Официальный визит главы государства за рубеж — это всегда значительное событие. А для крупных компаний еще и отличная возможность не только заключить выгодный контракт, но и заявить о себе, продемонстрировать свою активность и достижения. Тем более когда речь идет о государственной компании и о визите в такую значимую для нас страну, как Китай. И вот в ходе недавней поездки Владимира Путина в КНР, которую некоторые официальные лица и СМИ назвали едва ли не эпохальной, среди прочих соглашений и деклараций о намерениях мы вдруг обнаружили почти что ушедшее с информационного горизонта и вроде бы уже почившее в бозе название — «Роснано».
Как сообщает Интерфакс, «Роснано» будет сотрудничать с компаниями КНР в сферах утилизации промышленных отходов и логистики. Соответствующие соглашения были подписаны 16 мая в рамках визита в КНР президента Владимира Путина. Первое соглашение заключено с «Харбинской международной торгово-экономической компанией Цзюешэн». Оно касается внедрения в России и КНР «передовых экологически безопасных решений по переработке и утилизации промышленных отходов». Якобы при содействии китайских партнеров планируется построить в Иркутской области завод, который сможет превращать древесные отходы в древесно-угольный кокс.
Еще одно соглашение заключено с Shanghai CAROAD Energy Technology Co, говорится на сайте «Роснано». Оно нацелено на повышение транспортной пропускной способности с поэтапной локализацией гибридных энергетических решений на транспорте. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,2 млрд долларов.
В частности, планируется с-оздание и локализация в России производства инновационных тяговых аккумуляторных батарей и необходимой инфраструктуры, включающей сеть зарядных станций на российских федеральных и региональных трассах для осуществления международных и междугородних перевозок. «Проект призван повысить эффективность и конкурентоспособность грузовых перевозок, увеличить пропускную способность транзита, расшить «узкие места» и сбалансировать нагрузку на транспортную инфраструктуру страны», — отмечает «Роснано».
Заметим по ходу дела, что миллиардный контракт подписала российская компания, имеющая гигантские долги, по сути банкрот. Но об этом позже. Как сказал бы незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, никогда такого не было, и вот опять: Насколько нам известно, «Роснано» создавалась для разработки передовых и перспективных технологий, вложения средств в стартапы, работающие на острие научно-технического прогресса. Сейчас же, как следует из официальной информации, эта структура, судя по всему, намерена использовать уже давным-давно применяемые технологии.
Слов нет, китайцы преуспели как по части утилизации отходов, так и в области электротранспорта. Можно сказать, что в КНР произошла мусорная революция, и это отдельная тема. Китай также является мировым лидером в разработке и производстве электробатарей и в их применении в автотранспорте. Там создан полный цикл этой технологии — от добычи и обработки сырья до конечного продукта. В мире более 80% аккумуляторных батарей для электромобилей производится именно в Китае. А китайская компания BYD (в переводе: «Создай свою мечту») — мировой лидер в разработке таких батарей.
Что еще? В КНР производится больше электромобилей, чем во всем остальном мире, 70% мировых продаж приходится на Китай. Более трети выпускаемых там ежегодно 21-23 млн транспортных средств — машины на новых источниках энергии, прежде всего электрические. И, что немаловажно, для электромобилей создана самая развитая в мире сеть зарядных станций, покрывающая практически все страну. Причем она продолжает интенсивно развиваться. Делается это прежде всего при участии государства, которое всеми методами стремится стимулировать развитие транспортных систем будущего и снижения вреда экологии.
Автор этих заметок только что имел возможность наблюдать за тем, как это делается в нескольких городах южного Китая. В таких городах, как Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ниндэ, электрозарядные станции есть практически на каждом углу. Нередко, идя вдоль переполненного автомобилями проспекта, вдруг оказываешься в полной тишине, о трафике напоминает лишь легкое шуршание колес об асфальт. Шума двигателей нет, потому что они электрические. Но китайцам этого мало, и они стремительно идут дальше. В городе Шэньчжэнь уже построено 350 так называемых суперчаджей — зарядных устройств особой мощности, которые позволяют зарядить аккумулятор авто за 10 минут. К концу года их будет в городе уже около тысячи.
