Итак, Россия избрала своего президента. Следующие шесть лет управлять страной снова будет Владимир Путин. Никто не сомневался в его победе, как никого не удивили и набранные им 76,69%. Но что дальше?
В своём обращении к народу по итогам выборов избранный президент заявил, что «нам необходим настоящий прорыв» в экономике и социальной сфере. И это потребует преобразований в высшем эшелоне власти, считают эксперты. Уже говорят о вероятности реформы института полпредства президента в округах и серьёзных переменах в правительстве: чиновникам, предполагается, вменят ответственность за экономику регионов. Каких ещё перемен ожидать на самом верху в ближайшее время, попыталась выяснить «Наша Версия».
Путин выиграл президентские выборы в четвёртый раз, и нынешний результат можно назвать рекордным. В 2000 году он набрал 52,9%, в 2004-м – 71,3%, в 2012-м – 63,6%. Явка, за которую боролась кремлёвская администрация, тоже не подвела – 67,5%. При этом бойкот выборов, на котором настаивали оппозиционеры во главе с Алексеем Навальным, провалился.
Учитывая работу Владимира Путина на посту премьер-министра, срок его правления составит 24 года. Россияне выдали главе государства самый большой за всю историю его нахождения у власти мандат доверия.
Если завтра война
В Интернете давно появляются петиции о назначении Владимира Путина пожизненным президентом. Вслух эту идею высказывают самые лихие политики вроде лидера ЛДПР Владимира Жириновского или главы Чечни Рамзана Кадырова.
Сам глава государства пока идею своего пожизненного президентства отвергает. На недавней пресс-конференции его спросили об участиях в выборах 2030 года – через срок. Вопрос был обусловлен опытом российской истории, когда с 2004 по 2008 год Путин передал свой пост Дмитрию Медведеву и занял место премьера. «То, что вы говорите, немного смешно. Давайте посчитаем… Я что, до 100 лет буду здесь сидеть? Нет!» – запротестовал Путин.
И правда, идея появления нового временного преемника через шесть лет кажется малоперспективной. Легче предположить изменение Конституции, в результате которого Путин сможет остаться. Хотя глава государства и раньше говорил, что не хочет быть пожизненным лидером, потому что это «плохо для страны» и не нужно ему самому. На недавней пресс-конференции Путин снова заявил, что не планирует никаких конституционных реформ. То есть дал понять, что не стоит ждать ни увеличения срока, ни отмены ограничений.
Но рассмотрим версию, что конфронтация с Западом будет нарастать. В условиях серьёзной угрозы вооружённого конфликта Верховный главнокомандующий не сможет оставить свой пост. И вопрос, похоже, встанет не в том, хочет ли Путин сидеть в Кремле вечно, а в том, чтобы сохранить страну и территорию.
Назад в СССР?
Вот и Владимир Жириновский, чьими устами власть уже много лет вбрасывает в информационное поле самые разнообразные идеи, недавно рассказал о перспективах создания коллективного органа управления страной – госсовета. Он уверен, что прошедшие президентские выборы станут для России последними, и сравнивает нынешнюю политическую ситуацию с Китаем. «Будет госсовет – коллективный орган, где председатель госсовета с правами президента будет выбираться на заседании госсовета, а госсовет будет формироваться из лучших губернаторов, для видимости лучших, министров, сенаторов, депутатов – человек 30–40 будут сидеть в этом Георгиевском зале Кремля», – заявил Владимир Вольфович.
Госсовет означает своего рода возврат в СССР. И надо сказать, что это вполне отвечает на общественный запрос. По подсчётам «Левада-центра», доля россиян, которые сожалеют о распаде СССР, достигла 58%.
Духовный лидер
Есть другая версия: не исключено, что Путин покинет пост, уступив его какому-нибудь молодому, энергичному и лояльному политику, но останется в качестве духовного лидера.
