Впервые за два года в Москву прилетает турецкая правительственная делегация во главе с вице-премьером Нуреттином Джаникли. Снимать российские санкции ему будут помогать министры туризма, энергетики и экономики. Для России туристический вопрос не ключевой. Гораздо важнее судьба двух замороженных энергетических проектов: строительства атомной станции «Аккую» на юго-востоке Турции и черноморского газопровода «Турецкий поток». Их стоимость оценивается в десятки миллиардов долларов.
Последний раз высокопоставленная турецкая делегация приезжала в Москву незадолго до визита Владимира Путина в Турцию в гости к Реджепу Эрдогану в декабре 2014 года. За это время наши страны успели от взаимной любви скатиться до полной ненависти, и теперь, после извинений турецкого лидера за сбитый российский бомбардировщик, происходит обратный процесс. Восстановлению «дружественных связей» не может помешать даже попытка государственного переворота в Турции.
А восстанавливать есть чего. За время действия эмбарго, с января по май 2016 года, внешнеторговый оборот между Россией и Турцией рухнул на 43%, до $6,1 млрд.
Сами переговоры запланированы на 26–27 июля. Развитие туризма, снятие запретов с поставок овощей и фруктов — темы важные, но только не для России. К тому же с этим все более-менее ясно. Регулярка в Турцию уже летает, чартеры начнут это делать в ближайшее время. Импорт плодоовощной продукции до конца года тоже разрешат, правда, скорее всего в усеченном варианте. Например, огурцы и помидоры могут остаться под запретом.
Для нас куда интереснее энергетические проекты, которые формально под санкции не попали, но по факту оказались приостановленными. Речь идет о строительстве «Росатомом» АЭС «Аккую» и магистрального газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря.
Стоимость контракта только по атомной станции составляет $20 млрд. По плану ввод первого энергоблока намечен через шесть лет. С конца прошлого года Турция как могла тормозила стройку, не предоставляла необходимые документы, затягивала финансирование. В какой-то момент не исключалась возможность полной остановки или продажи российского контрольного пакета зарубежным конкурентам. Стороны от разрыва контракта сдержало то, что в этом случае пришлось бы выплачивать огромную компенсацию.
Что касается «Турецкого потока», то изначально по договоренности 2014 года его ежегодная пропускная мощность должна была составить 64 млрд куб. м газа, потом ее снизили в 2 раза. Анкара до сих пор официально не согласовала и эти объемы. В любом случае начало поставок было запланировано на 2019 год. Именно тогда заканчивается действие транзитного договора между Россией и Украиной.
До последнего времени ни у Минэнерго, ни у «Газпрома» не было четкого понимания, что делать с «Турецким потоком» дальше. Тем более что для него уже было закуплено труб на сотни миллиардов рублей. Возобновление «Турецкого потока» может оказаться очень кстати и по другой причине. А именно из-за возникших проблем с возведением балтийского газопровода «Северный поток-2». Как известно, поляки из-за боязни усиления российского присутствия на местном газовом рынке высказались против создания «Газпромом» и его европейскими партнерами совместного предприятия по строительству этого газопровода. Поддержали их и прибалты.
С другой стороны, России необходимы дополнительные гарантии, в том числе от ЕС, востребованности будущих поставок газа по южному коридору. Что сделать не так-то легко, особенно после того, как Болгария по требованию Еврокомиссии заблокировала строительство по дну Черного моря альтернативного «Южного потока».