1. Какова цель теракта?
Конечно, в головы организаторов массового убийства не залезешь. Но очевидно, что главная цель - посеять страх среди россиян. Коллективный Запад и киевский режим всеми силами стараются лишить российские власти поддержки. Мечтают о том, чтобы наш народ сам устроил переворот. Сначала были санкции, попытки изоляции... Но такое давление привело к обратному эффекту, президентские выборы это показали. Теперь нас пытаются запугать.
2. Кто возможный заказчик?
По тому, как стремительно США и Великобритания пытались «отмазать» Киев от теракта и переложить ответственность на ИГИЛ*, очевидно, что Украина к злодеянию причастна. Хотя бы потому, что убийцы на своей машине неслись именно к украинской границе, где, как заявил Владимир Путин, для них было организовано «окно» с той стороны.
Впрочем, даже если бы они ехали в другую сторону, украинские уши спрятать было бы трудно. Ищи, кому выгодно! А выгодно это сейчас только Украине. Да, ИГИЛ* - это террористическая организация, но благодаря российским военным ее здорово потрепали в Сирии. У исламских радикалов просто нет ресурсов организовать такой масштабный теракт, да и не нужен он им. Ясно ведь, что смерть россиян в Подмосковье никак не повлияет на обстановку на Ближнем Востоке.
Для российских спецслужб то, что заказчики находятся на Украине, очевидно. Главный вопрос - роль США и Великобритании. Еще накануне 8 Марта посольства этих стран призвали своих граждан в Москве не посещать массовые мероприятия. Знали о подготовке теракта? Или даже участвовали?
- В том, что США знали о подготовке, сомнений нет, - говорит директор Центра политического анализа Павел Данилин. - Но вряд ли участвовали напрямую. Что же касается Великобритании, то мы, например, знаем, что при подготовке убийства Дарьи Дугиной Ми-6 предоставляла исполнителю триангуляцию (местоположение. - Ред.) по данным сотовой сети. Этот факт подтвердили британские журналисты.
3. Место нападения выбрано не случайно?
Организаторам теракта было необходимо массовое убийство, и «Крокус Сити Холл», вмещающий более 6 тысяч зрителей, прекрасно для этих целей подходил. К тому же перед концертным залом вместительная парковка без шлагбаума, куда можно поставить машину. А с этой парковки - быстрый выезд на МКАД. Оттуда - куда угодно: транспортные развязки совсем рядом. У организаторов могли быть и другие мотивы, возможно, мы когда-нибудь о них узнаем.
Концерт группы «Пикник» выбран тоже не случайно. По мнению известного российского писателя Захара Прилепина, «Пикник» стал одним из центров, вокруг которого объединились патриотически настроенные россияне.
- «Пикник» в центре не просто русской рок-музыки, - сказал Прилепин. - Группа в центре того культурного фронта, что безоговорочно выбрал Родину. И эту Родину атаковало «Королевство кривых». Есть такая песня у «Пикника».
Впрочем, не исключено, что теракт планировался в другой день. Так, с 9 по 11 марта в «Крокусе» выступал кумир патриотической молодежи SHAMAN. Если вспомнить, что США свое предупреждение выпустили перед 8 Марта, можно предположить: изначально целью был именно его концерт. Но поскольку меры безопасности накануне выборов были усилены, день икс пришлось перенести.
4. Здание вспыхнуло слишком быстро?
Пожар в «Крокусе» было способно спровоцировать даже небольшое количество зажигательной смеси или горючих жидкостей. Их вполне могли принести с собой террористы в рюкзаках. Так считает глава противопожарного центра «Самоспас», эксперт по пожарной безопасности и эвакуации с высоты, экс-сотрудник МЧС Илья Маликов. Версию о заранее сделанных в здании закладках с горючей смесью он считает не слишком убедительной.
- И концертный зал, и ресторан - в этих помещениях есть достаточно отделочных материалов и мебели, способных быстро загореться, - полагает Маликов. - Внутренняя отделка современных помещений имеет большое количество горючих элементов - пластик на стенах, на потолках, в тепло- и звукоизоляции.
Концертный зал «Крокуса» - это класс функциональной пожарной опасности зданий Ф 2.1. То есть высокий. Все такие помещения обязаны быть оборудованы автоматическими устройствами пожаротушения. Имелись ли они и в каком виде, выяснит следствие.
А вот глава научно-производственного объединения, специализирующегося на разработке инновационных пожаро-безопасных материалов и технологий, Владимир Васильев полагает, что быстрая скорость распространения огня может указывать именно на то, что не только при строительстве, но и при отделке здания использовалось много горючих материалов. Впрочем, современные отделочные панели и плиты (за исключением керамики), а также изоляционные материалы почти все сплошь горючи - вне зависимости от страны производителя и качества.
5. Могли ли такое провернуть люди без специальной подготовки?
Террористы, конечно, многих удивили. Один - 19-летний парикмахер, другие тоже не коммандос. Как же получилось, что они так умело обращались с оружием? Некоторые эксперты уже назвали их настоящими военными профессионалами.
В то же время, по словам Виталия Демидкина, полковника в запасе Центра специального назначения ФСБ (он участвовал в освобождении заложников в Буденновске, «Норд-Осте» и Беслане), никаких специальных навыков убийцы не продемонстрировали.
