Забронировать экскурсии, гостиницы, а также организовать рыбалку или катание на лыжах любители экологического туризма смогут через российский аналог Booking.com для особо охраняемых природных территорий. Об этом в интервью "Российской газете" рассказала глава Росзаповедцентра Дарья Мацук. Новый сервис могут представить уже в сентябре, также в этом году в нацпарках разрешат ставить кафе, гостиницы и туалеты.
Кроме того, он будет интересен тем, кто только подбирает маршрут или заповедную территорию для посещения. На портале он сможет найти необходимую информацию в соответствии со своими требованиями. Например, у человека есть запрос на "двухдневный пеший маршрут с элементами каякинга на Кавказе". Или он хочет узнать, где и когда в нашей стране можно понаблюдать за китами. Воспользовавшись фильтрами по региону, категории маршрута, сложности, способу прохождения, он сможет найти все необходимое и также отправить заявку на посещение понравившейся ООПТ.
На первом этапе портал будет работать как связующее звено между туристом и заповедными территориями. В дальнейшем его функционал расширится до возможности сформировать масштабное путешествие "под ключ": купить авиа- или железнодорожные билеты, заказать трансфер или взять в аренду машину, найти гостиницу рядом с ООПТ, если на самой заповедной территории нет возможности проживания. Посетители смогут формировать длинные межрегиональные маршруты, добавляя в них несколько разных ООПТ.
Вначале сервис планируется запустить для заповедных территорий Краснодарского края, Калининградской области и Камчатки. Когда сервис расширят на все регионы?
Дарья Мацук: Эти регионы являются самыми активными с точки зрения заповедного туризма, туда люди хотят ехать в первую очередь. Однако понимая постоянно возрастающий интерес к посещению ООПТ разных регионов страны, мы постараемся охватить вниманием все заповедники и национальные парки уже на первом этапе разработки портала.
Насколько увеличится турпоток на особо охраняемые природные территории после появления этого сервиса?
Дарья Мацук: За прошлый год особо охраняемые природные территории посетили 10,6 млн человек. Мы прогнозируем, что этот показатель увеличится в этом году. Точные цифры озвучивать не буду, но уверена, что рост будет значительным.
Мы заранее мобилизовали все силы на подготовку к горячему турсезону на заповедных территориях: при департаменте ООПТ Минприроды России и Росзаповедцентре создана специальная рабочая группа, которая проводит SWOT-анализ и разбирает возможные трудности с каждым заповедником и нацпарком индивидуально.
Для управления турпотоком активно строим инфраструктуру на ООПТ в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма". Все это позволяет создать комфортные условия для пребывания туристов и минимизировать антропогенное воздействие на природу.
В 2022 году планируем усиливать такие направления работы, как обеспечение транспортной доступности ООПТ, разработка и продвижение туристских продуктов в сотрудничестве с ведущими специалистами по маркетингу, информационное сопровождение деятельности заповедных территорий.
К слову об инфраструктуре, боль многих туристов, которые приезжают в нацпарки, - это туалеты, точнее, их отсутствие. Они появятся?
Дарья Мацук: Туалеты на особо охраняемых природных территориях действительно большая проблема. Но, думаю, в скором времени с ней удастся справиться.
Во-первых, на ООПТ есть разные зоны - в границах некоторых можно размещать комфортабельные и удобные туалеты. Кроме того, скоро выйдет новый закон, в рамках которого будут прописаны все капитальные и некапитальные объекты, которые можно будет размещать на территории ООПТ.
Например, есть рекреационная зона нацпарка, которая специально предназначена для приема туристов и возведения инфраструктуры. Законодательство сильно осложняло создание там туробъектов. Более того, не было простого и понятного механизма для взаимодействия с инвесторами. Сейчас мы вводим институт планирования рекреационной деятельности, где будем предусматривать возможность размещения различных объектов инфраструктуры в конкретных местах. В свою очередь инвестор сможет обратиться со своим предложением в минприроды в режиме одного окна и, пройдя торги, получить право на деятельность и размещение инфраструктурных объектов. Если это объект капитального строительства, то с инвестором заключается договор аренды сроком на 49 лет. Все будет понятно и удобно.
Инвесторы смогут поставить и точки питания?
Дарья Мацук: И точки питания, и средства размещения, и пункты проката инвентаря. Выбор будет.
Нет ли риска, что повторится ситуация, которая случилась в Мурманской области? Териберка стала настолько популярна среди туристов, что некоторые редкие виды растений попросту вытоптали туристы.
