Что приходит в голову, когда вы слышите о Nissan X-Trail? Неплохой среднеразмерный кроссовер, практичный и симпатичный, без ярко выраженных достоинств, но зато и без особых недостатков. Вероятно, подобная характеристика и является тем самым секретом успеха, потому что X-Trail (на североамериканском рынке он называется Rogue) за два десятка лет доказал, что знает короткий путь к кошелькам клиентов во всех частях света. Несколько лет назад он даже завоевал звание самого популярного кроссовера в мире, а это, согласитесь, о многом говорит. Если вы спросите у американского дилера Nissan, какую машину он может вам порекомендовать, то услышите в ответ: «А сколько у вас денег?» В Америке Nissan давно стал по-настоящему народной маркой, предлагая модели на любой вкус и кошелёк. Причём, не только кроссоверы. Среди седанов самым бюджетным является Versa — от 15 000 долларов (1,1 млн рублей), являющаяся своего рода американским Hyundai Solaris, который, кстати, в Америке тоже продаётся, но под именем Accent. На другой стороне ценового спектра бизнес-седан Nissan Maxima, но за него придётся отдать уже 45 000 единиц в американской валюте (3,22 млн рублей). Из кроссоверов самый доступный — Nissan Kicks за 19 500 долларов (1,42 млн рублей), а на вершине пирамиды внедорожник Armada (аналог Patrol), который в максимальной комплектации потянет на 70 тысяч (около 5 млн рублей). Получается, что золотой серединой всех этих крайностей, как раз и стал Nissan Rogue (анг. «проказник», «шалун»), что сделало его самым продаваемым автомобилем марки и одним из самых популярных кроссоверов мира: в 2019 году было продано больше 760 тысяч «икс-трейлов», из которых почти 21 тысяча — в России.
X-Trail продаётся везде — от Азии до Америки. Кстати, в США он появился только в своём третьем поколении. До этого на местном рынке продавали совсем другой Rogue, имевший более округлый дизайн, в отличие от X-Trail, который во всём мире был тогда прямоугольным. Строго говоря, американский Rogue того поколения (S35) был даже больше похож на нынешний X-Trail, чем первые два поколения европейского кроссовера. С появлением единого для всех поколения (T32), цифры продаж стали по-настоящему впечатляющими, а модель — бестселлером. Однако в прошлом коронавирусном году что-то пошло не так и продажи Rogue в Америке просели на целых 35%, в то время как его основной конкурент — Toyota RAV4, потерял меньше 4%. В России ситуация намного лучше и символическое трёхпроцентное падение, с учётом особенностей прошлого года, можно считать успехом. При том, что «Тойота» полностью обновилась в позапрошлом году, а X-Trail последний раз менял поколение в 2013-м. Пришло время меняться! В 2020 году было представлено новое поколение, которое к концу года появилось в салонах американских дилеров. Кроссовер сохранил прежнюю платформу, с небольшими изменениями, которые свелись к новой конструкции задней многорычажной подвески и новому электроусилителю, поэтому можно считать, что Rogue претерпел глубокий редизайн. Он стал ниже (1 699 мм вместо 1 727 мм), что соответствует последним тенденция, а вот уменьшение длины (с 4 686 до 4 648 мм), при сохранении прежней ширины (1 839 мм) и колёсной базы (2 705 мм), вызывает недоумение. Может быть покупатель и не заметит разницы, но чем тогда хвастаться в пресс-релизе? В новом рубленом дизайне X-Trail смотрится куда современнее и динамичнее. Однако общие черты с предшественником очевидны, поэтому объяснять друзьям, что за машину вы купили, не придётся. К тому же, большинство моделей Nissan уже используют новый «гранёный» стиль: начиная с Maxima и Altima и заканчивая Sentra и Pathfinder. И лишь Murano с Armada пока донашивают старые фамильные наряды. Новой двухэтажной оптикой уже давно никого не удивишь, фирменная V-образная решётка радиатора стала больше и острее. Эффект парящей крыши усиливают чернёные передние стойки, поэтому, строго говоря, у нового Rogue она парит не только сзади, но и спереди. Почти горизонтальный капот переходит в прямую подоконную линию, что несомненно придаёт силуэту динамики, да и брутальности. Вопреки законам жанра, нам достался не топовый Rogue, которые показывают на презентациях, а самый что ни на есть рабочий, базовый, в комплектации S. С ручками дверей и боковыми зеркалами «не в цвет», механическими регулировками сидений, простым кондиционером и 17-дюймовыми колёсами. Внутри мы рассчитывали увидеть царство жёсткого пластика и дешёвой «тряпки», в сочетании с экраном, размером с пачку сигарет. Но нас ждал сюрприз: светодиодные фары, 8-дюймовая мультимедиа с тачскрином и поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, цветной маршрутный компьютер, с приличной графикой. Под капотом — безальтернативный атмосферный мотор мощностью 181 л. с., с вариатором, который управляется джойстиком на парящей в воздухе панели. Кстати, выглядит он круто и после недолгого привыкания пользоваться им удобно. Интерьер, с двухцветной отделкой и приятными на вид