Владимир Путин, недовольный недружественным отношением США к России, приостановил действие ряда соглашений в ядерной области. Для восстановления партнерства с Москвой Вашингтону предписано убрать войска НАТО из стран, которые не входили в Альянс до 2002 года, отменить закон Магнитского, санкции и выплатить России компенсацию за причиненный ими ущерб.
Владимир Путин сформулировал список претензий к главному сопернику России (по версии Кремля) на мировой арене – Соединенным Штатам Америки. В списке этом не так много пунктов, но исполнения желаний вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем – отчасти потому, что тезис о всесилии Америки (и ее президента) – это не более чем удобный для отечественной пропаганды миф, отчасти потому, что между идеалом и реальностью всегда будет присутствовать некий разрыв.
«Требует наш народ одного…»
Как показывает практика, выстраивая отношения с окружающим миром, государства могут использовать самые разные форматы и по форме, и по содержанию. Например, встречу с кайзером на яхте (в случае с Николаем Вторым), трибуну ООН и ботинок (яркое выступление Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева) и даже так называемых «вежливых людей».
На минувшей неделе российский президент использовал новый формат – законопроект, внесенный в Госдуму.
В понедельник, 3 октября на официальном портале правовой информации появился подписанный Владимиром Путиным указ о приостановлении действия соглашения между Россией и США «об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны». В документе отмечается, что решение принято «в связи с коренным изменением обстоятельств», «возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении РФ» и «неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония в соответствии с международными договорами».
В Госдуму также был внесен президентский законопроект о приостановлении действия этого соглашения. В этом документе и был сформулирован список претензий к «вашингтонскому обкому».
Россия возобновит действие российско-американских договоренностей по утилизации плутония при выполнении Соединенными Штатами следующих условий, говорилось в проекте закона. Первое – сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территориях стран–членов НАТО, вступивших в альянс после 1 сентября 2002 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу соглашения.
Второе – отказ «от недружественной политики в отношении РФ». То есть отмена закона США 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений закона США 2014-го «О поддержке свободы Украины», отмена всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов РФ, российских юридических и физических лиц. А также компенсация ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате введения санкций, «включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении США».
Стоит отметить, что в пояснительной записке к законопроекту в числе «шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в области стратегической стабильности» значилось и то, что американские инструкторы тренируют на Украине боевиков запрещенной в России организации «Правый сектор».
Примечательно, что через пару дней премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о приостановлении действия соглашения между Россией и США о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах. «Регулярное продление США санкций против России, в число которых входит и приостановление российско-американского сотрудничества в области атомной энергетики, требует принятия контрмер в отношении американской стороны», – говорится в справке к документу.
Почему российские власти решили использовать столь странный формат для того, чтобы предъявить претензии американским «партнерам», – большая загадка. Тем более что вышеупомянутое соглашение по плутонию – отнюдь не ключевой элемент в системе международных договоров, регулирующих отношения России и США в ядерной области.
Если судить по заявлениям некоторых парламентариев, то Москва подобным образом демонстрирует Вашингтону готовность в случае необходимости поставить крест на рос-сийско-американских соглашениях о сокращении ядерных вооружений.
«Я думаю, что в ряду этих дальнейших приостановок может стоять и соглашение о сокращении в сфере наступательных вооружений, потому что там была увязка с противоракетными делами в преамбуле того договора, а американцы его нарушили», – заявил депутат от КПРФ Леонид Калашников РИА «Новости».
О том, что американская система противоракетной обороны подрывает положения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), заявил в среду директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями российского МИД Михаил Ульянов.
Есть и другая версия случившегося – таким вот странным образом Москва приглашает к диалогу следующего президента США (Хиллари Клинтон или Дональда Трампа, не так уж принципиально), обозначает своего рода переговорную позицию. Проблема в том, что те же решения по НАТО американской администрации надо будет согласовывать со своими союзниками, а что касается отмены санкций, то здесь американскому президенту придется договариваться с Конгрессом. Президент США не обладает такой свободой маневра, как его российский коллега.
Конец «избирательной дружбы»
«Принятое нами решение – это сигнал Вашингтону: пытаться говорить с Россией с позиции силы, языком санкций и ультиматумов, и при этом продолжать выборочное сотрудничество с нашей страной только в тех областях, где это выгодно США, не получится», – говорилось в комментарии министра иностранных дел Сергея Лаврова, размещенном на сайте внешнеполитического ведомства.
По странному стечению обстоятельств именно в тот же день, когда в Москве было объявлено о приостановке действия плутониевого соглашения, приказало долго жить «выборочное сотрудничество» между Россией и США и на сирийском треке.
В начале минувшей недели США приостановили использование двусторонних каналов с Россией, созданных для поддержания прекращения огня в Сирии.
