1 августа московские любители истории вернулись из Северодвинска, где состоялась реконструкция Петсамо-Киркенесской наступательной операции 1944 года. По сценарию союзные войска десантируются с моря и воздуха на побережье и штурмуют немецкие позиции, враг ожесточенно обороняется. В этом году памятные мероприятия, посвященные событиям Великой Отечественной войны, пройдут и в столице. О том, какое участие примут в них москвичи, рассказал глава «Ратоборцев» Алексей Овчаренко.
В России реконструкция началась в 1980-е годы с ростом популярности фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука. Именно тогда началось увлечение эпохой наполеоновских войн среди молодых ребят, участвовавших в массовке. Сейчас реконструкция действительно очень популярна. И именно российские реконструкторы во многих аспектах задают тон. Их график расписан на месяцы вперед: «Гумбинненское сражение», «Гатчинская быль» и столичные акции, приуроченные к 75-летию обороны Москвы. В интервью «ВМ» управляющий партнер агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко рассказал о том, почему для воспроизведения эпох нужно уходить в леса, как стать викингом и какие подвиги времен Великой Отечественной войны открываются исследователям.
— В этом году столица отмечает юбилейную дату — 75-летие обороны Москвы. Будут ли в мероприятиях задействованы реконструкторы?
— Подобные даты обычно сопровождаются мемориальными акциями. Возможно, мы примем участие в ряде событий вместе с другими любителями истории и поисковиками. Однако в городе достаточно трудно организовать мероприятия с участием реконструкторов. Например, современные танки, принимающие участие в парадах, передвигаются на гусеницах с резиновой защитой. Понятно, что старая техника не сможет функционировать в городе, а рыть траншеи и использовать пиротехнику никто не позволит. Поэтому такие мероприятия уже запланированы, по традиции их переносят из центра в область или Новую Москву, где есть поля, леса и пустыри, на которых как раз можно устраивать реконструкции.
— Алексей, по каким источникам воспроизводите сражения?
— Это дошедшие до нас фотографии и личные дневники солдат, сохранившиеся вещи и техника времен Великой Отечественной.
При этом для нас важнее прочесть мемуары, дневники участников или очевидцев тех событий, нежели взять за основу книгу, выпущенную спустя даже 20 лет после окончания Великой Отечественной войны. Для реконструкции важны и точность воссоздания сражений, и сопутствующие детали.
— Детали — это, например, экипировка?
— В том числе и она. И это будет конкретная военная форма с определенными сочетаниями того периода, вплоть до пуговиц. Кстати, серьезные споры происходят между сторонниками уставной и приверженцами военной версии.
— Алексей, а в чем различие?
— Одни реконструкторы считают, что нужно все делать по уставу: будто человек только что вышел из казармы, получив снаряжение. Это такая парадная история, когда у участников реконструкции все аккуратно подобрано, ремни затянуты, сапоги начищены.
Однако война всегда вносит свои коррективы. Особенно та, которая началась неожиданно, как это и случилось с Великой Отечественной.
Как раз другая часть нашего сообщества считает, что необходимо показать реальную историю: как жили люди, в какой именно одежде ходили.
В этом случае вещи принимали совсем не уставной вид, ведь многие люди жили в окопах. Многим интересно реконструировать именно реальную жизнь.
СПРОС НА ПРАВДУ
— Судя по вашим наблюдениям, на что больший спрос у зрителей: на окопы или все-таки выглаженную форму?
— У зрителя очень большой запрос на правду. Нельзя недооценивать публику, даже если люди приходят посмотреть на то, как стреляют, взрывают на поле, а происходящее воспринимают как шоу. Посмотрев на реконструкцию даже как на культурно-массовое мероприятие, многие, приходя домой, начинают подробнее интересоваться историями своих дедов и прадедов, а потом готовятся к таким акциям, как, например, «Бессмертный полк». Это тоже большой вклад в общую память народа.
К тому же сами реконструкторы принимают активное участие в поисковой деятельности, вытаскивают технику из болот. И для людей важно посмотреть на правду, по возможности без идеологизированных интерпретаций.
— Какая правда может открыться людям? О каких событиях они не знают?
— Все слышали о подвиге панфиловцев, но жаль, что мало кому известны имена кубанских казаков, повторивших его через три дня. Это были казаки 4-го эскадрона 37-го Армавирского кавалерийского полка. Всего 116 человек преграждали противнику выход на Волоколамское шоссе, сдерживали немецкую танковую колонну. У казаков не было ни артиллерии, ни танков — об этом знали немцы.
Когда огонь прекратился, оказывать сопротивление противнику было некому. Но свой долг казаки выполнили, в этот день фашисты так и не смогли выйти к магистрали. Это настоящий пример героизма, о котором начали говорить именно реконструкторы.