Директор берлинского Центра восточноевропейских и международных исследований Гвендолин Зассе считает, что Путин представит своего преемника до конца нового шестилетнего срока. Но что при этом будет делать сам? Представить российского президента через шесть лет уходящим на покой пенсионером пока никак не получается. «Существует ошибочное мнение, что Путин устал, нуждается в отдыхе и хочет жить жизнью миллиардера, – цитирует Time бывшего министра, который до сих пор имеет личный доступ к президенту. – Но Путин отнюдь не устал. Его интересует всё, и он вникает во все вопросы, обращая внимание на все детали. Это его образ жизни, такой он человек. Он не может представить себе жизнь без власти».
Во времена президентства Медведева к Путину приклеили звание «национальный лидер». Сейчас в этом нет нужды – он снова главный по стране.
Агентство «Минченко Консалтинг» в докладе «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» отмечает, что если Путин сохранит хорошую физическую форму, то кандидатуры о преемнике начнут обсуждать во время подготовки парламентских выборов 2021 года. При этом есть вероятность создания статуса духовного лидера для Путина.
Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий:– У нас такой короткий горизонт планирования, что предсказать будущее через шесть лет очень трудно. Давайте отмотаем на шесть лет назад. 2012 год. Люди на улицах, Москва в белых лентах, протесты. И тут человеку, который пришёл на митинг на проспект Сахарова, говорят, что через два года Россия присоединит Крым. А ещё через четыре года несколько ребят, которые стоят рядом и скандируют протестные лозунги, пойдут голосовать за Владимира Владимировича Путина, потому что Америка обнаглела, потому что наших олимпийцев обидели, потому что Крым наш. Человек удивится и не поверит: «Нет, этого не может быть, у нас с Украиной договор, а с Америкой – перезагрузка». Поэтому делать предсказания в России на столь долгие сроки – занятие неблагодарное.
КОНКРЕТНО
Недоброжелателям трудно найти аргументы в пользу признания выборов нелегитимными. Зато целая интрига разгорелась вокруг поздравления президента США Дональда Трампа. Сначала широко обсуждалось отсутствие этого знака внимания. Но тут спустя два дня после выборов Трамп всё-таки позвонил и поздравил российского коллегу. И даже назвал разговор хорошим, а также выразил надежду на скорую встречу. Потом источники сообщили, что во время телефонной беседы американский лидер выразил обеспокоенность российскими разработками оружия, способного обойти все элементы американской обороны. Потом стало известно, что советники якобы рекомендовали Трампу не поздравлять Путина. Как бы то ни было, позже Трамп объяснил свой звонок: «Я позвонил российскому президенту Путину, чтобы поздравить его с победой на выборах – в прошлом Обама тоже ему звонил. Фейковые СМИ сходят с ума, потому что они хотели, чтобы я его раскритиковал. Они неправы! Ладить с Россией и другими – это хорошо, а не плохо».Из прочих политиков наиболее негативно на переизбрание Путина отреагировали украинский лидер Пётр Порошенко и американский сенатор Джон Маккейн. Председатель Европейского совета Дональд Туск также заявил, что он не стал поздравлять российского президента из-за ситуации вокруг отравления бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании. «После атаки в Солсбери у меня нет настроения, чтобы отмечать переназначение президента Путина», – сказал Туск.
Ещё больше отличился глава МИД Великобритании Борис Джонсон. Он сравнил предстоящий чемпионат мира по футболу в России с Олимпийскими играми в Третьем рейхе. «Я думаю, что сравнение с 1936 годом абсолютно верно. Это вызывающая тошноту перспектива: думать о славе Путина на этом спортивном мероприятии», – сказал дипломат. Его слова СМИ тут же трансформировали в сравнения Путина с Гитлером.Сам же президент после своей убедительной победы высказался о Западе в более умеренных тонах, чем до неё. Он сказал, что Россия хочет конструктивных переговоров с международными партнёрами и не стремится к гонке вооружений. Впрочем, западные эксперты потепления не ждут и уверяют: курс на конфронтацию продолжится.
