали, что у нее не будет детей. Как раз в тот период многочисленных интрижек Сьюзен познакомилась с Дэвидом Боуи. Но актриса никогда не откровенничала ни с кем об этом романе. Лишь после смерти легендарного музыканта поделилась скупыми воспоминаниями. Дэвид хотел семью, но Сарандон не видела в браке без детей ни малейшего смысла. Она поддерживала отношения с Боуи и его женой Иман. И всегда говорила, что для нее очевидно — Иман, а не она была создана, чтобы стать спутницей жизни и музой музыканта...
Чудо в ответ на молитвы
В Риме, во время съемок очередной незначительной картины (в мини-сериале «Муссолини и я» она сыграла дочь Муссолини, а партнерами были Боб Хоскинс и Энтони Хопкинс), Сьюзен завела роман с высоким красавцем, итальянским режиссером Франко Амурри. Скорее от скуки, чем по любви. И вдруг буквально через несколько недель обнаружила, что забеременела. Чудо было ей послано словно в ответ на ее молитвы. Только что она чувствовала себя аутсайдером, слишком «высококвалифицированной» актрисой для того, что ей предлагалось играть. И вот неожиданно судьба послала ей такой подарок, главную роль в жизни.
Франко она сказала, что сохранит ребенка, нравится ему это или нет. «Если захочешь участвовать в нашей жизни — прекрасно. Если нет — тоже хорошо». Какое-то время после рождения Евы она жила в Риме. Но с отцом ребенка они едва общались: Франко предпочитал по-прежнему жить в доме своей матери и лишь изредка навещал Сьюзен. Сарандон говорила, что на себе проверила истину: французы не могут жить без романтики, а итальянцы фанатично преданы своим матерям. В итоге она устала «работать» над отношениями и вернулась с дочкой в Америку. Ева Амурри с тех пор приезжала к отцу на каникулы. Она стала актрисой, снималась в сериалах «Доктор Хаус», «Блудливая Калифорния», «Как я встретил вашу маму» и множестве других, играла вместе с матерью в фильмах «Мертвец идет», «Сестры Бэнгер» и совсем недавно снялась с Сарандон в сериале «Монарх». Ева подарила матери троих внуков. А уж племянников и племянниц у Сьюзен не счесть — учитывая восемь братьев и сестер.
Сценарий фильма «Дархэмские быки» показался Сьюзен лучшим из всех когда-либо прочитанных. Но она сильно сомневалась, что ей дадут главную роль «гастрольной жены» главного героя, спортсмена-бейсболиста. Сарандон в 1988 году еще не вошла в негласный голливудский список первых звезд экрана, для которых приберегали роли в потенциально успешных проектах. Режиссер и автор сценария Рон Шелтон не хотел с ней даже встречаться. Да и на студии считали, что она слишком стара для роли. Но Сарандон едва ли не первый раз в жизни решила любым способом добиться своего. Прилетела из Рима в Лос-Анджелес и явилась к режиссеру в платье с одним открытым плечом и глубоким декольте (потом в таком же платье будет щеголять ее героиня). Безропотно отыграла с Кевином Костнером (звездой проекта) пробу. Это Костнер настаивал, чтобы актеры, претендующие на главные роли, проходили пробы на пресловутую «химию». Он же настоял, чтобы третьего участника любовного треугольника в фильме «Дархэмские быки» сыграл молодой и еще малоизвестный актер Тим Роббинс.
Сьюзен после истории с Луи Малем хорошо выучила урок не вступать в любовные отношения на съемочной площадке. Поэтому, влюбившись в Тима Роббинса, она дождалась окончания съемок фильма, который вывел ее актерскую карьеру на новый уровень, к голливудскому списку «А». Роббинса она любила за то, что он понимал ее, уважал за ум, страсть и преданность, за чувство юмора. Они прожили вместе 21 год, воспитали двоих сыновей и считались одной из самых успешных голливудских пар. Но замуж за него Сьюзен так и не вышла. По мнению Сарандон, идеальные отношения между актерами или актерами и режиссерами в принципе невозможны. А если включить в них и детей, они становятся еще более нереальными. Каникулы, отпуск, школа, немыслимые рабочие графики, особенно если они совпадают. Да и вечная тревога и ощущение нестабильности, сопровождающие актеров на протяжении всей жизни, не слишком способствуют идиллии.
