Совсем нетрадиционно открыла свой тридцатый сезон «Табакерка». Не было джазового оркестра на улице, артистов и даже раздачи премий в виде серьезного финансового вспомоществования всем отличившимся за прошлый сезон. Зато открыли выставку в честь основателя «Табакерки», показали фильм о нем же и презентовали книгу «Табаков русской сцены». Табаков-шоу удалось на славу. С подробностями из подвального театра — обозреватель «МК».
Олег Павлович еще не приехал, но незримо присутствует в своей любви хорошо покушать. Он единственный из столичного театрального начальства, кто любит прежде всего накормить журналистов. На столе, застеленном белой скатертью, горячие пирожки, бутерброды, вино, кофе, красный арбуз с персиками — в общем, всё как в хорошем доме. Со стен на собравшихся журналистов с множеством камер взирает Табаков разных лет, начиная с самой первой роли в кино — Олега Савина («Шумный день») до последней в МХТ — ювелир из «Юбилея ювелира». С улыбкой, с ухмылкой, открыв рот, подмигивая, строго, с невероятной гримасой, за которыми слышна его неповторимая интонация, состоящая из огромного количества оттенков, — ни с кем не спутаешь. Выбраны 54 роли, сыгранные им за 60 лет. Выбор тщательный, не случайный — он отражает этапы жизни и творчества Олега Павловича.
— Сейчас будет фильм на полчаса, — говорит мне директор театра Александр Стульнев.
— А Олег Павлович уже видел картину?
— Конечно, посмотрел. Попросил убрать из текста слова «гениальный» и «великий». Но мы не убрали.
Табаков действительно не выносит пафоса и против эпитетов, ставших штампами, которым веры нет: всех, кто дожил до серьезного возраста или значимого юбилея, типа 50, называют великим(ой), гениальным(ой), и, что удивительно, юбиляры с наивностью детсадовских воспитанников свято в это верят. Тут случай особый: Табакову в числе единиц эти эпитеты без ложной скромности подходят.
Начинается фильм «Табаков русской сцены». В него вошли 23 роли в кино и театре. Динамичный монтаж, отличный текст (автор сценария Григорий Заславский), ясная концепция — роли мастера можно считать символом социальных и политических перемен в стране. То есть Табаков в истории конкретно. Например, Олег Савин («Шумный день») рубит мещанскую мебель — это борьба за свои идеалы. Образ Саши Одуева (спектакль «Обыкновенная история») обозначил водораздел между оттепелью и надвигающейся в СССР заморозкой. Первым Табаков сыграл умного и, что немаловажно, обаятельнейшего врага — Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны» и человека нетрадиционной сексуальной ориентации (спектакль «Баллада о невеселом кабачке»). Дальше идет Табаков-продюсер (первым спродюсировал мхатовский знаменитый спектакль «Ужин», к тому же обозначивший политические перемены в 90-х годах).
— При монтаже фильма много было проблем, — рассказывает Григорий Заславский, — на многие спектакли, совершенно гениальные, мы не нашли никаких видеокадров и практически рецензий. Например, какой роскошный спектакль «На дне» сделала Галина Волчек в «Современнике» (Табаков в нем сыграл роль Татарина), но ни одной рецензии на спектакль не нашел, текст писал по чудом сохранившейся пленке.
Не успел закончиться фильм, как вошел сам виновник торжества, и это был отдельный моноспектакль. Вот несколько цитат из Олега Павловича:
О сыне: «Павел будет работать в «Табакерке». А для чего же я школу строил? Но держит себя скромно. Еще троих из колледжа взял в «подвал», они уже заняты в репертуаре».
О Крыме: «Присоединение Крыма было предопределено исторически. И говорить тут нечего».
О мате в искусстве: «Все-таки это плохо. Вот Чехов, который и бордели посещал, и вообще, обошелся без этого. Михаил Булгаков — тоже».
Об учениках: «Четыре выкормыша (Миронов, Безруков, Серебренников, Карбаускис) «подвала» стали худруками московских театров. Это кто ж таким может похвастать? Хотя я хвастать не люблю и еще в детстве издевался над хвастунами».
И, наконец, о себе: «Все-таки надо делать то, что лучше всего получается. Я имею в виду детей своих. Если бы мы с Мариной Вячеславовной (Марина Зудина) занялись этим раньше, то…».
Сам себя несколько раз назвал стариком Зудиным, озвучил планы на новый сезон, главным событием которого станет долгожданное открытие нового здания «Табакерки» на улице Гиляровского. Это случится 1 марта 2016 года. Ну, а сегодня «Табакерка» открывается премьерой» — «Вий» в постановке Василия Сигарева. И пять дней будет играть только премьерные спектакли.
Смотрите видео по теме "Олег Табаков - о Крыме, Евстигнееве и начале карьеры"