материалами, на ощупь оказался весьма достойным. Верх передней панели, включая козырёк над приборами, сделан из мягкого пластика. Причём, стилистически он объединён в одно целое с верхом дверных карт, как по материалам отделки, так и по цвету. Как ни странно, это напоминает «Москвич-2141», где цвет верхней части торпедо тоже отличался от остального интерьера. Сегмент приборной панели, где расположена мультимедиа, затянут в искусственную кожу с имитацией прострочки, а центральные части дверей и сидений обиты синтетической тканью. Средние воздуховоды переехали с самого верха под монитор, и теперь им будет трудно дуть выше выступа, под которым они находятся. В общем, создаётся впечатление, что сэкономили на мелочах, но всё важное выполнили из добротных материалов. Даже пластиковый руль не режет глаз, а позади у него два лепестка «ручного режима» трансмиссии. Да, смысла в них немного, но пусть будут, потому что выглядят круто. К чему возникают вопросы, так это к креслам. Нет, с посадкой вроде всё нормально, но сидеть на синтетике и жёстко, и жарко. Её водоотталкивающий состав превращает поездку в испытание, а разговоры о практичности подобного решения воспринимаются как издевательство. А что сзади? Двери открываются широко, что удобно при установке детских кресел. Пассажиры сидят чуть выше тех, кто спереди, а места для ног у них полно. Багажник большой и удобный, что всегда было визитной карточкой X-Trail, и что воодушевляет любителей активного отдыха и тех, кто любит экономить на переездах. Полностью исследовав базовую комплектацию, мы заглянули и в максимальную, которая называется Platinum и были поражены: песочная кожа с прострочкой ромбиком, десять подушек безопасности, электрорегулировка сидений с памятью, виртуальная приборная панель, система кругового обзора, проекция на лобовое стекло, беспроводная зарядка, управление через приложение Nissan-Сonnect, панорамная крыша и аудиосистема Bose.
Правда желающему получить всё это, придётся выложить около 40 000 долларов (2,85 млн рублей). Впрочем, некоторые вещи вводят в ступор даже в дорогих комплектациях, особенно звук закрывания дверей, снова пробуждающий воспоминания о «Москвиче». Да и давняя традиция бренда ставить автоматический стеклоподъёмник только на водительскую дверь, озадачивает в 2021-м. О звучании стандартной аудиосистемы принято говорить либо хорошо, либо ничего, поэтому, пожалуй, мы лучше промолчим. Связка 2.5-литрового мотора в паре с вариатором, динамикой не поражает, и чтобы выполнить стандартное упражнение разгона до сотни, кроссоверу понадобится явно больше десяти секунд. Зато аппетит у него умеренный, а вариатор отлично притворяется автоматом даже в режиме среднего газа. Так что если по религиозным соображениям вы противник вариатора, то скорее всего даже не узнаете о том, что он у вас есть. На ходу новый Rogue демонстрирует отличную шумоизоляцию и относительный комфорт, хотя при входе в поворот норовит переставить заднюю ось на малейших неровностях, да и кренится довольно ощутимо. Новый электроусилитель такой же синтетический, как и обвивка сидений. В «нуле» он почти пустой, а усилие с ростом скорости не возрастает. Ждать от него обратной связи не стоит, хотя это может быть продиктовано спецификой рынка, потому что российский X-Trail настроен совершенно иначе. На трассе в салон начинает пробиваться шум шин, при этом мотор остаётся безмолвным. Оно и понятно, настройки вариатора смещены в сторону экономичности и на скоростях 100-120 км/ч тахометр не поднимается выше 2 000 об/мин. А вот подвеска на высоких скоростях начинает передавать на кузов все мелкие неровности, о существовании которых вы даже не догадывались. И это на базовых 17-дюймовых шинах! Но опять же, всё сказанное про подвеску Rogue едва ли коснётся российского X-Trail. Ведь на актуальной модели пружины для нас сделали мягче, стабилизаторы жёстче, а в стойках появились дополнительные буферы отбоя (о российской адаптации Nissan, читайте в рубрике «Практика»). Кстати, патент на новый X-Trail уже появился в открытой базе Федерального института промышленной собственности России, но ждать кроссовер скоро, нам вряд ли стоит — сначала необходимо отбить инвестиции в производство нынешнего поколения, которое припозднилось с приходом в Россию почти на два года. По двигателям и трансмиссиям откровений тоже не будет, и у нас скорее всего останется 2.5-литровый мотор, пусть и слегка доработанный, и более доступный двухлитровый агрегат, а вот дизельная версия, на которую сегодня приходится всего 5% продаж, может не пережить обновления, что, безусловно, печально. Американский рынок принял новый Rogue тепло, в результате чего он снова вплотную подобрался к своим заклятым конкурентам, нарастив продажи на 45% относительно провального прошлого года. На очереди его младший брат — Rogue Sport, который у нас называется Qashqai. Он тоже «скачал обновления», но и на него нам пока придётся смотреть издалека. По крайней мере, ближайшие пару лет.