В сирийской провинции Дейр-эз-Зор 7 февраля в ходе боев с участием американской авиации погибли несколько российских граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории республики. Цифры называемых разными источниками потерь отличаются друг от друга на порядок. В МИД РФ “Ъ” сообщили, что ведомство проверяет информацию о наличии пострадавших, в том числе — граждан СНГ.
Первая информация о гибели российских граждан под Дейр-эз-Зором появилась несколько дней назад: тогда несколько военных источников “Ъ” сообщили, что помимо сирийских бойцов в районе бывшего нефтеперерабатывающего завода «Эль-Исба» американская авиация обстреляла 7 февраля и россиян, воевавших на стороне правительственных формирований. Официально Минобороны РФ сообщило о 25 раненых сирийцах, но российских граждан не упомянуло. По данным “Ъ”, это объясняется тем, что военные несут ответственность только за действия личного состава, а не за тех, кто добровольно взял в руки оружие.
С этой целью в наступление двинулись проправительственные племенные формирования, а так называемые отряды охотников на ИГИЛ (ISIS Hunters), усиленные бойцами «ЧВК Вагнера», шли во втором эшелоне. Удару американских ВВС и артобстрелу подверглись и те и другие. Собеседник “Ъ” утверждает, что российское командование в Сирии не давало санкции на проведение наступательной операции на нефтяные поля, которая была воспринята как «опасная самодеятельность». В официальном сообщении Министерства обороны РФ говорилось: «Причиной инцидента стали не согласованные с командованием российской оперативной группы разведывательно-поисковые действия сирийских ополченцев».
Бывший сослуживец нескольких погибших 7 февраля бойцов «ЧВК Вагнера» рассказал “Ъ”, что уже общался с ранеными очевидцами боя под Дейр-эз-Зором в одном из российских госпиталей. По его словам, в тот день отряд ЧВК, подвергшийся обстрелу, действительно насчитывал порядка 600 человек, вооруженных стрелковым оружием, а также артиллерией и танками. Большая часть группы состояла из русскоязычных бойцов, и только меньшую часть составляли так называемые ISIS Hunters. «По сути, это усиленный батальон, но в “ЧВК Вагнера” это называется отрядом. Никаких ПЗРК, никакой поддержки с воздуха у них не было, и никто ее не обещал,— уточнил собеседник “Ъ”.— Весь расчет был на то, что после артобстрела наши быстро штурмом возьмут этот завод, курды побросают оружие. А американцы уже не будут бить по своим, когда завяжется ближний бой». Но к началу боевых действий развернуться в боевом порядке успела только половина отряда. Остальная часть бойцов ЧВК еще находилась в бронемашинах, выстроенных в колонну в 8 км к востоку от линии разграничения между проправительственными силами и СДС.
Агентство Reuters сообщало, что погибло свыше 100 «проасадовских бойцов», два из которых — Владимир Логинов и Кирилл Ананьев — были родом из России. Агентство Bloomberg называет цифры в 100 погибших россиян. Группа CIT назвала четыре фамилии погибших. Издание Znak.com опубликовало интервью с вдовой одного из убитых. Ряд источников сообщил, что раненые были направлены из Сирии в российские медучреждения, однако в госпиталях имени Вишневского, имени Бурденко и имени Мандрыка “Ъ” это не комментируют.
Публикации о «сотнях погибших» — это классическая дезинформация, которой занимаются западные СМИ, сказали “Ъ” в МИД РФ: «Сейчас проверяем информацию о наличии пострадавших, включая граждан СНГ. Если появятся подтверждения, обязательно о них сообщим». А начальник управления по связям с общественностью штаба операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»), которую проводит в Ираке и Сирии группа стран во главе с США, полковник Томас Вил заявил “Ъ”: «Мы не комментируем точный состав вражеских сил, которые осуществили неспровоцированную атаку на (поддерживаемые США.— “Ъ”) “Сирийские демократические силы”».
Российское законодательство не предполагает наличия людей, не служащих в официальных силовых структурах, воюющих на территории других государств. Понятие «частная военная компания» еще только обсуждается законодателями. «Этих людей государство туда не посылало. Человек, идущий воевать за деньги в качестве наемника, подвергает себя риску, который зафиксирован в его контракте с теми, кто его приглашает. Это не контракт с российским государством. Российское государство не имеет о нем информации»,— пояснил “Ъ” научный руководитель Института востоковедения РАН академик Виталий Наумкин, оговорившись, что он не располагает данными о возможных потерях РФ в последней атаке США в Сирии. «Да, с одной стороны, государство закрывает глаза на их присутствие в Сирии, с другой, есть закон, который должен привлекать этих людей к суду. Это наемники, и эти люди не находятся под защитой государства, хотя государство и обязано защищать любого гражданина РФ»,— продолжает эксперт. По его мнению, если бы в Сирии в результате налета американцев погиб российский кадровый военный, то реакция со стороны РФ «должна была бы быть и была бы очень жесткой».