Дарья Мацук: В Териберке действительно случилась по сути экологическая катастрофа. После фильма "Левиафан" множество людей захотели туда приехать. К этому полузаброшенный поселок был абсолютно не готов. С точки зрения организации природного туризма это пример того, как делать не надо: "раскручивать" территорию до строительства необходимой туринфраструктуры, которая не только сделает посещение территории комфортным, но и сбережет природу. Поскольку это не федеральная особо охраняемая природная территория, Росзаповедцентр минприроды не может повлиять на эту ситуацию. На ООПТ федерального значения мы стараемся делать наоборот: сначала строим инфраструктуру, а потом начинаем продвигать туризм на этой территории.
Более того, мы разработали порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости. После принятия закона, о котором я говорила выше, этот порядок будет оформлен в виде подзаконного акта и у особо охраняемых природных территорий появится правовой механизм для регулирования турпотока.
Есть и другие варианты регулирования рекреационной нагрузки на заповедную территорию. Яркий пример - национальный парк "Красноярские Столбы", который находится в черте города. Туда ежедневно приезжают на прогулку и туристы, и жители мегаполиса. Для распределения турпотока директор нацпарка решил добавить к самому популярному маршруту так называемые "туристические ловушки" - визит-центры, сеть экотроп, интересные информационные объекты. В итоге турпотоки разошлись и антропогенная нагрузка уменьшилась.
То есть нацпарк может закрыть одно из направлений. Значит, стоит бронировать поездку заранее?
Дарья Мацук: Да, лучше планировать свое путешествие заранее. В предстоящем сезоне мы прогнозируем аншлаг на таких направлениях, как Алтай, Сочи, Камчатка. Это еще одна причина, по которой мы хотим открыть наш букинг-портал как можно скорее. Хочется рассказать людям о том, что в заповедной России есть и другие интересные туристические места, которые тоже можно посетить и получить не меньше впечатлений.
Кстати, для управления турпотоками на заповедных территориях мы планируем создать своего рода экологического туроператора. Сейчас не на всех ООПТ есть компетенции для развития туризма и создания качественного турпродукта, потому что первоначальные задачи этих территорий все-таки природоохранные, а не туристические. Экологический туроператор будет способствовать созданию туристических продуктов на каждой территории отдельно, поможет ООПТ находить партнеров для их реализации. Это могут быть и местные туроператоры, и крупные турагентства. Также он возьмет на себя процесс выстраивания коммуникации с местными региональными властями.
Сейчас, когда слышишь слово "туроператор", то первое, что приходит в голову - кешбэк. Войдет ли этот туроператор в программу Ростуризма?
Дарья Мацук: Сейчас об этом еще очень рано говорить, но, думаю, мы к этому придем.
Мы также хотим активно заниматься кадровой политикой. Можно создать некий заповедный HeadHunter. Пока это только на уровне идеи, но уже есть понимание, что идея очень вос требована.
В заповедной системе работают уникальные люди. Для работы в заповедниках и национальных парках нужны ни на что не похожие навыки, специально этому нигде не учат. В ряде вузов существуют экологические факультеты, но нюансы заповедного дела системно нигде не преподают. Сейчас вместе с Казанским университетом мы разрабатываем свой профессиональный стандарт. Рассчитываем, что через год-два у людей уже будет возможность получать высшее образование по заповедному делу.
Также мы занимаемся развитием дополнительного образования сотрудников ООПТ. Обучение идет по нескольким направлениям с учетом всех нюансов работы непосредственно на территориях. Например, работа госинспектора связана с охраной особо охраняемых природных территорий, но при этом госинспектор также должен обладать экопросвещенческими навыками.
Следующее направление - научная деятельность. Научные отделы наших территорий ведут Летопись природы, наблюдают, как развиваются природные комплексы. По сути, заповедная система страны хранит глобальную историю природы России.
Отдельное и очень востребованное направление - туризм. Но не простой, а заповедный - это особая специфика, поэтому нужно обязательно создавать курсы заповедных тургидов.
Когда может начать работу HeadHunter для нацпарков?
Дарья Мацук: О сроках говорить рано - пока мы на этапе сбора информации о потребностях наших территорий в кадрах.
Какие еще проекты планирует запустить Росзаповедцентр для популяризации туризма в особо охраняемых территориях?
Дарья Мацук: Мы хотим создать медиаплатформу, которая будет посвящена всем сферам работы наших заповедных территорий. Чтобы рассказывать не только про экологический туризм, но и про научные исследования, охранные мероприятия, про эколого-просветительские и про волонтерские проекты.
Это будет полноценное научно-популярное СМИ с материалами разных форматов: интервью, фоторепортажами, образовательными роликами, документальными видео, актуальными новостями, аналитическими лонгридами.
В общем, хотим сделать платформу с научно-популярным контентом, аналог National Geographic. Для России это будет единственный информационный канал, посвященный исключительно заповедным территориям.