ТОП 10 лучших статей российской прессы за Март 29, 2019
«Все убийцы и воры всегда попадают в ад — то есть к нам»
Автор: Василий Степанов. Коммерсантъ Weekend
Советский образ сотрудника МВД, кристально честного служаки с чистыми помыслами и руками, теперь можно встретить только в исключительно милицейских, так сказать, корпоративных сериалах. Настоящий мент на сегодняшнем экране — фигура всегда сложная. Продажный от непродажного отличается тем, что первый за взятку или по указке начальства сделает все что угодно, а второй готов ловить нарушителей закона, не поддаваясь никакому давлению. Однако преступления совершают и тот и другой
Початая бутылка красного на черном лакированном столе, на полу — недешевые ботинки и мятая пиджачная пара, на полупустой книжной полке вызывающе блестит золотым корешком Гомер. Моцарт надрывается в виниловом проигрывателе, в горячей ванне под возвышенные звуки Реквиема отходит следователь Покровский: вены на левой руке вскрыты, вода окрасилась багрянцем. Рядом вибрирует смартфон, это звонит начальник — только он и может вернуть Покровского из небытия.
Так начинается сериал «Мертвое озеро» — одна из главных многосерийных премьер весны 2019-го вроде бы собирает главного героя по канону скандинавского нуара. Мрачный столичный детектив в аскетичном и недружелюбном северном пейзаже решает загадку, которую никто из провинциальных копов не может разрешить. Роль дефективного детектива Покровского исполняет Евгений Цыганов. Он уже давно привык играть меланхоличных, усталых, но при этом харизматичных героев; не первый раз появляется и в роли мента. Можно вспомнить хотя бы недавний «Блокбастер» Романа Волобуева, где опер к финалу переквалифицировался в писатели. Однако впервые Цыганову достался персонаж со столь буквально ощутимой аурой обреченности, герой, отмеченный печатью зла, несчастья и порока. Можно объяснять появление такого ментовского героя глобальным трендом в сериальной индустрии: «Мост», «Настоящий детектив», «Псы Берлина», «Лютер» — все предлагают нам именно этот тип детектива. Но, кажется, российская почва в данном случае и сама способна выступать трендсеттером — в прошлом году Netflix переложил фильм Юрия Быкова «Майор» в сериал «Семь секунд». При всем своеобразии отечественной среды образ правильного парня, который увяз по горло в неправедном мире, вынуждающем жить по его неписаным законам, оказался востребован и в абсолютно унифицированном пространстве всемирного стримингового сервиса. Более того, он там не очень-то выделялся.
На отечественном экране работники Министерства внутренних дел, вызывавшие противоречивые чувства — от отвращения до сопереживания,— до недавнего времени были редкостью. То есть абсолютное зло и бескомпромиссное моральное уродство в погонах — это пожалуйста: посмотрите хоть на Журова из «Груза 200», других балабановских ментов. А вот так, чтобы их хотелось при этом еще и пожалеть,— увольте. То ли дело западная традиция. От морфиниста Шерлока Холмса к глубоко пьющим частным детективам нуара и отстраненным полицейским из американского кино 1980-х. Никакой кодекс Хейса не мог запретить Голливуду делать кино о продажных и порочных копах. Особенно отличились 1950-е, параноидально видевшие за каждым кустом коммуниста, в каждом человеке — алчного шпиона под прикрытием, а в каждом сердце — предательство. Преступника поймет и поймает только тот, кто сам может стать преступником, тот, кто достаточно бесцеремонен, чтобы нарушать закон, когда это необходимо,— эта спорная идея в общем и целом отвечала представлениям публики о реальности. Масла в огонь подлили 1960-е с их борьбой против полицейского — полномочного представителя угнетающего государства. Все 1970–1980-е одинокий мститель вне закона смотрелся куда выигрышнее скованных предписаниями честных служивых. На каждый случай честного копа вроде Серпико (Аль Пачино) найдется с десяток Грязных Гарри. В 1980-х, чтобы расчистить полицию от коррупции и необоснованного чрезмерного насилия, Голливуду понадобится придумать «Робокопа» и призвать в США советского варяга, как это было в случае с «Красной жарой».
Однако одними только международными тенденциями или американским влиянием метаморфозы образа отечественного правоохранителя, конечно, не объяснишь. Слишком уж глубока пропасть между деревенским участковым Анискиным и барвихинским полицейским Измайловым. Даже Глеба Жеглова при его злой животной органике невозможно представить себе сослуживцем какого-нибудь Меглина из «Метода» Юрия Быкова. И тем не менее уже даже в безусловно положительном облике дяди Степы были предпосылки для последующих девиаций и мутаций, опасная червоточина, отличавшая его среди рядовых сограждан. Он другой, он чересчур высок. «Он через любой забор // С мостовой глядел во двор. // Лай собаки поднимали: // Думали, что лезет вор». Поэтическая оговорка автора о воре за забором, конечно, неслучайна. Советское искусство отводило полицейскому роль наблюдателя на границе миров: он должен был существовать там, где заканчивается пространство закона и начинается пространство хаоса. Милиционер стоял между законом и беспределом, раздвоившийся дозорный, впитавший свойства двух пространств. В мир зла он нес закон, а культурный мир, напротив, неизбежно знакомил с особенностями хаоса. Точнее всего это пограничное состояние чувствовал Дмитрий Александрович Пригов, идеализировавший в своих стихах образ правоохранителя до полного превращения его в метафизический абсолют: его Милицанер стоял где-то на вершине Долга, охраняя Жизнь.
До какого-то срока советское кино не особенно обращало внимание на трагическую раздвоенность милиционера. Может быть, только Алексей Герман, экранизировавший прозу своего отца о начальнике Унчанского уголовного розыска Лапшине, или Станислав Говорухин в упоминавшемся выше «Место встречи изменить нельзя» пытались раздробить сложившийся за долгие годы монолит светлого образа. Но едва ли это было возможно, пока МВД заказывало фильмы и опекало кинематографистов консультациями. Милиционер был важной частью советского мифа. И состязаться с ним в чистоте мог только чекист.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.