12 бизнес-советов от создателей сервиса Foodfox
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: РЕГИНА АДЕР. GQ
Создатели сервиса Foodfox – о том, как доставлять еду из лучших ресторанов.
Весной 2016 года бывшие сотрудники Lamoda Максим Фирсов (на фото слева) и Сергей Полиссар запустили сервис доставки еды из ресторанов с помощью приложения Foodfox. Сейчас к сервису подключено 600 ресторанов. Среди них заведения Раппопорта, Кана, Зотова, Перельмана, Минаева и других.
1
КАК МОНЕТИЗИРОВАТЬ ТРЕНДЫ
Потребительская культура в России развивается, и в этом она следует за остальным миром. Спрос на пиццу и суши снижается повсеместно, людям хочется разнообразия. Просят привезти что-то греческое, классные бургеры или такитос. Мы просто видим этот тренд и даем людям то, что они хотят.
2
КАК «ОЦИФРОВАТЬ» РЕСТОРАНЫ
Мы сделали ставку на премиальные заведения, и она оправдывает себя. Cлово «премиальный» в России имеет немного отрицательный оттенок. Люди представляют себе что-то пафосное и тяжеловесное. На самом деле все не так. Для классических «офлайновых» ресторанов доставка – это радикально новый бизнес. Рестораторы знают, как хорошо приготовить блюдо и как его красиво подать, а нанимать и контролировать курьеров, принимать заказы – не их часть бизнеса, это требует другой компетенции.
Мы даем возможность делать заказы из заведений, у которых раньше своей доставки не было. Например, мы работаем со всей сетью White Rabbit Family, кроме самого White Rabbit, потому что для них 80 % успеха блюда – это оригинальная подача, которую вряд ли обеспечит курьер.
3
КАК ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СФЕРОЙ БИЗНЕСА
Можно смело идти на конкурентный рынок, если вы точно знаете, что можете предложить продукт, который лучше прочих. Но если не уверены в своих силах, идите в сегмент, который не заполнен конкурентами. Будет время разобраться в том, что делаете, и стать достаточно крупным игроком к моменту прихода других.
Нет такой отрасли, в которой все уже сделано. Даже на сформированных рынках появляются новые имена. Хороший пример – индустрия напитков. Coca-Cola, Sprite, Fanta существуют уже десятки лет, при этом появляются новые типы товаров – те же энергетики, – которые мгновенно занимают свою нишу на глобальном рынке.
4
КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРОВ
Нашими первыми инвесторами были бывшие работодатели из Lamoda, поэтому убедить их было достаточно легко: ко времени запуска Foodfox мы знали друг друга пару лет. Дальше началось привлечение средств от фондов и «ангелов» (бизнес-ангелы – частные венчурные инвесторы, финансирующие проект на раннем этапе развития. – Прим. GQ). В самом начале, когда ничего еще нет, инвестора нужно заставить поверить в вас и вашу команду. По факту на первых встречах вы продаете не бизнес – вы продаете себя. Важно убедить, что проект может «выстрелить» и что ваша команда способна достичь больших результатов. Именно на первой встрече многие принимают решение, инвестировать или нет, причем интуитивно. Разумеется, по мере развития бизнеса и при появлении первых продаж инвесторы начинают больше внимания уделять цифрам, но для начала важно воздействовать на эмоции. Когда инвестор видит, что перед ним правильная команда, он может закрыть глаза даже на то, что у вас не все гладко с бизнес-моделью.
5
МОЖНО ЛИ ЗАПУСТИТЬ СВОЙ БИЗНЕС, РАБОТАЯ ГДЕ-ТО ЕЩЕ
Нельзя. Проект не взлетит, если предприниматель не готов уволиться из уютного офиса. Для любого инвестора это всегда очень плохой знак: у него не будет уверенности, что человек готов на 100 % посвятить себя делу. Совмещать офисную работу и стартап можно, если вы не собираетесь развивать свой бизнес. Но если хотите, чтобы проект вырос в большую компанию, нельзя отвлекаться на что-то еще.
