Праздник в русском стиле развернулся на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, во Владимирском дворце, который ныне занимает Дом ученых. Под «оловянный» юбилей - 10-летие свадьбы - «молодожены» арендовали Дубовый зал дворца, украшенный панно Василия Верещагина.
Хотя жесткого дресс-кода не было, гости - а их пригласили около полусотни человек - ничем не уступали богатырям и девам, глядящим на них со старинных полотен. Супруги Олег и Виктория Шеляговы облачились в аутентичные костюмы, пошитые специально для мероприятия. Олег нарядился Феликсом Юсуповым - парча, золотая вышивка.
А его жена превратилась в великую княгиню Елизавету Федоровну: она обзавелась косой до пояса и надела шикарное белое платье и кокошник с помпонами на манер XVII века. Точно так же выглядела Елизавета Федоровна на костюмированном Русском балу 1903 года в Зимнем дворце, который стал самым известным в Петербурге праздником времен Николая II. Гости знаменитого бала стали прототипами карточной колоды. Так, с Елизаветы Федоровны написали даму треф.
«НИЧЕГО ПОШЛОГО»
Гуляли с царским размахом: присвистывая и притопывая, плясали «калинку-малинку», лакомились русскими кушаньями. Были и приглашенные цыгане.
В середине вечера Виктория сменила эффектный наряд на костюм попроще, но тоже в русском духе: цветастая рубаха, юбка и корсет вместе напоминали сарафан. Тем временем ее фееричный кокошник принялись примерять гости.
После вечеринки в русском стиле отмечать продолжили на Исаакиевской площади, в «Астории». Танцы - уже современные - продолжались до утра.
«Я горжусь тем, что я русская! - написала Виктория в своем Инстаграме (орфография и пунктуация сохранены. - Ред.). - Не надо любить или не любить, людей которые управляют или управляли Страной, но можно просто любить Свою Родину, Свою Землю. Не вижу ничего смешного и пошлого в нашем национальном костюме. Он богат и разнообразен. Я люблю русские песни, они заводные, веселые и добрые. Их поет весь мир, а мы стесняемся петь их на наших праздниках. Не надо отталкивать, то, что является нашим прочным фундаментом жизни, нашу историю, наши традиции. Дом построенный без фундамента рухнет. Не бойтесь, попробуйте полюбить себя, свои корни, свою национальность, свою историю, свои истоки и вы удивитесь сколько Прекрасного, Чистого и Душевного откроется вам».
ОЧЕРЕДЬ В ДОМ УЧЕНЫХ
В Доме ученых «Комсомолке» охотно рассказали о сдаче залов в аренду.
- В будни или выходные - без разницы: дороже только в воскресенье, потому что у Дома ученых это выходной, так что идет двойная оплата, - объяснили во Владимирском дворце. - Аренда Дубового зала будет стоить тысяч 25 - 30 в час. Танцы устроить можно. Может быть, и после 11 вечера: нужно посоветоваться с инженером насчет шума, ведь у нас с гостиничным комплексом одно здание.
Кстати, запись на аренду Дубового зала идет на полгода вперед.
- Сейчас уже больше половины 2018 года занято, - добавили в Доме ученых.
ОТКУДА У ХЛОПЦА БОЯРСКАЯ СТАТЬ
Мы удивились - откуда столько бурной фантазии и размаха у человека, подарившего супруге царскую свадьбу? Кто этот боярин-затейник? Знакомьтесь - Олег Шелягов, гробовщик. Но не абы какой, а практически генерал рынка ритуальных услуг.
Правда, до того как уйти в гробовые дела, успел поработать в руководстве множества банков: Глобэксбанке, «КИТ Финансе», Транскредитбанке, Мособлбанке... Чувствуете, откуда размах? Впрочем, «КИТ Финанс» попал под санацию и ликвидирован. Транскредитбанк поглощен другим банком. Мособлбанк тоже проходит санацию... В общем, с карьерой процветающего банкира как-то не задалось. Банки дохли как мухи.
