Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) подала иски в суд к международным автопроизводителям - General Motors, Mercedes, Volkswagen и Toyota Motor. Иностранные компании, которые приостановили работу в РФ, нарушают права российских потребителей, утверждают в организации. Теперь людям недоступны ремонт, техническое обслуживание и так далее. Об этом "Известиям" рассказал глава ОПИ Олег Павлов. Он уточнил что первые разбирательства уже начались. Роспотребнадзор поддержал общественников, сказано в официальном заключении службы для суда. Но у исков есть несколько слабых мест, считают эксперты.
В конце марта ОПИ предъявила иски о защите прав неопределённого круга потребителей к крупнейшим автоконцернам, в числе которых Volkswagen, Mercedes-Benz, General Motors и Toyota Motor. Речь идёт о претензиях к отечественным юридическим лицам - импортёрам продукции и запчастей к ней. Первое рассмотрение одного из дел уже началось - в отношении Toyota. Иск подан к 000 "Тойота Мотор". Об этом "Известиям" рассказал глава организации Олег Павлов. Он добавил: Роспотребнадзор подтвердил готовность участвовать в разбирательствах.
В службе "Известиям" подтвердили, что Роспотребнадзор реализовал своё право вступить в судебные процессы как госорган, который даёт заключение по делу для защиты прав потребителей.
Об этом служба письменно уведомила суды и стороны по гражданским делам. Истец и ответчики направили запросы в Роспотребнадзор.
- Основное требование - прекратить исполнение санкций и возобновить поставки всей номенклатуры продукции, - пояснил Олег Павлов "Известиям". - Например, в исковом заявлении общественная организация указывает, что ООО "Тойота Мотор" незаконно прекратила поставки автомобилей, запасных частей и деталей. В итоге потребители лишились возможности реализовать своё право на безвозмездное устранение производственных недостатков, замену автомобиля, а также на его техническое обслуживание и ремонт.
Также есть ходатайства об аресте счетов и имущества компаний, чтобы обеспечить интересы потребителей, заметил Олег Павлов. Но "это непринципиально, главное - возобновление поставок запчастей и автомобилей", добавил он. По словам эксперта, в деле против Toyota Motor Роспотребнадзор по Московской области уже представил своё заключение. "Известия" ознакомились с документом управления службы от 29 марта. В нём сказано: в начале марта бренд Toyota объявил о приостановке ввоза и производства в РФ своей продукции - автомобилей марок Toyota и Lexus, а также запчастей к ним. А это значит, что все процессы, в частности продажа этих товаров и техническое обслуживание, заморожены.
Эти действия "нарушают права и законные интересы неопределённого круга потребителей", сказано в документе Роспотребнадзора. В результате "российские покупатели лишаются возможности обратиться за ремонтом и техническим обслуживанием товара, а также продолжать его использование в течение срока службы". Поэтому управление Роспотребнадзора по Московской области поддержало требования ОПИ как "основанные на законе и подлежащие удовлетворению в полном объёме".
- Указанные претензии в адрес ООО "Тойота Мотор" необоснованны - клиенты компании могут обратиться за проведением ремонтных работ, сервисным обслуживанием и иными операциями к официальным дилерам, - сказали "Известиям" в компании. Там добавили, что поставки запасных частей в Россию ограничены из-за серьёзных нарушений логистических цепочек поставок. Они обусловлены глобальными сбоями и форс-мажором.
"Известия" направили запросы в российские офисы General Motors, Mercedes и Volkswagen.
ТОЧКИ ПРОСЧЁТА
У исков есть несколько слабых мест, считают эксперты. Ответчиком выступает импортёр, тогда как обязанность обеспечить поставки запасных частей лежит на изготовителе, сказали "Известиям" в Союзе потребителей РФ. Поскольку импортёр в автоиндустрии - это почти всегда дочерняя компания иностранного изготовителя, то, возможно, в контракте есть пункт про обязанность поставлять детали в дилерскую сеть. Но раскроют ли стороны условия контракта - большой вопрос, добавили в организации.
Союз потребителей делал запрос автопроизводителям,и они ответили, что поставки остановлены не по их воле: проблемы со ввозом есть, но из-за влияния внешних факторов, а не по инициативе импортёров.
Более того, в иске ОПИ нет доказательств отказа в ремонте автомобиля, подчеркнули в союзе. Если доказательства не появятся в ходе слушаний в суде, то удовлетворение иска может стать незаконным.
По словам адвоката МКА "Князев и партнёры" Екатерины Усачёвой, в ситуации, когда потребители за свой счёт покупают неоригинальные запчасти после длительного и безрезультатного ожидания оригинальных, можно предъявить иск о признании действий ответчиков противоправными: понудить компании прекратить предпринимательскую деятельность в стране, что соответствует регулированию. С позиции владельца автомобиля: можно попытаться ускорить процесс с помощью подачи претензии импортёру, а затем обратиться в суд с требованием уплатить штраф за нарушение срока проведения ремонта (сейчас это 45 дней).
Закон "О защите прав потребителей" в такой ситуации полностью на стороне российских автовладельцев, считает независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. По его словам, несмотря на то что многие логистические компании прекратили работать с Россией, теоретически можно найти способ поставить автозапчасти по железной дороге или самолётом.
Но проблема ещё и в том, что, согласно большинству дилерских соглашений, официальный автодилер не может покупать оригинальные запчасти в обход локального представительства автобренда, уточняет эксперт. Этот вопрос обсуждали неоднократно. Хотя теоретически крупные дилеры, к примеру "Рольф", "Автомир", Major, "Авилон", могли бы наладить поставки запчастей с Тайваня, из Кореи, с Ближнего Востока по своим каналам. Но в этом случае если их будут использовать при гарантийном ремонте, сервисы не смогут направить счёт за гарантию представительству бренда, заключил эксперт.
У исков есть слабые места: ответчиком выступает импортёр, а обязанность обеспечить поставки запчастей лежит на изготовителе