Несколько лет подряд это событие получает свое отражение в исторических мероприятиях. Организуют их в деревне Федюково, на 97-м километре Волоколамского шоссе.
И люди, увидев, узнав о подвиге казаков, уходят в глубоких раздумьях и уже дома открывают книги, читают, изучают тему.
— Как часто вы сами для себя что-то открываете в ходе подготовки к мероприятиям?
— Новые открытия случаются постоянно. Не все они столь масштабные, как выше рассказанный пример.
Иногда мы узнаем об отдельных бойцах, проявивших небывалую силу, смелость, мужество на поле сражения, или о мудрых расчетах, действиях, которые затем способствовали победе на определенном рубеже. Люди должны понимать, что героизм — это не всегда команда «вперед!», и солдаты мчатся на амбразуру или под танк. Героизм — это и правильный расчет, и умение беречь ресурсы, в первую очередь человеческие, и грамотное выполнение задания.
ИГРА В «ЗАРНИЦУ»
— Что чувствуют реконструкторы, примеряющие на себя роли бойцов времен Великой Отечественной? Причем не только «своих», но и противника.
— Во-первых, это полное погружение в воспроизводимую эпоху. Тебе кажется, что ты попал на настоящее поле боя: самолеты летят, десант высаживается, танки ездят, траншеи выкопаны, конница наготове. Развитию ощущения реалистичности способствуют высококачественные муляжи оружия, пиротехника, которая отлично имитирует реальные выстрелы или взрывы. Но не всегда мы реконструируем батальные сцены.
Есть и тактические сражения, когда участникам нужно выполнить конкретные задания в лесу. Но из партизанской войны или диверсионной акции нельзя сделать зрелищное шоу. Поэтому такие реконструкции происходят внутри самих сообществ. Во-вторых, ощущения, что ты воюешь против врага, нет. Все реконструкторы — друзья, и они понимают, что воспроизводимые события сродни игре «Зарница». Советская историография сделала из немецких солдат олицетворение абсолютного зла, без возможности рассуждать, мыслить, действовать по-человечески.
Это неправильно. Люди того времени писали о противниках с большим уважением, учились у них тактике, приемам боя. Как бы иначе мы выиграли, если бы не применяли новые методы против такой машины, как вермахт? И у немецкой стороны были те, кто осуждал войну. Обезличивание врага вредно для потомков. В этом случае они получают упрощенную картину мира.
— Союзные войска тоже представлены на реконструкциях?
— Безусловно. Многие воспроизводят сражения с участием французов, англичан, американцев… Некоторым реконструкторам важна эстетика существовавшей тогда формы. И здесь нет особенной идеологической подоплеки: не надо связывать реконструкцию сражений Красной армии с патриотизмом и, напротив, выступление в рядах других армий — с сегодняшним фашизмом. Мало кто, например, знает, что для вермахта униформу шила фирма Hugo Boss, одежду которой носит сейчас большое количество людей. Главная задача реконструкторов — показать максимально объективно и многогранно события прошлых лет.
УРОКИ ТРУДА ПОМОГЛИ
— Техника, одежда, атрибуты, оборудование — это всегда дорогая история: как выбрать, где купить или сделать?
— Здесь все зависит от эпохи. Одно дело, когда речь идет о Древней Руси: находок тех времен с гулькин нос, специалисты восстанавливают варианты одежды по ниточкам, собирают информацию по крупицам. Повезет, если будет найден кусок материи. Например, в Норвегии после схода ледника нашли рубаху XI века. У реконструкторов эпохи викингов праздник продолжался три недели. Другое дело, когда воспроизводишь события Великой Отечественной войны и более ранних периодов. Одежду можно заказать в ателье. Этот рынок сейчас достаточно большой, а коллекционеры находят и оригиналы в хорошем состоянии. Какие-то вещи можно заказать, а что-то и сделать самим. К счастью, не забыты уроки труда в школе. Поэтому у нас и в соседних странах одни из лучших мастеров, умеющих делать высококачественный реквизит своими руками, в том числе мечи, ружья и многое другое.
— А крупную технику воссоздаете?
— В сентябре в Гатчине пройдет фестиваль «Гатчинская быль», на который один из коллекционеров привезет тяжелый советский танк КВ-1. Редкий образец. Зачастую используются так называемые габаритные модели. Зрители видят поле, и вполне допустимо, что на нем будет установлен качественно выполненный из фанеры муляж. С другими временами отчасти проще: мастера изготавливают копии мечей, сабель, пищалей, мушкетов, пушек. Те же кузнецы восстанавливают уникальные технологии прошлых веков по созданию оружия. За таким трудом стоит огромная научная и экспериментальная работа.
