Одним из самых резонансных сюжетов из интервью первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова программе «Познер» на «Первом канале», стало его высказывание о введении налога на имущество для богатых. «Нельзя не согласиться с тем, что разница в уровне доходов, конечно, создает напряжение в обществе. Нам часто говорят: давайте повысим налоги у богатых. И со временем мы это сделаем — повысим налоги на роскошные имущественные комплексы, машины, яхты, квартиры и так далее», — заявил Силуанов.
Кто-то расценил эти слова, как скрытую угрозу для миллионеров и шаг в сторону построения справедливого социального государства: мол, не сегодня, так завтра повышенные налоги для тех, у кого повышенные доходы, введут. Однако, большинство зрителей и читателей поняли это прямо противоположным образом: расслабьтесь, господа олигархи, некто вас в ближайшие годы беспокоить повышением налогов не будет. Правы оказались последние: на следующий день после интервью своего шефа, Минфин дал специальное разъяснение: никаких налогов на роскошь в ближайшие шесть лет ведомство вводить не планирует.
Выходит, что, согласно высказываниям Силуанова, время для повышения налогов для богатых еще не пришло. А вот для небогатых, выходит, — в самый раз. Нет, этого, конечно, первый вице-премьер не заявлял. Но тут и заявлять ничего не нужно: это ровно то, что последовательно делает правительство, в котором Антон Силуанов занимает второй по значимости пост, и, по слухам, играет роль первой скрипки.
Именно это правительство Медведева-Силуанова приняло решение о повышении с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что уже стало спусковым крючком для разгона инфляции в стране, и еще долго будет работать на рост стоимости товаров и услуг.
Именно это правительство вводит, пусть и в экспериментальном порядке, налог на самозянятых, которым потенциально может быть обложено 15-16 млн человек. Кто такие самозанятые? Репетиторы, нянечки, таксисты, сиделки — явно не богатеи. Однако, для того, чтобы обложить их новым налогом, время пришло.
Именно это правительство, додавив налоговый маневр в нефтяной отрасли и соединив его с резким повышением с начала будущего года акцизов на топливо, фактически спровоцировало ценовой всплеск на бензиновом рынке и теперь пытается его погасить. Если все-таки цены на АЗС удержать не удастся, это ударит не только по рядовым автомобилистам, но и по остальному населению: все пользуются общественным транспортом, а транспортные расходы входят в себестоимость практически всех товаров.
Кстати, в этой истории с бензином очень наглядно проявляется разное отношение власти к бедным и богатым. С нефтяными генералами власть пытается договориться «по хорошему», упросив их добровольно не повышать цены на заправках, а они в ответ (если верить утечкам с закрытого совещания у вице-премьера Дмитрия Козака) выставляют правительству едва ли не ультиматум - дескать, дайте нам повысить цены сразу на 5 рублей за литр. Дело дошло до того, что Дмитрий Медведев вынужден был пригрозить нефтяникам включением механизма заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов. Сработает ли угроза — большой вопрос. Нефтяные генералы явно хотят добиться от правительства новых преференций для себя, и учитывая силу и влиятельность их лобби, почти наверняка преуспеют в этом.
Словом, с богатыми власти предпочитают договариваться, а то и просто откупаться от них (за наш с вами счет). А вот со всеми остальными предпочитают не церемониться, просто ставя перед фактом повышения действующих налогов и появления новых поборов. Только вот властям надо учитывать, что богатых у нас — чуть больше одного процента населения (По подсчетам аналитиков Credit Suicce, число миллионеров в России — 172 тыс человек). Ну пусть даже 5% - с членами семей. Кстати, эти 5%, согласно тому же исследованию, контролируют 76% богатств России. Согласно другому свежему рейтингу, от Bloomberg, состояние богатейших россиян растет самыми ударными в мире темпами — на 11% в год. И чего бы ему не расти — если государство не смеет на него покуситься!? Зато на «богатства» остальных 95% оно покушается смело.
Почему власти не трогают богатых, Антон Силуанов, все в том же телеинтервью, возможно, сам того не желая, дал ответ. Рассуждая о возможности замены действующей 13-процентной шкалы налогообложения прогрессивной, министр указал, что это нецелесообразно. Потому что, по его словам, богатые люди найдут, как обойти такое решение - к примеру, могут вывести деньги из России. И правда: у них штат юристов, финансистов, бухгалтеров, к их услугам офшорные схемы: это же замучаешься налоги с них собирать. А если сильно их доставать, могут вообще обидеться и вывести капиталы из страны.
А мы, 95%, ничего этого не можем - ни юристов у нас, ни бухгалтеров, ни офшоров, ни капиталов «на вывоз». Так что нас обложить — милое дело для правительства. Утремся, и будем платить, как миленькие...
...А еще в своем интервью Антон Силуанов порассуждал о том, почему во всем мире не любят министров финансов. Потому, дескать, что они, не щадя живота своего, борются за сбалансированный бюджет и поэтому им часто приходится говорить слово «нет». Картина в трактовке нашего вице-премьера и министра финансов получилась благородной и даже почти героической.
А, может, все гораздо проще, Антон Германович? Не будем говорить за весь мир, но в России министров финансов, в том числе и действующего, не любят вовсе не за принципиальность, а за ее отсутствие — за то, что они либо боятся, либо не могут, либо не хотят тронуть сильных мира сего, и отыгрывается в борьбе за «сбалансированный бюджет» на всех остальных, коих 95% населения России. Ну и за что этим 95 процентам вас любить?