И все же известие о разрыве Роббинса и Сарандон в 2009 году прозвучало как гром среди ясного неба. Их квартира в доме на Манхэттене была открыта для всех творческих людей Нью-Йорка. Тим относился к Еве, дочке Сьюзен, как к родной дочери. Сарандон никогда не считала себя ревнивым человеком и предпочитала верить своему партнеру и отцу их сыновей — всегда бросала Тиму, по ее словам, «спасительную веревку». Умение вести переговоры и договариваться, слышать обе стороны, не рубить сплеча Сьюзен унаследовала от своего отца. Но со временем Роббинс начал ревновать Сьюзен к сыновьям, он считал, что она уделяет им слишком много внимания. Ну и конечно, одна и та же актерская профессия вносила свои коррективы. Кому приятно, когда оба публичные люди, но автограф просят только у нее...
Отношения с Тимом совпали с наиболее успешным периодом в ее жизни и карьере: «Маленькие женщины», «Белый дворец» с Джеймсом Спэйдером... Между 1991-м и 1995 годом актрису номинировали на «Оскар» за «Тельму и Луизу», «Масло Лоренцо» и «Клиента», а в 1996 году она наконец удостоилась золотой статуэтки за фильм «Мертвец идет» режиссера Тима Роббинса. В 2000 году вышел еще один его фильм с Сарандон в главной роли — «Колыбель будет качаться».
Брэд Питт приятно удивил
Одну из самых известных ролей актриса сыграла в ставшем классикой фильме Ридли Скотта «Тельма и Луиза» — на пару с Джиной Дэвис. В то время трудно было представить фильм с двумя главными женскими ролями. Да еще когда обе героини сбегают от опостылевших им мужчин и из своего ненавистного городка. Да и дальше сюжет совсем нетипичный для того времени: подруги попадают в неприятные ситуации, в том числе совершают убийство, пускай и вынужденное. С этого момента их побег приобретает иной смысл. Но добраться до Мексики героиням не удается, и они совершают последний «прыжок» к свободе — направляют машину в пропасть знаменитого в Америке Большого каньона. Это была революция в кино в плане женских образов. Эпизодическую роль в «Тельме и Луизе» сыграл молодой Брэд Питт — это одна из его первых заметных ролей. Сьюзен приятно удивило его мастерство. Помимо внешности, в дополнение к красивому телу, у него оказалось прекрасное чувство юмора и умение импровизировать. Она тогда заявила: «О, а этот парень очень даже интересный. Не только смазливая мордашка». И не ошиблась. «Брэд продолжил делать карьеру, предпочитая именно характерные роли, притом что с такой внешностью мог бы и не напрягаться», — говорила Сьюзен.
Роль Сарандон отдали Шер, как подружке продюсера
Еще одна известная картина с участием Сьюзен — «Иствикские ведьмы». С ней связана не самая приятная история, поэтому Сарандон не включает ее в число любимых работ. Ее утвердили на роль Алекс, сексуальной скульпторши и самой интересной героини из трех женщин, попавших под воздействие «дьявола» в исполнении Джека Николсона. Но затем роль отдали Шер — у нее была интрижка с продюсером фильма. А Сьюзен пригрозили судом, если она решит выбыть из проекта. Она согласилась и заодно в рекордно короткий срок выучилась играть на виолончели, как положено было ее новой героине, учительнице музыки Джейн.
Во время съемок актрисы — и Шер, и Сьюзен, и Мишель Пфайффер — если и не подружились, то объединились, чтобы выдержать напряжение и «выжить». Режиссер Джордж Миллер дважды пытался уволиться, а продюсер бесконечно устраивал дикие скандалы и швырялся в Миллера стульями. Шер одолжила Сарандон свой парик и платье для сцены, где ее героиню соблазняет Джек Николсон. Они втроем часто обедали в трейлере Николсона...
Как в карьере любой известной и значительной актрисы, у нее были разные моменты. Многие считают ее строптивой, несносной и говорят, что с ней трудно работать. Сама Сьюзен на подобные комментарии реагирует со свойственной ей дерзостью: «Я бываю «трудной», лишь когда мне приходится иметь дело с идиотами». Она категорично отвергла роль в фильме «Клуб первых жен» и никогда его не смотрела: «Знаю, он заработал кучу денег. Но в сценарии, который я получила, все эти прекрасные дамы, собравшись для мести бывшим мужьям, безобразно вели себя с другими женщинами. А я не хочу участвовать в истории, где женщины рвут друг друга на части».
Она до сих пор благодарна судьбе, что ее жизнь сложилась именно так: «Я невероятная счастливица, что спустя 50 лет продолжаю заниматься любимым делом. Не подсела на наркотики, алкоголь и не испытываю жалости к себе, злобы или обиды. Лишь благодарность». В недавнем интервью Сарандон ответила на вопрос, планирует ли она связать с кем-то свою жизнь: «Я открыта к предложениям. Но это должен быть кто-то экстраординарный, чтобы заставить меня делить с ним свою аптечку».