КСТАТИ
Запад критикует российский режим за несменяемость власти, однако подобное явление присутствует и там. Самый яркий пример – канцлер ФРГ Ангела Меркель, не так давно занявшая этот пост в четвёртый раз. Долгие годы она служила олицетворением этой стабильности в XXI веке и имела репутацию непревзойдённого мастера компромиссов. О проблеме несменяемости власти в Германии никто не смеет даже заикнуться. Ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе четвёртый срок Меркель вопросов и критики не вызвал.
По слухам, Меркель уже начала готовить себе преемницу. Ею может стать Аннегрет Крамп-Карренбауэр, чью кандидатуру предложили 19 февраля на пост генерального секретаря Христианско-демократического союза (ХДС). Пока что можно сказать, что Меркель приближается к рекорду своего «крёстного отца» в политике Гельмута Коля, который находился на посту канцлера ФРГ 16 лет.
В Италии политический долгожитель Сильвио Берлускони четырежды занимал должность председателя совета министров. И занял бы снова, если бы не проблемы с законом. В Черногории Мило Джуканович был у власти в общей сложности 21 год. Минувшим летом пост премьер-министра занял его ближайший соратник Душко Маркович.
Ещё интереснее дела обстоят в Азии. Недавно Всекитайское собрание народных представителей сняло ограничение по времени для пребывания на посту председателя КНР. А значит, Си Цзиньпин сможет управлять Китаем пожизненно. О том, что именно в этом состоит план, свидетельствует факт: имя «дядюшки Си» было внесено в устав Компартии Китая наряду с «великим кормчим» Мао Цзэдуном и реформатором Дэн Сяопином.
В США был только один президент-долгожитель – Франклин Рузвельт. Он единственный избирался на высший государственный пост больше двух раз, а именно четырежды. 32-й президент вывел страну из Великой депрессии, участвовал в антигитлеровской коалиции, стоял у истоков создания ООН. Его смерть окружена тайной: ходили слухи, что главе государства «помогли» уйти. Позже был принят закон, согласно которому президент США не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Во Франции Франсуа Миттеран отсидел на посту президента два семилетних срока. Потом, при Жаке Шираке, срок стали сокращать, так что он находился у власти 12 лет.
Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:
План для страны
Можно ли поднять экономику за счёт новых нацпроектов?
Стратегию экономического развития России все очень ждали ещё с мая прошлого года. Свои разработки обещали представить Алексей Кудрин и Максим Орешкин. Время шло, но никаких решений по их предложениям не принималось, только доработки и согласования. Однако недавно, спустя некоторое время после послания президента Федеральному собранию, появилась надежда, что наконец-то дождались. Помощник президента Андрей Белоусов заявил о разработке на основе тезисов послания 10 больших нацпроектов. Объединить их должен готовящийся сейчас указ о национальных целях до 2024 года.
