В четверг Владимир Путин оправится в Анкару к Реджепу Эрдогану: визит состоится в нестандартном формате и начнется в 19.00 - ожидается, что лидеры вместе поужинают. Впрочем, неформальная обстановка встречи не должна вводить в заблуждение. В "меню" у президентов целый ряд серьезных вопросов, включая контроль за зоной деэскалации в сирийском Идлибе, будущее так называемого независимого Курдистана, поставки ракетных комплексов С-400 и "помидорное дело".
Владимира Путина ждали в Турции в конце ноября на турнире по дзюдо, посвященном памяти убитого в 2016 году в Анкаре российского посла Андрея Карлова. Однако быстро меняющаяся ситуация на Ближнем Востоке заставила президентов ускорить встречу. Реджепу Эрдогану срочно потребовалось обсудить с Путиным вопросы, по которым позиция Россия является ключевой - об участии Турции в контроле за зоной деэскалации в сирийском Идлибе и последствиях референдума о независимости в Иракском Курдистане. Поскольку обе темы связаны с ненавистными Эрдргану курдами, они имеют первостепенное значение для Анкары.
Еще на прошлой неделе в ООН турецкий лидер заявил: его армия войдет в зону деэскалации в сирийском Идлибе - хотят того союзники или нет. Военный контингент, по словам Эрдогана, будет развернут в северной части провинции и займется обеспечением перемирия, договоренность о котором ранее была достигнута на переговорах в Астане. Но всем, кто знаком с диспозицией в регионе, хорошо известно: главной целью турок является подготовка военной операции против курдов в районе города Африн, где формирования, подконтрольные Рабочей партии Курдистана, контролируют обширные территории.
Если Эрдоган поставит под свой контроль север провинции Идлиб, то Африн окажется блокированным со всех сторон и сможет поддерживать связь с внешним миром лишь через линию соприкосновения с сирийскими правительственными войсками возле Алеппо.
Сирия и Иран уже выразили несогласие с этими планами. Но решающее слово, по понятным причинам, принадлежит России, и каким оно будет, предугадать довольно сложно.
С одной стороны, Кремль всячески подчеркивает важность, как выразился Дмитрий Песков, "очень тесного взаимодействия" с Турцией. С другой - не желая допускать усиления ее влияния в регионе, негласно поддерживает курдов и помогает им. Эрдогана бесит эта позиция, но публично Москва и Анкара до сих пор не афишировали имеющиеся противоречия по курдскому вопросу. Однако на этот раз переговоры двух президентов будут дополнительно осложнены итогами референдума в Иракском Курдистане, на котором более 90% участников высказались за создание независимого курдского государства. У Турции эти планы (да и сам факт референдума) предсказуемо вызвали настоящую истерику. Тогда как Москва свою позицию официально не обнародовала, что было воспринято курдами в качестве знака молчаливого согласия. Или - как минимум - нейтралитета.
Представители Иракского Курдистана уже официально объявили о намерении углубить сотрудничество с Россией в случае обретения независимости. (Напомним, что в этом регионе давно и успешно работают российские энергетические компании). Эксперты, в свою очередь, полагают, что Владимиру Путину нет большого резона ввязываться в драку вокруг итогов референдума, ибо никакой угрозы национальным интересам РФ (в отличие, например, от Турции и Ирана) они не создают. Скорее наоборот: данная ситуация (как и любая заварушка на Ближнем Востоке) будет способствовать увеличению поставок российского оружия и поддержанию нефтяных цен.
Можно предположить, что по итогам встречи с Эрдоганом ВВП может формально высказаться за сохранение целостности государств Ближневосточного региона. Но при этом вслед за Сергеем Лавровым напомнить: курдский народ, как и любой другой народ на планете, имеет право реализовать свои законные чаяния и устремления в рамках имеющихся норм международного права. Добавим, что Кремлю в принципе не с руки осуждать референдум в Иракском Курдистане из-за очевидных параллелей с крымским референдумом 2014 года.
Помимо сложных региональных вопросов, Путину и Эрдогану предстоит обсудить военно-техническое сотрудничество и экономическую повестку. Турки уже объявили, что попросят российского президента ускорить поставки С-400: Анкара рассчитывает получить ЗРК в течение ближайших двух лет. Ожидается прогресс и в уже набившем оскомину "помидорном деле". Судя по сообщениям Минсельхозов двух стран, на встрече лидеров может быть достигнута договоренность о возобновлении поставок турецких томатов в зимний период, когда отечественный рынок испытывает дефицит собственных овощей и фруктов. В обмен Россия получит право экспортировать в Турцию мясные туши.