И тогда подвернулось уже настоящее похоронное поприще. С 2013 года Шелягов стал гендиректором ВМК - военно-мемориальной компании. Она за казенные деньги со всеми почестями провожает в мир иной умерших военнослужащих и военных пенсионеров, ставит им надгробные памятники. В том же году - какое совпадение - под Москвой открывается Федеральное мемориальное кладбище, которое должно было стать ни много ни мало Национальным пантеоном героев. ВМК становится его главным оператором. Деньги на пантеон страна не пожалела: по разным данным, на него ушло от 4 до 6 миллиардов рублей.
Еще одно совпадение - Шелягов сам потомственный военный, дед командовал флотилией, которую СССР направлял к Кубе во время Карибского кризиса. И первое образование у Шелягова - военно-морское. Выправка - в крови.
ГРАНИТНЫЕ ЗАРПЛАТЫ
Казалось, вот она - золотая жила бравого гробовщика. Какой масштаб! Перспективы!
Что в итоге? А как на кладбище. ВМК оказалась кошмарно убыточной - только ее головная контора при декларируемой выручке в миллиард за год списывала в минус по 600 миллионов. Зато зарплата директора внушала трепет и уважение. Сначала 1 миллион в месяц, а с лета 2014-го - уже 2 миллиона. Говорят, даже скромный зам получал по 700 тысяч рублей.
Блистательный проект пантеона героев вовсе провалился.
Как можно было, простите, угробить идею пантеона? Например, так. Как нам рассказали служащие этого объекта, при Олеге Шелягове на строительстве пантеона решили использовать китайский гранит, который, как выяснилось, не держит русские морозы и разрушается. Или история со 150 памятниками с барельефами Героям Советского Союза, не вернувшимся с фронта. Зачем надо было открывать каждому пропавшему без вести герою могилу, многие не понимали. Ведь праха их нет. Проще было сделать красивый мемориал, набить их имена. Но были утверждены списки и сметы, в пантеоне выросли высокие камни, а когда дошло до создания дорогих барельефов, обратились в архивы, к родственникам героев, и выяснилось, что многие фронтовики из списков не только пережили войну, но и имеют могилы на других кладбищах. Камни так и стоят без барельефов. Чего уж. Деньги-то освоены...
Легко понять, почему в 2016-м директором ВМК становится уже другой человек. А боярин Шелягов уходит в частный похоронный бизнес, где размаха не меньше. Только легальный оборот ритуального рынка в стране оценивается в 50 миллиардов рублей в год (в Москве - 15 млрд.). Теневой - до 200 миллиардов...
ГДЕ БАЛАЛАЙКИ И ГДЕ СЕЙШЕЛЫ
Теперь понятно и то, почему супруга Шелягова, обожающая роскошные фотосессии для глянцевых изданий, одну из них, например, провела на Введенском кладбище Москвы.
И царская свадьба - еще не самое эпатажное из того, что устраивал ей любящий муж.
- Самое яркое поздравление от Олега - это когда мы плыли на лодке по Сене, с моста меня осыпали розами, а люди из туристических корабликов аплодировали, - вспоминает Виктория Шелягова. - Тогда он еще подарил мне шубу. Я прилетела в ней из Парижа на Сейшелы и все каникулы выгуливала на террасе виллы.
На Сейшелах, кстати, у Шеляговых «есть аппартаменты и кусочек земли», где Виктория мечтает «в старости выращивать зелень и помидоры».
Почему не изба с огородом в русской деревне? Или вся эта свадьба, балалайки, любовь к корням и кокошникам - лишь на вечер, для фотосессии?
А потому.
ЕСТЬ И ТАКОЕ МНЕНИЕ
«Завидуйте молча»?
После царской свадьбы нашлись у супругов Шеляговых и защитники в соцсетях. Вот их доводы:
«Что за претензии - состояние нажито на покойниках? Какое-то странное передергивание. А врачи наживают состояние на болезнях? А концерны по изготовлению детского питания - на несчастных крошках, лишенных грудного вскармливания? Что за совок? Какая разница, на чем он нажил состояние? Завидуйте молча».
«В цивилизованном мире был бы один-единственный вопрос к этим героям - платят ли они все налоги. Если да - то вправе устраивать любые мероприятия. Если нет - есть специально обученные люди, которые могут помочь в уплате «недоимок». Но обсуждать, кто как накрашен и как одет, - фу-фу-фу, не комильфо».