На это ушли месяцы изнурительных переговоров, но в итоге Сергей Лавров и его американский коллега Джон Керри договорились в начале сентября о введении режима прекращения огня между оппозицией и правительственными силами в Сирии. Режим этот не распространялся на районы, где действуют радикальные исламские группировки. А в перспективе российские и американские военные должны были даже координировать свои удары по террористам.
Режим этот неоднократно нарушался, а 3 октября Госдепартамент заявил, что российско-американские договоренности фактически похоронены. «К сожалению, Россия не смогла придерживаться своих же собственных обещаний… а кроме того, или не имела желания или же возможностей обеспечить приверженность сирийского режима соглашениям, под которыми она подписалась», – заявил представитель Госдепартамента Джон Кирби.
Реакция российских политиков была фееричной. «Мне это напоминает агонию бесславно уходящей администрации, которая провалила полностью свою внешнюю политику на Ближнем Востоке», – заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко журналистам.
Впрочем, образных выражений не чурались и американские партнеры. «Когда все превращают в пустыню, это они называют миром» – с помощью этой цитаты древнеримского историка Тацита Джон Керри обрисовал российскую политику в Сирии. А постоянный представитель США при ООН Сюзан Райс обвинила Россию в «варварстве».
Поводом для столь резких оценок стали продолжающиеся бомбардировки российской и сирийской авиацией восточной части Алеппо, самого большого города Сирии. Мы бомбим окопавшихся там боевиков‑исламистов, говорили в Москве и Дамаске. Вы превращаете Алеппо в город Грозный образца первой чеченской войны, отвечали «партнеры».
Кризис в Сирии, как и иранская ядерная программа – это и были те элементы американской политики выборочного партнерства в отношении России. После присоединения Крыма к России Барак Обама ввел в действие антироссийские санкции, но в то же время Москва и Вашингтон продолжали активно сотрудничать в распутывании региональных проблем.
Почему в итоге это партнерство на сирийском направлении оказалось столь недолговечным? Объяснений может быть много. Но, видимо, главное здесь, что «партнеры» ставили перед собой несколько разные цели и задачи. Россия стремилась к тому, чтобы укрепить режим Асада и побороть террористов «Исламского государства» (запрещенного в РФ). США – побороть исламистов и сместить Асада.
России «удалось стабилизировать ситуацию в стране, освободить значительную часть ее территории от бандформирований международных террористов…», – заявил министр обороны Сергей Шойгу на минувшей неделе. Возможно, точнее было бы говорить о «стабилизации» режима Башара Асада. Но что очевидно – наше решительное вмешательство в гражданскую войну в Сирии спровоцировало в конце концов небывалый дипломатический кризис в отношених Москвы и Вашингтона. И разруливать его придется опять же новой американской администрации.
Замораживание российско-аме-риканского сотрудничества на сирийском направлении дало повод американским сторонникам «жесткой линии» вновь обрушиться с критикой на досиживающего последние месяцы в своей должности Барака Обаму. Известный сенатор-республиканец Джон Маккейн процитировал бывшего госсекретаря Джорджа Шульца, который говорил, что «дипломатия, не подкрепленная силой, будет в лучшем случае неэффективной, в худшем – опасной».
В администрации Барака Обамы нет единства мнений по поводу того, что делать с сирийским кризисом. Судя по сообщениям американских СМИ, обсуждается весьма широкий набор опций – в том числе и нанесение ударов по аэродромам сирийской армии, и введение новых санкций против России. Но, как признают американские официальные лица, Барак Обама по-прежнему не горит желанием глубоко втягивать США в очередной вооруженный конфликт аккурат под финал своего президентского срока.
Но и в рядах потенциальных преемников тоже нет единства мнений. Майкл Пенс, кандидат в вице-президенты от Республиканской партии, заявил на проходивших на минувшей неделе дебатах с кандидатом от демократов Тимом Кейном, что «маленький задиристый лидер России диктует условия Соединенным Штатам». При этом кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп ранее говорил, что может работать с Путиным. А по словам Пенса, «на провокации России надо отвечать американской силой»…
Тайна, завернутая в загадку
В минувшую пятницу Госдума ратифицировала российско-сирийское соглашение о бессрочном размещении авиационной группы на территории Сирии. У этого документа таинственная судьба – подписан он был министерствами обороны России и Сирии в Дамаске 26 августа 2015 года (более чем за месяц до официального начала операции российских ВКС в Сирии), но о его существовании стало известно только в январе этого года, когда он был опубликован на официальном портале правовой информации. Впрочем, о том, что Россия намерена поддержать своего ближневосточного союзника с воздуха, официально было объявлено буквально за день до того, как российские бомбардировщики появились в небе над Сирией.
Заинтересованный наблюдатель может составить себе общее впечатление о том, как принимаются те или иные внешнеполитические решения в Вашингтоне. Тут тебе и утечки в СМИ, и дискуссии на Капитолийском холме. Российская практика не предусматривает утечек подобного рода и уж тем более обсуждений правильности выбранного внешнеполитического курса. А потому только и остается гадать, какая связь между «Правым сектором» и уничтожением плутония.