— И израильская армия — ЦАХАЛ, и военная разведка, и знаменитый МОССАД — внешнеполитическая разведка — потеряли былую силу, — пояснил эксперт. — Катастрофа 7–9 октября, когда непосредственно в Израиле шли боевые действия, погибли тысячи человек, а свыше сотни — включая военных, в том числе старших офицеров, попали в плен, — тому явное свидетельство. Налицо и очевидный рост возможностей ХАМАС. Израиль пропустил от этой организации как минимум два позорнейших гола.
Почему проспали
— Территория сектора Газа, откуда совершено нападение, прослушивается и просматривается буквально насквозь. Лидеры ХАМАС тоже хорошо известны, и их телефоны, понятно, на прослушке. И даже в таких условиях ХАМАС сумело в течение года-полутора совершенно незаметно накопить от двух до трех тысяч ракет, чтобы перегрузить израильскую систему ПВО «Железный купол», — рассказывает Андрей Земцев. — Граница с сектором Газа — самая охраняемая в мире: там есть датчики движения даже под землей и фотографируется каждый таракан. Но ее прорвали в десятке мест.
Причина, как пояснил эксперт, в том, что ХАМАС успешно взломало систему электронной защиты.
— На границе не было часовых — только видеокамеры. На вышках не было живых пулеметчиков — только сами пулеметы, управляемые с пульта. Оператор смотрит на экран, и, если видит движение, пулемет стреляет, — рассказывает Андрей Земцев. — Но когда защиту «хакнули», операторы в пункте управления видели на экране, что ничего не происходит. Даже мухи спят. А бульдозеры в это время уже рвали сетку и колючую проволоку. Неудивительно, что солдат в приграничных казармах застали буквально в трусах. Весь мир облетели кадры, как воинов «непобедимой» и «лучшей в мире» армии вытаскивают оттуда в нижнем белье.
Как пояснил эксперт, ЦАХАЛ не учел совсем недавнего афганского опыта Пентагона.
— Там моджахеды нанимали хакеров, и те перехватывали управление американскими дронами. А сейчас хакеры — привлеченные или из ХАМАС — перехватили управление всей приграничной системой слежения, — пояснил Земцев. — Не был готов ЦАХАЛ и к новой тактике палестинцев, давно и широко используемой террористами в Сирии. А тактика крайне проста. Десятки, а то и сотни мощных джипов с бойцами и боекомплектами врываются на территорию противника и нападают на военные объекты, попутно «кошмаря» местное население. Где сейчас противник? Каковы его силы? Как его локализовать? Как уничтожить? ЦАХАЛ было ничего не ясно. Около тысячи бойцов ХАМАС они всей армией не могли обезвредить более трех суток.
Больница для МОССАДа
Второй провал Израиля произошел после очистки территории страны.
— Премьер Нетаньяху, как известно, пообещал наземную операцию в Газе, но так на нее и не решился, — пояснил политолог Григорий Савельев. — Сначала мешала «низкая облачность» — хотя для штурма городов она никогда не была помехой, потом Иран пригрозил ответом в случае начала наземной операции. Но «вишенкой на торте», увы, кровавой, стал обстрел больницы в Газе 17 октября, в результате которого погибли свыше тысячи человек. В основном — женщин и детей.
Зачем Израиль на этот ужас решился?
— Либо военная разведка, либо МОССАД снова сели в лужу, — считает Андрей Земцев. — Известно, что ХАМАС часто размещает командные пункты, склады с оружием и боеприпасами в гражданских объектах — чтобы не бомбили. В этот раз, по всей видимости, поступила информация, что в больнице прячутся руководители ХАМАС. Израильтяне, получив эти сведения, стали даже в соцсетях злорадствовать, что скоро сектор Газа «ждет сюрприз». А когда ударили по больнице, появились ликующие посты — ну вот «сюрприз» вам и прилетел. И лишь спустя несколько часов стало ясно, что никаких руководителей ХАМАС там и близко не было. А были мирные люди, и они погибли. Израиль стал нелепо оправдываться, мол, палестинцы сами себя обстреляли, но все это выглядит бредом.
Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков пояснил:
— Просто посмотрите на гигантскую воронку от взрыва. И посмотрите на развалины. Чтобы нанести столь серьезное поражение, боевая часть снаряда должна весить не менее 300 кило. Скорее всего, это выпущенная с самолета ракета. Но у ХАМАС нет таких ракет.