Мы здесь так отстали по части выпуска и продажи электромобилей и заправок для них, что даже приводить цифры для сравнения стыдно для уважающего свою страну автора. Вопрос в том, кто в этом виноват, чисто риторический...
Конечно же, если идти к кому-то за технологиями, опытом, оборудованием, то китайцев надо иметь в виду прежде всего. Правда, у нас уже столько раз звучали благие пожелания перейти на электротягу (а также на газомоторное топливо), столько строилось планов на этот счет, что любое слово на эту тему нынче будет подвергаться сомнению. Но главное сомнение в другом. Почему именно «Роснано», которая призвана заниматься поиском новых технологий, вдруг решила заняться фактически применением чужих разработок? Что, у нас нет компаний, непосредственно связанных с транспортом, которые бы взялись оснастить федеральные трассы зарядными станциями?
При этом надо заметить: ни одна китайская компания не стала бы по своей коммерческой воле иметь дело с банкротом — разве что по велению партии. Следовательно, можно предположить, что проявлена некая политическая воля? И вот что интересно: в Китае люди, растратившие сумму, эквивалентную 120 млрд рублей, в лучшем случае получили бы пожизненный срок заключения, все их имущество было бы конфисковано, а в худшем они были бы расстреляны. За каждый юань, выделенный государством на новые разработки, там спрашивают сполна. Потому, наверное, Китай и достиг таких выдающихся успехов в сфере инноваций, в том числе в разработке электробатарей и электромобилей.
Но вопрос имеет и другое измерение. Само название «Роснано» вызывает в народе изжогу. Эта компания стала символом неэффективности, плутовства, завиральных амбиций и нереализованных планов. Ее основатель и главный идеолог Анатолий Чубайс, сбежав из страны, казалось, вбил последний гвоздь в крышку гроба этой компании. Хотя еще задолго до этого было понятно, что ничего путного «Роснано» для страны не сделала и делать не собирается. К концу 2020 года чистый убыток «Роснано» составил 120 млрд рублей. Ничего выдающегося изобретено не было. Главное детище Чубайса — проект создания школьного планшета, с которым он носился, как с писаной торбой, и который предъявлял главе государства в качестве доказательства своей бурной деятельности, с треском провалился. Компания, занимавшаяся разработкой, в которую было вбухано немало миллиардов, обанкротилась. В апреле 2022 года новый руководитель корпорации Куликов направил в Генпрокуратуру материалы и попросил проверить деятельность предыдущей команды управленцев. Речь шла, повторим, о банкротстве «Роснано» и урегулировании проблемы долгов компании, которые, по данным Куликова, перевалили за 290 млрд рублей. Эта колоссальная сумма не может остаться незамеченной ни с точки зрения бюджета, ни с точки зрения Уголовного кодекса.
Результатов этой проверки мы пока не видели. Зато «Роснано», которая у многих в нашей стране ассоциируется не только с Чубайсом, но и с окружавшими его так называемыми новыми и эффективными менеджерами-псевдолибералами, паразитировавшими на государстве, вдруг вновь всплыла совсем в неожиданном месте и качестве.
Для чего и для кого это нужно, не вполне понятно. Вряд ли второе пришествие банкрота способно принести стране хоть какую-то ощутимую пользу. И если идея в том, чтобы дать возможность всплыть на поверхность компании, полностью дискредитировавшей себя, то есть риск еще раз наступить на грабли, которые больно ударят уже непосредственно государство.
Заметим также, что сам Чубайс после начала СВО сбежал из страны, тем самым показав свое отношение к России и политике ее руководства. На данный момент он является одним из самых высокопоставленных российских функционеров и секретоносителей, сваливших на Запад без каких-либо препятствий после 2022 года. И если некоторых несогласных (вроде Бориса Березовского) постигла печальная участь, то Чубайс неплохо себя чувствует, перемещаясь по миру. В Израиле им при финансовой поддержке израильского правительства в крупнейшем университете основан некий Центр изучения современной России. Так может, российская казна и тут придет ему на помощь в многотрудном деле? Протянет руку помощи, как и в случае с"Роснано"...