6
КАК ВЫСТРАИВАТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ
У нас есть долгосрочный план в виде финансовой модели, в котором мы на пять лет вперед прогнозируем наш рост. При этом мы хорошо понимаем, что в мире стартапов все измеряется не месяцами и годами, а неделями и даже днями. Однако долгосрочный план нужен – это показывает цель, к которой вы идете.
7
КАК НАНИМАТЬ СОТРУДНИКОВ
Наем талантливых, умных людей – это сложный процесс. Хорошие специалисты стоят дорого, и вы не всегда можете себе их позволить. Некоторых кандидатов приходится переманивать из крупных компаний. Чем их может привлечь стартап? Например, участвуя в создании бизнеса с нуля, они видят результат своей работы. Они могут вести сразу несколько направлений, вместо того чтобы быть маленьким винтиком в очень большой корпорации. В любом бизнесе если вы не можете нанять хороших людей и мотивировать их, то не сможете быть успешным. Нам повезло: мы нашли ребят, которые работают не только за деньги, но и потому, что верят в наше дело.
8
КАК СОЗДАТЬ ИДЕАЛЬНУЮ КУРЬЕРСКУЮ СЛУЖБУ
Поначалу набором курьеров мы занимались сами. Нам было важно, чтобы человек опрятно выглядел и хорошо говорил по-русски. У нас премиальная подборка ресторанов, и для клиентов очень важно, кто к ним приходит. В ресторане курьер должен проверить наличие всех блюд и приборов, клиенту он должен обязательно сказать «приятного аппетита». У нас есть несколько супервайзеров, которые в первые дни разносят заказы с новичками, смотрят, как те общаются с рестораном и клиентом, корректируют их поведение. Кроме того, все наши сотрудники раз в месяц могут бесплатно заказать доставку обеда. Это сделано для того, чтобы каждый член команды изнутри понимал, как работает сервис, и видел недочеты, если они есть.
9
КАК РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ
Во всех конфликтах мы встаем на сторону клиента. Пусть в краткосрочной перспективе нам это обходится дороже: приходится брать на себя дополнительные затраты, хотя очевидно, что клиент неправ. В долгосрочной перспективе это конвертируется в более высокую лояльность людей к сервису и прибыль: мы тратим меньше денег на привлечение новых клиентов и больше зарабатываем за счет старых.
10
КАК РУКОВОДИТЬ БИЗНЕСОМ ВДВОЕМ
Конфликты неизбежны. Мы часто спорим перед принятием решений, но всегда достигаем консенсуса. Пока четкого разделения ролей между нами нет. Когда заказов у Foodfox станет больше раз в десять, мы формальнее разделим обязанности. Это должно благотворно сказаться на скорости принятия решений.
11
НА КАКИЕ ОТРАСЛИ НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРЯМО СЕЙЧАС
За пределами Москвы – огромный бизнес-потенциал. Пока там большая часть предпринимателей сидит в офлайне. Через 20 лет они неизбежно переместят свой бизнес в онлайн, но им кто-то должен помочь. Lamoda начинала с мегаполисов, а сейчас у компании есть доставка в десятки небольших городов страны.
12
КАК ПОМОГАТЬ ПЕРСОНАЛУ
В стартапе распределение обязанностей поначалу бывает очень условным. Например, мы не раз помогали ребятам из call-центра и курьерам. Однажды у нас сделал заказ арабский принц, который приехал в Москву на встречу с Джоном Керри. В call-центре тогда никто не говорил по-английски, мы лично принимали заказ, в нем было около 70 блюд ливанской кухни. За час мы с курьерами доставили еду в отель Four Seasons.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
GQ (03-2022)
66.00
GQ (02-2022)
66.00
GQ (01-2022)
66.00
GQ (12-2021)
66.00
GQ (11-2021)
66.00
GQ (10-2021)
66.00
GQ (09-2021)
66.00
GQ (08-2021)
66.00
GQ (07-2021)
66.00
GQ (06-2021)
66.00
GQ (05-2021)
66.00
GQ (04-2021)
66.00
GQ (03-2021)
66.00
GQ (02-2021)
66.00
GQ (01-2021)
66.00
GQ (12-2020)
66.00
GQ (11-2020)
66.00
GQ (10-2020)
66.00
GQ (09-2020)
66.00
GQ (07-08-2020)
66.00