Другая армия, иная страна
Григорий Савельев считает, что у врагов Израиля — а это буквально все его соседи — появился шанс сильно ослабить, а то и вовсе уничтожить Израиль.
— Дело в том, что нынешний Израиль сильно отличается от того, что был создан после Второй мировой, — пояснил эксперт. — Его основали высокомотивированные, сильные люди, многие из которых либо воевали, либо сидели в концлагерях. И они были готовы победить или умереть — буквально. Нынешний Израиль — страна для отдыха. Последний раз войну на своей территории он вел полвека назад, в 1973-м, да и то очень недолго. Эта страна крайне либеральная. Здесь, например, разрешены однополые браки — в виде официального гражданского союза. Приходишь в мэрию — и расписываешься. Разрешено даже усыновление однополыми парами. Рождаемость, за исключением религиозных евреев, — низкая.
В своем либерализме Израиль дошел до того, что поддерживает явного фашиста Зеленского. Израильские инструкторы воюют на Украине. По сути — это 51-й штат США, и нравы здесь соответствующие. К широкомасштабной, с большими жертвами, войне общество не готово.
Андрей Земцев согласен:
— Армия — срез общества. Хваленый ЦАХАЛ — это, по большей части, срочники обоего пола: мальчики и девочки, которые могут каждые выходные ездить домой к маме — это разрешается. На своей земле эта армия не воевала полвека. А последняя и довольно неудачная война проходила еще в 2006 году в Ливане. Тогда «Хезболла» здорово потрепала израильтян. И это несмотря на то, что тех было в несколько раз больше. Израиль побеждает врагов исключительно в силу технического превосходства. Разбомбить, забросать ракетами — это да. А в контактном бою тысяча палестинцев противостояла всей израильской армии — а это сотни тысяч человек — в течение трех суток.
Быстро это не кончится
Генеральный директор Института региональных проблем политолог Дмитрий Журавлев считает, что третьей мировой на Ближнем Востоке не будет.
— Третья мировая — это, по определению, война ядерная. Ядерное оружие есть только у Израиля. И все прекрасно понимают, что если он окажется «у стенки», то ядерное оружие применит. Это никому не нужно. Даже Ирану — главному противнику Израиля. При этом Иран, я не сомневаюсь, продолжит воевать с Израилем своей прокси-армией — «Хезболлой». Он будет действовать точно так же, как США на Украине: вооружит, обучит, поможет деньгами, но сам не пойдет — потому что может прилететь ядерная ракета, — пояснил эксперт. — Не станет воевать «на всю катушку» и Израиль, потому что он уже не тот, что был еще полвека назад. Не такой решительный. Людей, готовых убивать, там хватает, а готовых умирать — уже нет. Поэтому когда Нетаньяху кричит: мы сейчас войдем в сектор Газа и все там разнесем, — его даже депутаты не особо поддерживают.
Сейчас, как пояснил эксперт, Израиль находится в крайне тяжелом положении.
— Главная проблема — что делать с палестинцами из сектора Газа. Если их всех убить, это геноцид с непредсказуемыми последствиями. Как их выселить в другую страну — тоже не очень понятно. Кому нужны беженцы на своей территории — это фактор дестабилизации. Третий вариант — пустить из сектора Газа в остальную часть палестинской автономии. Но тогда сама автономия резко радикализируется. Пустить всех в Израиль — еще хуже, — рассуждает эксперт.
Ростислав Ищенко, директор центра системного анализа и прогнозирования, считает, что лучший для всех вариант — поддержать предложение президента России Владимира Путина: наконец-то создать независимое палестинское государство.
— Все другие варианты не просто весьма опасны. Нет, они грозят катастрофической войной, которая приведет к непредсказуемым последствиям, — считает эксперт.
Григорий Савельев надеется, что так и будет.
— В странах Евросоюза — около 20 миллионов мигрантов-мусульман. В Вене, Берлине, Леоне, Марселе и других городах проходят митинги в поддержку Палестины, которые полиция вынуждена разгонять слезоточивым газом. А в Лондоне властям пришлось задействовать против митингующих арабов местных футбольных фанатов, поскольку сами полицейские справиться уже не могли. В общем «исламский фактор» будет дестабилизировать Европу, и ей придется задуматься о выполнении резолюции ООН от 1947 года — о разделе территории Палестины на еврейское и арабское государства. Израиль — да, был создан.