- Они что, стреляли на километр? Нет, дистанция близкая, - говорит Демидкин. - Для этого не нужно какой-то особой подготовки. Да, нужно понимать, как снять автомат с предохранителя, как перезарядить рожок. Но чтобы это усвоить, достаточно два-три раза выехать в лес. Да что там в лес, в столице работают стрелковые клубы и тиры.
6. Что будет дальше с террористами?
Террористов будут судить по законам Российской Федерации, им грозит наказание вплоть до пожизненного заключения. То, что они граждане иного государства, не имеет значения, никаких обязательств передать их в другую страну у России нет. Впрочем, в законодательстве есть положения, по которым приговоренный иностранец может отправиться на родину и отбывать наказание там. Но для этого нужна добрая воля российских правоохранителей, а это явно не тот случай.
С другой стороны, могут ли специально ради этих террористов вернуть смертную казнь?
- Юридически это невозможно, - говорит почетный адвокат России, член Общественной палаты Москвы Дмитрий Краснов. - Чтобы отменить мораторий на смертную казнь, нужно принять специальный закон. Но даже если это случится, он не будет распространяться на конкретно этих террористов. Закон обратной силы не имеет. Точнее, может иметь, если он облегчает участь подсудимого. А если делает наказание более суровым, нет.
Впрочем, еще неизвестно, чем обернется для этих выродков заключение в колонии. К примеру, террорист Салман Радуев, взявший заложников в Кизляре и получивший пожизненное заключение, умер уже через год после приговора.
7. Можно ли сделать концертные площадки, торговые центры и учебные заведения безопаснее?
- Не думаю, что нам нужно отменять все массовые мероприятия. Но в то же время после того, что произошло, ни у кого не должно оставаться сомнений, что нам объявили войну. Это совсем иной уровень мер безопасности, - говорит почетный президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. - Я сам не раз был в «Крокус Сити Холле» на концертах и разных других мероприятиях. У охраны есть только дубинки, газовые баллончики, максимум - травматические пистолеты. Для ЧОП это нормально. Но я вас уверяю: если бы у входа во время концертов стояли машины Росгвардии или полиции, все было бы иначе. А так что получилось: эти нелюди спокойно припарковали у входа машину и свободно вошли в здание, убивая гражданских в упор. Да, для бизнеса усиление мер безопасности означает повышение расходов. Но любому гражданину важно, чтобы, если человек идет на концерт или за покупками, он мог чувствовать себя в безопасности. Пусть бизнес ищет возможности, договаривается с силовыми ведомствами. Такое сейчас время.
8. Как себя вести в такой ситуации? Бежать? Прятаться? Притвориться мертвым?
- Да нет тут никакой универсальной инструкции! - объясняет Сергей Гончаров. - Не бывает одинаковых терактов. В эти дни вспоминают печально известный «Норд-Ост». Но там все было иначе: ворвались настоящие боевики, обвешанные взрывчаткой, которые взяли зрителей в заложники. Здесь же заложники никого не интересовали, террористы просто шли и убивали всех подряд.
На месте, мгновенно, никто не может оценить ситуацию, никто не знает, сколько преступников, где они находятся, чем вооружены, какие у них цели. В каждом случае будут десятки нюансов. Сами посудите, как было в этот раз. Одна женщина рассказала, что притворилась мертвой, и это ее спасло. Однако некоторых лежащих людей террористы добивали. А кто-то бежал, ломая двери, и спасся. Но при этом в бегущих тоже стреляли. Повторюсь: я бы не рискнул давать советов. Совет один: сделайте все, чтобы спасти свою жизнь.
9. Почему так много людей пошли сдавать кровь? Ее реально не хватает?
На самом деле, в Службе крови всегда есть запас на случай ЧП и катастроф. И в моменты массовых трагедий, как правило, дефицита ее для переливаний нет. Но возможна нехватка каких-то отдельных видов, например, редких сочетаний группы и резус-фактора. На сайтах станций переливания крови есть донорские «светофоры», которые показывают состояние запасов. Если горит зеленый свет - значит, всего хватает.
Необходимость сдать кровь - это больше внутренний порыв людей, очень благородный и правильный. Помочь, поддержать, сделать что-то полезное. Стать донором или отправиться волонтером - согревать чаем стоящих в очередь на донацию людей - действительно нужные и ответственные поступки.
Впрочем, то, что запас крови в больницах есть, не значит, что сдавать ее после ЧП не стоит. При массовых катастрофах, особенно если много ожоговых травм, ее требуется много и долго. Поэтому не менее важно, если вы не смогли пойти на донацию в прошлые выходные, присоединиться к этому благородному делу спустя две-три недели после события, когда запасы в медучреждениях снизятся.
10. Кровь доноров-новичков отправляется в карантин и пострадавшим не попадет?
- Это не так. Донорская кровь подлежит проверке на инфекции в тот же день и готова к выдаче в лечебные учреждения уже на следующие сутки. Такой компонент, как плазма крови, действительно закладывается на карантинизацию - так называется запрет ее использования на срок до 4 месяцев до момента прихода донора в учреждение Службы крови на донацию или для повторного обследования, чтобы исключить возможность инфекции. Но даже если донор не пришел на повторную сдачу крови, плазма может быть подвергнута специальной обработке - патогенредукции - и передана в лечебные учреждения, - объясняет и. о. директора Центра крови ФМБА России Ольга Македонская.
Словом, важно не только в благородном порыве сдать кровь, но и вовремя прийти на повторную сдачу. А еще лучше - стать регулярным донором.
*ИГИЛ признано террористическим, запрещено в России.