В России готовятся создать виртуального сотового оператора для властных структур. Об этом "Известиям" рассказал источник в госорганах и подтвердил собеседник, близкий к организации проекта. Пока он находится на стадии обсуждения и технических тестов, его хотят запустить на базе государственной системы информирования о ДТП "ЭРА-ГЛОНАСС". Она использует сети сразу четырёх федеральных "классических" сотовых компаний, поэтому абоненты нового оператора получат оптимальное качество мобильной связи, отмечают эксперты.
На базе государственной системы информирования о ДТП "ЭРА-ГЛОНАСС" может быть создан виртуальный сотовый оператор (MVNO) для обслуживания служащих органов власти. Об этом "Известиям" рассказал источник в одной из госструктур. По его словам, проект находится на стадии обсуждения между АО "ГЛОНАСС" (оператор "ЭРА-ГЛОНАСС") и крупнейшими отечественными компаниями связи, в частности "Ростелекомом". Ведутся и технические тестирования системы на предмет подключения к ней смартфонов госслужащих и организации голосовой связи и доступа в интернет, утверждает собеседник "Известий".
Источник, близкий к одному из операторов, подтвердил эту информацию. В "Ростелекоме" отказались от комментариев. "Известия" также направили запрос в Минцифры.
- Мы разрабатываем ряд проектов по использованию защищённой связи, которые могут быть применены в различных отраслях. Перспективы использования технологии обсуждаем с отраслевыми компаниями, - рассказал "Известиям" генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич.
Запрос на подобные услуги в органах власти есть, уверяет один из источников.
- "ЭРА-ГЛОНАСС" передаёт экстренные сигналы через сети всех четырёх федеральных операторов связи, причём выбирает того, сигнал у которого в данном конкретном месте лучше. Такая архитектура гарантирует госпользователю наилучшее качество связи в любом месте, где бы он ни находился, - говорит он.
Впрочем, как утверждают оба источника "Известий", пока идёт обсуждение проекта, и непонятно, когда заработает новый оператор.
Вопрос о создании такого ресурса для чиновников и законодателей на базе "ЭРА-ГЛОНАСС" обсуждается, это должен быть совместный проект операторов, создана доверенная среда, рассуждает один из них. Но включение голосовой связи и интернета требует решения технических вопросов, ведь сейчас при информировании о ДТП "ЭРА-ГЛОНАСС" работает в режиме M2M, автоматизированного межмашинного взаимодействия, объясняет он.
- "ЭРА-ГЛОНАСС" - уникальная система в мире по своим возможностям и потенциалу, который в цифровой экономике к тому же постоянно растёт. Изначально в 2009-2014 годах она создавалась для решений приоритетной, но одной задачи - экстренного вызова в государственные оперативные службы для оказания помощи и спасения жизни и здоровья людей, попавших в нештатную или аварийную (ДТП) ситуацию на автодороге. Но уже тогда, на стадии создания системы, было очевидно, что её потенциал, то есть перечень решаемых ею задач, гораздо больше, в первую очередь в задачах, связанных с безопасностью в широком смысле этого слова, - отметил главный аналитик ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Андрей Ионин.
По словам эксперта, "ЭРА-ГЛОНАСС" - это также единственный в мире оператор беспроводной связи, который работает с миллионами абонентов и на всей территории страны по схеме MVNO на сетях всех национальных операторов мобильной связи.
Одновременно в соответствии с федеральным законом о госсистеме "ЭРАГЛОНАСС" данные в ней имеют юридическую значимость, а она подключена к системе межведомственного электронного взаимодействия, продолжил эксперт. Также по закону оператору "ЭРА-ГЛОНАСС" предоставлена возможность создания совместных предприятий с другими компаниями для решения иных государственных задач, в том числе на коммерческой основе.
По словам Андрея Ионина, запрос госорганов на защищённую связь был, есть и будет всегда, тем более в такие сегодняшние неспокойные времена. Конечно, по уровню безопасности, секретности и шифрованию связь на базе инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС" будет слабее систем, используемых высшим руководством страны, но зато будет более массовой, например обеспечивающей безопасное общение сотен тысяч служащих органов законодательной и исполнительной власти, считает он.
Во времена СССР в стране действовала сеть подвижной радиотелефонной связи "Алтай" для чиновников и директоров крупнейших госпредприятий, которая обслуживала несколько тысяч номенклатурных пользователей, рассказал партнёр ComNews Research Леонид Коник. Абонентское оборудование этой сети занимало почти целый багажник автомобиля "Волга".
- Идея создания сети радиосвязи для спецпотребителей в России отметила 15-летие с момента первого практического шага в этом направлении. В 2008 году в ситуационном центре МЧС в Нижнем Новгороде состоялся запуск в тестовую эксплуатацию сети подвижной связи стандарта TETRA. Выступая на том событии, глава тогдашнего Мининформсвязи Леонид Рейман заявил, что TETRA рассматривается в качестве единого национального стандарта профессиональной подвижной радиосвязи в РФ. Но этого в итоге не случилось, - напомнил Леонид Коник.