— Кузнецы, историки, мастера на все руки… Кто в целом приходит в реконструкцию? Можно ли условно разделить этих увлеченных людей по категориям в процентном соотношении: к примеру, 40 процентов — это историки, 20 — менеджеры и так далее...
— Приходят довольно много юристов, людей, связанных с информационными технологиями. Историческая реконструкция затягивает многих, это не узкое и специализированное увлечение, по своим масштабам сопоставимое с другими видами хобби.
Желание воспроизвести ту или иную эпоху — это иррациональная любовь к прошлому.
И выбор определенного периода истории зависит не от профессии человека, а, скорее всего, от его склада. Например, к эпохе Древнего Рима тяготеют любители теории, книг с большим числом исторических подробностей. Увлеченные наполеоникой прекрасно знают отличительные награды, офицерские чины XIX века. Романтики занимаются эпохой викингов. Но, пожалуй, самым романтичным является XIII век. Он пользуется огромной популярностью у слабого пола. Рыцари, обеты, дамы сердца… И уже участник реконструкции — это не просто Вася из Бирюлева, а бравый рыцарь цветов и любви, который пятый год вздыхает о прекрасной девушке из соседнего подъезда, проигрывает шестой турнир подряд. Это искренне, а публика высоко ценит такую открытость. XIV век любят спортсмены, XV век предпочитают те, кто увлекается верховой ездой, любит лошадей.
ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОШЛОЕ
— Эпох много, все они по-своему интересны. Можно ли изучить их особенности не по книгам, а на практике?
— Погружение — это очень интересный и необычный формат реконструкции, когда не просто воспроизводится короткий эпизод или организуется фестиваль, а ставится долгосрочный эксперимент. Например, выживание в лесу или зимний переход с санями, лошадьми, противоборствующими отрядами. Так, в Белоруссии мы организовали оборону хутора.
Были конные дружины, люди на санях, пешие команды, которые четыре дня взаимодействовали между собой. Глубоким погружением можно считать и лодочные походы. Наши друзья отправились в путешествие по Балтике на драккарах. Одним из самых главных и ярких проектов «Ратоборцев» стал проект «Один в прошлом». Мы отправили одного человека на полгода в лес жить на древнерусском хуторе. Задача состояла в том, чтобы оценить, как меняется психика человека, его физическое состояние, мышление. Из атрибутики нынешнего мира у него была только видеокамера. Интерес к эксперименту оказался колоссальным. Раз в месяц наш подопечный выходил к прессе и медикам, чтобы рассказать о переменах, происходящих с ним. Подобный формат мы только запустили. Следующий наш проект — «Семеро в прошлом».
Мы хотим отправить в прошлое на девять месяцев семь человек. Их задача — за это время не стать отшельниками, а, напротив, построить гармоничную ячейку, достичь целей, не переругаться друг с другом, вырастить и собрать урожай, пригласить гостей.
— Есть ли менее экстремальные способы погрузить человека в эпоху, не оставляя его одного в лесу на полгода?
— Безусловно. Возможность делать все своими руками — это тоже важный и действенный метод погружения в среду. Так, изготовление керамики может увлечь и взрослых, и детей. Интерактивные игры доступны на исторических открытых фестивалях. После их посещения у людей может также возникнуть тяга к истории, этнографии, появляются новые увлечения.
Другие приходят пострелять из лука, подержать в руках меч, пробуют участвовать в турнирах, сражениях, мастер-классах. Третьи могут заняться рукоделием, кулинарией или взять книгу, прочесть о понравившейся эпохе, событии. Таким образом, наши многолетние усилия по популяризации истории не проходят даром. Мы с гордостью можем говорить о том, что в целом у людей нет потребительского отношения к истории, а есть желание узнавать.
АНОНСЫ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕКОНСТРУКЦИЙ:
■ 20–21 августа
Военно-исторический фестиваль «Гумбинненское сражение» пройдет в поселке Лермонтово Калининградской области. В центре фестивального сюжета — одно из сражений на Восточном фронте августа-сентября 1914 года. Во время реконструкции боя зрители увидят тактические элементы, характерные для начального периода войны. Будет громко и зрелищно: для придания максимальной реалистичности военным событиям на поле боя заложат более 200 снарядов! Воссоздавать историю Первой мировой войны съедутся около 200 участников — большая часть из России и до 50 из-за рубежа.
■ 10–11 сентября
Впервые в Гатчине в рамках проекта «Хочу в Гатчину» и при поддержке Российского военно-исторического общества пройдет исторический праздник «Гатчинская быль». В центре внимания — XVIII век и история знаменитого Гатчинского дворца, строительство которого началось ровно 250 лет назад. Историческую панораму праздника дополнят площадки, посвященные началу XIX века и Великой Отечественной войне.
В программе: конная кавалькада, реконструкция сражения Великой Отечественной войны, торжественный парад и праздничный фейерверк.