Наверное, многие из нас обращали внимание, как быстро тает снег на столичных тротуарах. При том, что по многим из них дворник не проходил даже мимо, а температура на улице отрицательная. Неискушенные гости столицы могут даже подумать, что у нас, как в лучших городах Европы, тротуарчики с подогревом. Но опытные москвичи знают, что на самом деле это действуют противогололедные материалы (ПГМ) , которыми обрабатывают в Москвепроезжую часть, тротуары и дворы (о бщая площадь - 120 миллионов квадратных метров). В простонародье их называют реагентами, хотя в ГБУ «Автомобильные дороги» это слово не любят. Потому что сразу рисуется нечто химическое и вредное. В то время, как в состав материала входят только соль и известная пищевая добавка е509.
Обработка улиц реагентами строится по следующей схеме. Если уличная температура от -5 до +5 градусов, асфальт поливают жидким материалом. При более низких температурах посыпают твердым (на базе «Автомобильных дорог» он хранится в мешках). Дворы обрабатывают в основном комбинированным (состав такой же, как у остальных реагентов, только с мраморной крошкой). В каждой машине установлена система ГЛОНАСС (чтобы водители не сходили с маршрута и не имели возможности филонить).
- В этом году сезон начался 1 ноября, - рассказал «КП» заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Андрей Соколов. - Заканчивается он обычно в середине апреля. Зависит от погоды... Сейчас температура быстро меняется, поэтому коммунальщики перешли в круглосуточный режим готовности.
- Жители столицы любят судачить о вредности реагентов. Рассказывают страшные истории, как после одной уличной прогулки ботинки разваливаются по швам, подошвы разъедает химия и тому подобное.
- Противогололедные материалы, которые мы приобретаем, проходят перед этим массу проверок. В Москомприроде, Санэпидемстанции и прочих организациях. Они являются абсолютно безопасными. Сразу после проведения торгов мы берем пробу материала (у нас ее называют эталонным образцом) и сдаем на экспертизу. Там кристаллы исследуют на наличие всех химических элементов. И если бы что-нибудь нашли ненужное, сразу забраковали бы.
- А что входит в состав реагентов?
- Хлорид натрия (известный в быту как поваренная соль) и хлорид кальция (а, проще говоря, пищевая добавка е509). Больше в противогололедный материал ничего не входит. А по поводу обуви я бы посоветовал почаще ее мыть. На улице грязно и сыро. И если за ботинками не ухаживать, то они, ясное дело, развалятся.
ОТ ПЕСКА ОТКАЗАЛИСЬ
До современных реагентов в Москве использовали пескосоляную смесь. Она гораздо дешевле пищевых добавок, однако мороки с ней было в разы больше. Хотя бы потому, что после обработки улиц эта самая смесь скапливалась в ливневой канализации и к весне забивала ее.
- В результате столица от песка отказалась, хотя во многих российских городах продолжают его использовать, - рассказал Андрей Соколов.
По его мнению, убрать такой большой город как Москва вручную (без реагентов) практически невозможно. Просто не хватит рабочих рук. К тому же убрать механическим способом наледь с дороги очень сложно.
Для чего вообще предназначены реагенты? Чтобы не дать снегу прилипнуть к асфальту. Они создают искусственную пленку, которая держит снег на поверхности. После чего он легко сметается (делают это сразу после того, как слой снега достигнет 5 см).
- А зачем обрабатывать улицы при плюсовой температуре?
- Чтобы предотвратить гололедицу, - отвечают в ГБУ «Автомобильные дороги». - В городе есть особо опасные места. Мосты, эстакады... Они охлаждаются гораздо быстрее. И там большой риск образования наледи. Если с ней не справиться, машины покатятся как на катке.
- А как вы определяете, где может возникнуть гололедица, а где нет?
- Берем информацию в метеорологической службе, чьи специалисты с помощью радаров видят, с какой стороны ждать снежных масс и облаков.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- на остановках общественного транспорта этой осенью установили более 5,6 тысяч контейнеров с запасом мелкогравийной крошки, которая будет применяться во время интенсивных снегопадов
- на улицах города готовы работать 15 тысяч единиц специализированной коммунальной техники (в случае сильных снегопадов их число может быть увеличено до 19 тысяч)
- для утилизации снега подготовлено 146 мобильных и 56 стационарных снегосплавных пунктов общей производительностью 550 тысяч кубометров в сутки.