«Яблоки сезонные» - радует табличка в супермаркете. И цена - рублей на 30 - 40 ниже, чем на соседние, со всякими красивыми именами типа «Гала» и «Гренни Смит».
- Ничего себе сезонные, почти 120 рублей за кило, - ворчит покупательница. - В прошлом году в это же время они по 80 - 90 рублей были.
Есть и сейчас - даже по 60 - 70. Только не за килограмм, а за упаковку весом 500 - 700 граммов.
Вспоминаю похожие яблоки, которые в нашем садовом товариществе даже сейчас, в не самый урожайный год, совершенно бесплатно валяются у заборов. Но это - «неликвид», нестандартного размера и вида, а то еще и подъеденные жучком. На продажу, для торговых сетей, в современном мире яблоки выращиваются специально - стандартизированного качества и чтобы их можно было перевозить и долго хранить без потери товарного вида и свойств. И что у нас нынче вот с такими, «товарными», яблоками?
Как недавно заявила глава Минсельхоза Оксана Лут, планируется, что к 2028 году Россия достигнет полной самообеспеченности яблоками. По итогам 2023 года она была на уровне 87%.
- Это неплохой показатель, с учетом, что с 2014 года у нас площадь яблоневых садов выросла примерно в три раза. Причем закладывались высокоинтенсивные сады, которые дают большую урожайность, - говорит руководитель центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов.
Потребление яблок в России оценивается в 2,5 - 2,6 млн тонн в год. Это вместе с переработкой - на соки, детские пюре и т. п. Производится же в организованном секторе (сельхозпредприятия и фермеры) в последние годы в районе 1,6 - 1,7 млн тонн. С учетом хозяйств населения, урожай из которых тоже хотя бы частично съедается или перерабатывается собственными силами, надо добавить еще не меньше миллиона. И около 0,5 млн тонн в среднем составляет импорт (в 2023 году - 417 тысяч тонн, по данным Россельхознадзора). В последний год он шел преимущественно из Белоруссии, Сербии, Турции, Азербайджана и Китая. Возможно, появятся у нас яблоки из КНДР - договоренности об этом есть, Северная Корея в них заинтересована. Но эту благополучную в целом картину несколько подпортила последняя весна.
ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗ
«В этом году останемся без яблок», - вы, конечно, помните эти майские прогнозы после нашумевших заморозков в Центральной России. Пострадали, в частности, «яблочные» Липецкая, Воронежская, Белгородская, Курская области.
По этой причине даже Минсельхоз снизил прогноз сбора яблок в организованном секторе в этом году с 1,8 до 1,5 млн тонн.
- Но это не значит, что мы останемся без яблок. Пока итоги подводить рано, но потери в одних регионах частично компенсируются увеличением производства в других. Один только Дагестан ждет в этом году роста урожая яблок на 10 - 15%, - поясняет Анатолий Тихонов. - Кроме того, недостача отечественных яблок, которая прогнозировалась, - она не такого рода, чтобы ее нельзя было закрыть импортом из дружественных стран.
- Однако сезонное снижение цен, которое достигается именно за счет яблок российского производства, в этом году может быть меньшим, - уточняет директор Института экономики и финансов Государственного университета управления, доктор экономических наук Галина Сорокина.
Меры поддержки пострадавшему яблочному бизнесу со стороны государства сейчас активно обсуждаются - это важно для того самого самообеспечения фруктами в будущем. Но обычного потребителя больше волнует, сможет ли он купить дешевые яблоки прямо сейчас.
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ЦЕН
Яблочный сезон в наших широтах традиционно начинается с Яблочного Спаса, который празднуется 19 августа. К этому времени созревают летние сорта яблок, и цены на них начинают падать. И падают до самого конца октября, когда на большей части страны завершается сбор поздних, зимних, сортов.
Если верить Росстату, и в этом году среднестатистическое яблоко на среднестатистическом российском прилавке в конце августа стоило на 5 рублей дешевле, чем в конце июля. Но в сравнении с концом августа прошлого года - на 23,5 рубля дороже (см. «Только цифры»).
- Тут дело не только в объеме собранного урожая, есть и ряд других, не менее значимых факторов. Растет, например, стоимость доставки на всех этапах по пути от производителя к прилавку. Дорожают и бензин, и рабочая сила, и упаковка, - констатирует Анатолий Тихонов. - Поэтому яблоки, к сожалению, тоже дорожают. Но рост этот имеет пределы - если наше производство продолжит расти теми же темпами, скоро у нас уже будет переизбыток яблок, с учетом еще и поставок в рамках Евразийского союза (например, яблок из Белоруссии. - Ред.).
Но вернемся в день сегодняшний.
- Анализируя данные прошлых лет и нынешние возможности, в том числе импорта, можно предположить, что к октябрю яблоки все же подешевеют на 20 - 25%, - прогнозирует экономист, основатель облачного сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр» Константин Калугин. - После чего снова начнут дорожать.
Эксперты обращают внимание еще на один момент. Как поясняет Анатолий Тихонов, с яблоками важна не столько «средняя цена по магазину», сколько их ассортимент. Он сейчас достаточно велик: есть и «бюджетный» сегмент - с ценами, значительно ниже среднего, и достаточно дорогой. И именно это делает яблоки популярными и доступными разным категориям населения.
Прямо сейчас, по данным сервиса «Ценозавр», в российских магазинах продается свыше 70 (!) сортов яблок - наших и импортных. В Москве, в частности, самые дешевые удалось найти по 89,99 рубля за килограмм. Самые дорогие, которые повстречались вашему корреспонденту, - 179 рублей за кило.
КСТАТИ
Куда подевались груши?
Если яблок в любом супермаркете никак не меньше десяти разных видов, то груш - в лучшем случае два-три, и то какие-то жесткие и невкусные.
В сервисе «Ценозавр» подтвердили: разнообразие груш в продаже действительно куда скромнее яблочного - в августе на прилавках в целом по стране наблюдалось 18 их видов.
- С грушами - все по-другому, - комментирует Галина Сорокина. - На долю российских производителей приходится всего лишь около четверти рынка, причем большую часть груш в России производят не крупные агрохолдинги, а частные хозяйства, и они в основном идут на переработку, а не на прилавки. Около 50% импорта груш обеспечивают Аргентина и Белоруссия, также груши везут из Чили, Китая, Турции, Сербии, Африки. В отличие от яблок с грушами действительно есть проблема - их достаточно сложно перевозить. Они с более коротким сроком хранения и в зрелом состоянии очень чувствительны к механическим повреждениям. Поэтому груши собирают раньше срока зрелости, и на прилавки они зачастую такими и попадают - зелеными и жесткими. Им можно дать дозреть дома, положив на несколько дней в бумажный пакет вместе с бананом или яблоком. Зрелые бананы и яблоки выделяют этилен, влияющий на созревание фруктов и овощей. И вы получите мягкие, дозревшие груши.