Реализация федеральных целевых программ (ФЦП) показала, что самым слабым управленческим механизмом в правительстве являются горизонтальные связи между ведомствами. То есть множество программ никак не согласованы друг с другом и даже часто откровенно противоречат. Причём рассогласование не только в сути программ, но даже сроки выполнения программ разнятся. Усугублялась ситуация отсутствием контроля за выполнением задач. То есть поиск ответственных лиц приводил к тому, что каждый отдельно взятый чиновник в индивидуальном порядке вроде как и не виноват. В итоге – коллективная безответственность.Если верить администрации президента, то при реализации новых нацпроектов всё должно быть иначе. По словам Белоусова, «министры становятся ключевыми фигурами», а ответственность будет персональной. Такой подход действительно будет в новинку. Главное, чтобы этот механизм действительно заработал и возникающие проблемы не спускали на тормозах. Остаётся только надеяться, что процесс реализации будет таким же удачным и уместным, как и сформулированные (весьма неплохо) цели.Что же за проекты нам предлагают и как они отразятся на субъектах экономической деятельности в целом, а главное, чего ждать рядовым гражданам? Будет разработано пять социальных и пять экономических проектов. Под социальными подразумеваются здравоохранение, образование, жильё и городская среда, экология, демография, а под экономическими – повышение производительности труда, развитие цифровой экономики, транспортной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, поддержка экспорта.Звучит неплохо, но всё очень сильно зависит от того, воспримут ли чиновники послание президента как полный и исчерпывающий перечень действий или же копнут глубже. Ведь всё-таки послание – это не исчерпывающий справочник необходимых мер. Все факторы учесть и уложить пусть даже в двухчасовое выступление невозможно.Например, во время послания Путин, затрагивая тему медицины, упомянул проблему сокращения числа больниц, особенно в малонаселённых районах. Однако одними только фельдшерскими пунктами в деревнях среднюю продолжительность жизни до 78 лет (именно эта цифра обозначена к 2024 году, и 80 лет – к 2030 году) не поднимешь. Необходимо кардинально пересмотреть отношение к врачам, их количеству и их мотивации работать. Сейчас врачи вынуждены уделять пациенту 7–11 минут, работать в две смены, параллельно устраиваться в частные клиники, выходить на неоплачиваемые дежурства... Ни о каком качестве медицинской помощи не может быть и речи. При проработке нацпроектов все эти факторы должны быть учтены.Много вопросов вызывает и развитие малого и среднего бизнеса. Для начала бизнесу необходимо не мешать работать. В послании прозвучали тезисы о том, что проверки бизнеса должны быть исключительным явлением, но надзорным органам пока что удавалось обходить все прежние и вновь появляющиеся ограничения. Также нацпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса должна предусмотреть как минимум заморозку налоговых и неналоговых сборов, а в идеале – привести к их снижению. Ситуация с десятками сборов, которые не регулируются Налоговым кодексом и могут быть изменены в любой момент, предпринимателей не воодушевляет. Бизнесу нужны стабильность и прогнозируемость. Также бизнес ждёт от нацпрограммы смягчения условий перехода из категории малого в категорию среднего. Сейчас это связано с потерей многих льгот, комфортных режимов налогообложения и ужесточением контроля. Парадоксально, но сегодняшние реалии таковы, что зачастую бизнесу выгоднее не развиваться и оставаться в категории малого.Однако в том небольшом массиве информации, что есть на сегодня о содержании будущих нацпроектов, уже можно найти ложку дёгтя. Основной вопрос – к их финансированию. На новые нацпроекты планируется направлять около 1,5% ВВП, это около 1,2 трлн рублей в год. Источником этих средств должен стать… рост, который якобы разгонится до 4%. Получается, что если на старте правительство не обеспечит необходимый рост экономики и рост налоговых поступлений, то реализация всех этих проектов окажется под угрозой срыва. Да, в январе и феврале этого года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 226,5 млрд рублей, но это опять-таки заслуга нефти (сырьевой сектор в январе дал более 50% доходов федерального бюджета при снижении поступлений от обрабатывающих предприятий).Поэтому, прежде чем определять цели и ставить задачи, хорошо бы обеспечить себя гарантированным источником средств. И такие источники есть. Например, изыскание средств на будущие реформы за счёт сокращения неэффективных расходов. Необходимо перевести на рыночные рельсы многие неэффективные госкомпании и отказаться от их бессмысленной поддержки. Залатав дыры в законах о госзакупках (а лучше бы написать новые адекватные законы с нуля), возможно сократить расходы до 20%. Только бюджетные учреждения в прошлом году потратили более 7,1 трлн рублей – колоссальные средства. Сокращение неэффективных расходов в этой сфере позволит обеспечить как минимум 50% финансирования нацпроектов. Только эта мера практически обеспечит финансами нацпроекты.