Но палестинское государство он создать не позволил и фактически загнал палестинцев в гетто. Именно эта несправедливость и служит причиной арабо-израильского конфликта. Ни Израиль, ни США, ни Евросоюз не хотят этого признавать. Но в последнее время их позиции ослабевают. Арабский мир становится и численно больше, и экономически мощнее. Появился БРИКС. Играть по старым правилам, когда приезжает президент США и всем объясняет, что делать, уже не получается.
Как пояснил эксперт, ситуация в ближайшие месяцы будет острой.
— Израиль будет пытаться, как всегда, решить вопрос силой. В Европе будут нападать на евреев. Иран активизирует свою прокси-армию — «Хезболлу», действующую на территории Ливана. США будут разрываться между Украиной, Ближним Востоком и Тайванем. Турбулентность будет нарастать, — считает Савельев.
КСТАТИ
С 1967 года, после Шестидневной войны, Восточный Иерусалим и Западный берег Иордана находятся под контролем Израиля. Большая часть международного сообщества считает, что Израиль оккупировал земли Палестины. Израильтяне парируют: это наша историческая родина, хотя на этой родине их до ХХ века не видели уже полторы тысячи лет. Даже сегодня 80 процентов населения оккупированных Израилем территорий — арабы. Израиль частично отделил контролируемые им территории многокилометровой стеной и другими заграждениями. Периодически власти страны говорят о намерении присоединить к Израилю значительную часть Западного берега. Палестинцы на Западном берегу Иордана между тем говорят, что оккупация Израиля не дает их нации развиваться. С учетом того, что питьевая вода, газ и электричество поступают с территории Израиля, оккупанты в любое время имеют возможность перекрыть эти ресурсы, что, в частности, и произошло в секторе Газа. Израилю, таким образом, невыгодно создание государства Палестина: автономию куда проще контролировать, чем независимую страну.
ГЕОГРАФИЯ
Территория, которую контролирует Палестина, сейчас представляет собой два небольших анклава внутри Израиля. Причем они не граничат между собой. Первый анклав — это сектор Газа: довольно узкая полоска земли длиной 40 км на берегу Средиземного моря. Ее площадь составляет всего 360 квадратных километров — примерно одна седьмая Москвы. Здесь высокая рождаемость и много молодого населения. Немалая его часть не имеет работы, что усугубляет и без того накаленную социальную обстановку. Эту территорию контролирует исламистское движение ХАМАС — оно признано террористическим во многих западных странах, но не в России. Второй участок под частичным контролем Палестины — это Западный берег реки Иордан. Здесь находятся, в частности, такие известные по Библии города, как Вифлеем и Иерихон. Этим анклавом управляет Палестинская гражданская администрация. А если точнее — движение ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом. В обеих частях палестинского государства живут примерно по 2,5 млн человек. Таким образом, общее население Палестины — около 5 млн человек.
Штаты хотят «обнулить» набирающий силу союз
Павел Данилин, политолог:
— Будет ли третья мировая, зависит от числа и состава участников конфликта. Главная проблема в том, что в дестабилизации на Ближнем Востоке заинтересованы США. Дело в том, что у них появился мощный геополитический конкурент — БРИКС, который, как известно, расширился и скоро наверняка расширится еще. А БРИКС — это, в частности, Иран, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Россия, Китай. И буквально все эти страны имеют на Ближнем Востоке свои интересы. Вот Штаты и хотят, чтобы война на Ближнем Востоке реализации этих интересов помешала и ослабила как страны БРИКС, так и этот союз в целом.
Проблема в том, что новый палестино-израильский конфликт — это плохо продуманная авантюра. Буквально в любой момент события могут выйти из-под контроля. Соседний Египет, например, не очень хочет принимать палестинских беженцев и готов отправить их в Европу. Плюс там в любой момент может грянуть новая «арабская весна» — как в 2011 году. И тогда мало никому не покажется. А есть еще фактор Ирана — главного на Ближнем Востоке врага Израиля.
С одной стороны, воевать ему невыгодно: Израиль способен применить ядерное оружие, к тому же за ним стоят США с их военной мощью. С другой стороны, в стране уже сейчас миллионы желающих «сбросить Израиль в море». К тому же Иран, претендующий на ближневосточное лидерство, заинтересован в том, чтобы никакого Израиля — как главного фактора дестабилизации — в этом регионе не было в принципе. Не нужен Израиль Ирану, да и другим мусульманским странам тоже. Так что масштабирование военного палестино-израильского конфликта, на мой взгляд, неизбежно. Вопрос лишь в том, во что именно оно выльется.