ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 13, 2015

Холодная война как реальность

Рейтинг: 127.0

Автор: Анна Толстова. КоммерсантЪ Weekend

В Третьяковской галерее открывается выставка «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» — первая большая историческая выставка советского «гипера» застойных и перестроечных лет. Она станет неожиданностью для всех, кто считает, что современное искусство и реалистичность изображения — две вещи несовместные

Движение, право именовать которое оспаривают друг у друга два термина — "фотореализм" (придуманный чуть ранее одним американским галеристом) и "гиперреализм" (придуманный чуть позднее одним бельгийским галеристом), возникло в конце 1960-х в Америке, захватило Европу и стало чрезвычайно модным в 1970-е. Ричард Эстес, Чарльз Белл, Ральф Гоинз, Чак Клоуз, Филип Перлстайн — большинство составляли живописцы, но имелись и скульпторы — Дуэйн Хансон, Джон Де Андреа. Поначалу критика восприняла картины, что издали можно перепутать с фотографиями, и скульптуры, которые куда проще принять за живых людей, чем восковые фигуры в Музее мадам Тюссо, с некоторым облегчением — как подтверждение известной исторической логики: за расцветом абстракции должен наступать возврат к реальности, так было в 1920-х, так должно быть и в 1960-х — поп-арт стал первым шагом в этом направлении. Хотя в эпоху "около 1968-го" уже трудно было верить в историческую логику, как и в незыблемость оппозиций "абстракция — реальность" "абстракция — реализм". Жан Бодрийяр увидел в этом новом, как бы реалистическом искусстве смерть реальности: "Это нереальность галлюцинаторного самоподобия реальности. Чтобы выйти из кризиса репрезентации, нужно замкнуть реальность в чистом самоповторении". Однако бодрийярианская выставка в Третьяковке с остроумно-цитатным подзаголовком "Когда реальность становится иллюзией", сделанная кураторами отдела новейших течений Кириллом Светляковым и Юлией Воротынцевой, посвящена не мировому гиперреализму, а его советской версии. В экспозиции — более ста работ русских, украинских, эстонских, литовских, казахских и армянских художников из собственных фондов, а также собраний Московского музея современного искусства, РОСИЗО, Международной конфедерации союзов художников и частных коллекций.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни