Самолет с главой Total Кристофом де Маржери в ночь с понедельника на вторник столкнулся на взлетной полосе Внуково со снегоуборщиком. Руководитель четвертой публичной нефтегазовой компании мира стал жертвой «разгильдяйства», такое определение причинам трагедии дал замминистра транспорта Валерий Окулов.
В понедельник вечером из-за сильного тумана все столичные аэропорты были переведены в режим работы «по фактической погоде». Командиры экипажей сами принимали решение о возможности посадки в аэропорту назначения. Во Внуково не смогли приземлиться 18 рейсов, 12 ушли в Домодедово, а еще шесть – в Шереметьево. Видимость при взлете была около 350 м, сообщил представитель Внуково.
Falcon с главой Total взлетал с первой взлетно-посадочной полосы. Борт с Кристофом де Маржери начал разбег, но в 23:57 столкнулся со снегоуборочной машиной аэродромной службы. Пресс-служба Внуково в своем сообщении не отмечает, находилась ли машина в движении, но источник Интерфакса в экстренных службах сообщил, что снегоуборочная машина под управлением Владимира Мартыненко пересекала взлетно-посадочную полосу. Falcon задел ее передней стойкой шасси, перевернулся, рухнул на взлетно-посадочную полосу и загорелся. Все люди на борту погибли, водитель снегоуборщика не пострадал. Аэропорт после происшествия закрылся на полтора часа.
Проверка водителя
«Почему водитель решил пересечь взлетно-посадочную полосу перед взлетающим самолетом, предстоит выяснить комиссии», – цитирует РИА Новости слова источника в аэропорту. Очевидцы трагедии рассказали агентству, что катастрофа произошла в тот момент, когда снегоуборщик оказался на пересечении двух полос, куда доступ запрещен.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Основные версии следствия – ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. Рассматриваются также версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования, говорится в сообщении СК.
Причиной катастрофы был человеческий фактор: либо ошибка диспетчера, либо халатность аэропортовых служб, предположил вчера эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров.
Водитель машины Владимир Мартыненко находился в состоянии алкогольного опьянения, говорил официальный представитель СК Владимир Маркин. Следствие задержало его на 48 часов и намерено ходатайствовать перед судом о его аресте, говорится в сообщении на сайте СК. Сам Мартыненко не считает себя виновным: адвокат водителя Александр Карабанов сообщил РИА Новости, что мужчина не пьет из‑за проблем со здоровьем. Более того, врач официально допустил Мартыненко к работе, утверждает Карабанов. «Перед сменой мой подзащитный проходил медосмотр, врач официально допустил его к работе. После этого он отправился за листом для получения автомобиля», – цитирует слова Карабанова Интерфакс.
Проверка диспетчера
За работу аэропортовых служб отвечает управляющая компания аэропорта, а за диспетчеров – Госкорпорация по организации воздушного движения, говорит Гусаров. Источник РБК, близкий к аэропорту Внуково, отмечает, что весь транспорт на аэродроме (как самолеты, так и аэродромная техника) движется под руководством «диспетчера старта», который дистанционно на мониторе контролирует все происходящее на взлетно-посадочных полосах.
Любой выезд на полосу – будь то спецтехника, транспорт для проверок полосы или машина руководителя полетов – происходит только с согласия диспетчера, говорит вице-президент профсоюза летного состава, летчик Олег Приходько. Если транспорт есть на полосе, диспетчер не может дать команду на взлет-посадку, объясняет он. Когда самолет с де Маржери шел на взлет, спецтехника в это время чистила вторую, нерабочую полосу, утверждает Приходько.
Он считает, что у пилота не было возможности предотвратить трагедию: в момент разгона скорость самолета достигает 250–300 км/ч, и на такой скорости у летчика было не более 2 с на маневр. С ним соглашается и летчик-инструктор ОКБ имени Сухого Светлана Капанина. «Очень плохая видимость и большая скорость была. В такой ситуации сложно среагировать», – сказала она в интервью радиостанции Baltkom.
Версия о том, что пилоты де Маржери спешили со взлетом, не подтвердилась. По словам источника РБК в управляющей компании Внуково, по окончании Консультационного совета по иностранным инвестициям вылеты бизнес-авиации шли в рабочем порядке, «без толкотни».
«Более высокие руководители»
«Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта», – цитирует пресс-служба СК Маркина. Очевидно, что за халатностью исполнителей стоят, «конечно же, более высокие руководители аэропредприятия, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний», – говорится в сообщении на сайте СК. Уголовное дело по факту аварии передано в Главное следственное управление СК РФ, а в ближайшее время от работы будут отстранены «ряд сотрудников аэропорта, которые могут воспрепятствовать расследованию», сообщал представитель СК.
Вопросы у Следственного комитета могут возникнуть к Виталию Ванцеву, совладельцу Внуково и председателю совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и Василию Александрову – гендиректору ОАО «Аэропорт Внуково». За содержание инфраструктуры аэропорта отвечает технический директор Анатолий Кайгородов, а за эксплуатацию аэродромного комплекса и ГО отвечает заместитель генерального директора Сергей Солнцев. Терминал бизнес-авиации находится в ведении Георгия Шарова – генерального директора ЗАО «Центр Бизнес-Авиации».
Кроме специальной комиссии Международного авиационного комитета (МАК), который ведет расследование происшествия совместно с СК, проверять аэропорт Внуково будут и Ространснадзор, и транспортная прокуратура.
Ространснадзор проверит, как различные структуры в аэропорту обеспечивали безопасность полета аварийного самолета, сказал представитель ведомства. Прокуратура планирует выяснить, соблюдали ли Внуковский центр обслуживания воздушного движения и ОАО «Аэропорт Внуково» законодательство в области гражданской авиации и обеспечивали ли безопасность полетов всеми структурными подразделениями, говорится в сообщении ведомства.
«Если бы такой случай произошел в любой из европейских стран, то директор управляющей компании сразу бы подал в отставку», – отмечает Гусаров. Но любые кадровые перестановки в аэропорту будут проведены только после того, как СК сделает свои выводы о произошедшем, рассказал РБК источник, близкий к Внуково.
Председатель совета директоров компании «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев в разговоре с РБК выразил соболезнования семьям всех погибших, но комментировать ход расследования не стал.
Зимой 2010 года после крупного теракта в другом московском аэропорту – Домодедово – этот аэропорт подвергся тщательным проверкам. «В Домодедово разобрались? Кто собственник?» – спрашивал в феврале 2011 года Дмитрий Медведев, который находился тогда в должности президента, у генпрокурора Юрия Чайки. «Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять – собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!» – говорил президент. В итоге представители Домодедово в мае 2011 года сами сообщили о том, что Дмитрий Каменщик является его владельцем, перед тем как аэропорт планировал провести IPO.
Борт № 1
Ответственный за полеты первых лиц специальный летный отряд «Россия» базируется во Внуково и во вторник не получал никаких распоряжений от Росавиации в связи с ЧП, во время которого погиб президент французской компании Total Кристоф де Маржери, сказал РБК пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков. Расследование инцидента во Внуково находится вне компетенции Федеральной службы охраны, сказал РБК советник руководителя ведомства Сергей Девятов.
Аэродромный комплекс Внуково имеет две взлетно-посадочные полосы. В сообщении на сайте аэропорта подчеркивается, что во вторник аэропорт продолжил работу в штатном режиме. «И взлет, и посадка технически могут происходить с любой стороны любой из двух полос. Конкретное направление и полоса (полосы) выбираются исходя из погодных условий, направления ветра, необходимости проведения технических работ и других факторов», – рассказали РБК в пресс-службе Внуково.
Бизнес-терминал
Обслуживанием деловой авиации и VIP-чартеров в аэропорту Внуково занимаются три терминала, расположенных в юго-западной части аэродрома. Разбившийся самолет обслуживался в терминале «Виппорт». Он принадлежит одноименному ЗАО. По данным СПАРК, владелец 50% этой компании скрывается за офшором Corwell Finance, еще 50% контролирует бизнесмен Дмитрий Купцов (найти его РБК вчера удалось). В пресс-службе Внуково про владельцев терминала ничего не сообщили.
Терминал обслуживает в среднем до ста рейсов в день. Терминал имеет собственную хендлинговую компанию по обслуживанию как пассажиров-пользователей деловой авиации, так и экипажей, прилетающих самолетов. По данным Внуково, вчера аэропорт обслужил порядка 290 рейсов. Примерно 10% из них были рейсы деловой авиации, уверяет источник РБК в одной из хендлинговых компаний Внуково. Ранее Виталий Ванцев говорил, что бизнес-трафик аэропорта составляет порядка 25% взлет-посадок.
Внуково считается лучшим аэропортом Москвы с точки зрения деловой авиации, его выбирают из‑за его близости со столицей. При этом Внуково считается и самым дорогим для бизнес-авиации из московских аэропортов, стоимость обслуживания одного борта в аэропорту без учета заправки топливом и кейтеринга составляет €3–4 тыс., говорит сотрудник одной из авиакомпаний, которые пользуются услугами Внуково-3.