Продление сроков ремонта по ОСАГО и уточнение списка бэушных деталей для срочного ремонта автомобилей — такие формы поддержки автомобилистов обсуждаются в Госдуме. В четверг, 19 января, там прошла закрытая встреча депутатов с представителями автостраховых, автомобильных сообществ и Народного фронта, на которой разбирались проблемы, возникшие с ОСАГО из-за дефицита комплектующих, и пути их решения. О ее итогах рассказывает «Парламентская газета».
Фора для страховых
Напомним: сложности с ОСАГО начались в России еще в прошлом году, после массового ухода иностранных автомобильных компаний. Как следствие этого возник дефицит запчастей для автомобилей тех марок, производители которых разорвали с нашей страной отношения. Так, несколько дней назад «Парламентская газета» писала о том, что, по данным Центробанка, в 2022 году доля компенсаций страховщиков в виде ремонта машин упала до пяти процентов. Альтернатива ремонту — денежные выплаты — проблему тоже не решает, они рассчитываются по старым ценам на запчасти, в то время как новые из-за сложившегося дефицита, как правило, в разы выше.
Поискам возможных решений была посвящена прошедшая 19 января закрытая встреча в Госдуме с участием депутатов, представителей страхового сообщества, автомобилистов и Общероссийского народного фронта. По словам присутствовавшего на ней председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, предложений было высказано много.
«В частности, было предложено увеличение сроков ремонта на один месяц, с 30 до 60 дней, — пояснил парламентарий. — С такой инициативой выступили сами автостраховщики. Нужно отметить, что эта мера, если ее введут, будет временной, она даст страховым компаниям чуть больше времени на подбор качественных запчастей, пока не будут окончательно налажены поставки, в том числе по параллельному импорту».
Второе предложение — ремонт автомобилей по страховке с использованием бывших в употреблении деталей. Строго говоря, она тоже ненова, с такой инициативой страховые компании выступали еще весной прошлого года. Однако обсуждение по понятным причинам затянулось, многих не на шутку взволновал вопрос качества таких комплектующих. И все же, по словам Анатолия Аксакова, перспективы у подобного способа ремонта есть, главное — определиться со списком конкретных запчастей.
«Безусловно, это должны быть комплектующие, которые не влияют на ходовую часть, безопасность вождения и общее состояние транспортного средства», — подчеркнул глава Комитета по финансовому рынку.
Угроза девяностых
Против ремонта автомобилей с использованием бэушных запчастей активно выступает Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации. Так, член СПЧ и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в беседе с «Парламентской газетой» предрек откат страны в «лихие девяностые», если такую форму поддержки автомобилистов решат принять.
«Мы изначально были категорически против, — сказал Кабанов. — Мы считаем, что это создаст не только риски в плане безопасности, но и совершенно новый вектор развития криминогенной обстановки. Вы помните, как в девяностые машины угоняли, чтобы разобрать на запчасти? Не исключаем, что нечто подобное будет происходить и сейчас».
К слову, СПЧ ситуацию с ОСАГО обсуждал буквально накануне — 18 января. В Совете по правам человека сошлись на том, что одной из наиболее действенных форм поддержки стал бы временный мораторий на обязательность оформления ОСАГО, чтобы водители сами могли выбирать, оформлять им полис или нет. Однако, по словам Анатолия Аксакова, на встрече в Госдуме ни страховщики, ни автомобилисты эту инициативу не поддержали.
«Вместе с тем я не могу сказать, что от нее отказались окончательно, — отметил парламентарий. — Пока мы не принимали никаких решений. Сейчас по итогам нашего совещания Союз страховщиков, автомобильное сообщество и Народный фронт в течение десяти дней должны подготовить более развернутые предложения, которые мы будем детально рассматривать в дальнейшем».
Напомним, что ранее высказанные Российским союзом автостраховщиков идеи увеличить сроки ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать бэушные запчасти, которые не влияют на безопасность, Центробанк не поддержал.