В канун Нового года Россия получила два прогноза на ближайшее будущее. Согласно первому, кремлевскому, жить будем трудно, но терпеть придется недолго — года два. После чего «наша экономика выйдет из сегодняшней ситуации». Второй прогноз, более пессимистический, озвучил глава комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Бывший «лучший министр финансов» заявил: «Мы вошли или входим в настоящий, полноценный экономический кризис, в следующем году мы его почувствуем в полной мере».
Верить, конечно, хочется в первый вариант. Но благоразумнее готовиться ко второму. То есть к падению ВВП на 2-4%, двузначной инфляции и снижению реальных доходов населения. Хотим мы того или нет, но большинству придется затягивать пояса и выбирать модель поведения, которая позволит пережить непростые времена. По восточному календарю наступает год Козы, и эта коза на беду оказалась рогатой.
Падение уровня жизни уже началось: по данным авторитетного социального географа МГУ профессора Натальи ЗУБАРЕВИЧ, за первые три квартала 2014 года доходы населения сократились в 40% российских регионов. Учтем: это было еще до недавнего обвала валютного курса рубля. А после новогодних праздников продукты в супермаркетах подорожают на 15%, прогнозирует исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей КАРПОВ. «Нас ждет серьезный подъем цен, особенно на продовольствие, — подтверждает бывший первый зампред Центробанка Александр ХАНДРУЕВ. — Расчеты показывают, что 1% обесценения рубля дает 0,2-0,3% инфляции. Таким образом, в начале следующего года можно предполагать рост потребительских цен в районе 20%».
В более отдаленной перспективе весьма вероятно разорение мелких фирм и средних предприятий — с неизбежным сокращением персонала и урезанием зарплат оставшимся. Не исключены попытки выселения из квартир несостоятельных ипотечников и личные банкротства должников по потребительским кредитам. Это обидно и абсолютно непривычно — после 10 с лишним лет непрерывного роста благосостояния, которое россияне получили, избавившись от общесоветской уравниловки.
Но если обратиться к опыту Европы, можно узнать много интересного о том, как ведут себя в подобных ситуациях более привычные к жестким рыночным отношениям граждане. Например, в 2010 году, в самый разгар общемирового экономического кризиса в Германии резко выросли: показатели личных накоплений граждан: 15,2% получаемых доходов немцы откладывали в личные кубышки.
Социологи объясняли этот феномен опасениями потерять работу. Но психологи вносили поправку: кризис лишь обострил страсть к накоплениям, бережливость — это национальная черта немцев, которую они бережно культивируют из поколения в поколение.
Из века в век немецкого ребенка невозможно представить без собственной копилки. Это одна из первых его игрушек, и она же — первый учебник экономии и бережливости. Наглядно демонстрирующий, как небольшие суммы, не растраченные на мелкие удовольствия, через некоторое время превращаются, к примеру, в велосипед или электронный гаджет, которого еще нет у одноклассников. Ребенок подрастает, но привычка к экономии и накоплению остается.
Результат: среднестатистический немец никогда не бросает деньги на ветер. К примеру, не покупает одежду, которая ему не по карману, но и не соблазняется китайским ширпотребом. Его платяной шкаф не переполнен, но в нем есть все необходимое для соблюдения дресс-кода и на работе, и на отдыхе. Главный принцип: вещи должны быть удобны и качественны. В свою очередь, типичная немецкая хозяйка закупает продукты для семейного стола в супермаркетах средней ценовой категории. Причем делает она это на неделю вперед по заранее составленному списку.
К временным трудностям бережливые готовы всегда: переключатся на одежду и обувь с распродаж, сократят до минимума походы в кафе и рестораны, откажутся от нового автомобиля — у них и старый еще вполне неплох. Кстати, по данным Немецкого объединения автопрома VDA, в прошлом году средний возраст автомобилей в Германии достиг рекордной отметки в 8,7 года.
То есть экономить на покупках нового авто бюргеры начали с первыми признаками экономического кризиса: в 2008-м средний возраст немецких авто не превышал 7,7 года.
Аналогичная картина в США, где ипотечный кризис ударил по среднему классу на пять-шесть лет раньше. По данным компании Experian, типичному автомобилю для янки сейчас около 11 лет. Эксперты «американского образа жизни» отмечают: в последние годы экономия для жителей США, особенно студенчества, стала модой, своеобразным спортом. Они соревнуются между собой в снижении денежных трат, с азартом обсуждают, где можно купить вещи и продукты подешевле, козыряют знанием адреса самой дешевой забегаловки или кофейни. Особо продвинутые пользуются советами психолога не держать в магазине вещь в руках больше 30 секунд.
За океаном растет популярность сайтов «отдам бесплатно», где можно подыскать себе дармовую мебель и бытовую технику, одежду и обувь и даже самого черта в ступе. В России такие сайты тоже появились: вам требуются бесплатное пианино, матрас или инвалидная коляска? Загляните в интернет!
У французов можно поучиться экономии на: модной одежде. Которую они предпочитают покупать на сезонных распродажах, ради которых берут отгулы на работе. Очень основательно подходят к крупным покупкам: тщательно изучают буклеты, роются в интернете, проводят анализ рынка. «Каждый потраченный евро должен быть оправдан!» — девиз французских покупателей и покупательниц.
Французы же первыми придумали в целях экономии брать попутчиков в длительные автомобильные поездки: дорожные расходы — пополам. Голландцы применяют этот метод ежедневно: сегодня ты везешь соседа на работу, завтра — он тебя. Тот же принцип — при поездках в отпуск за рубеж: предварительно договариваются с родственниками или знакомыми об обмене домами на пару недель.
Испанки исповедуют принцип «старый сапог лучше новых двух, не экономьте на ремонте, а сэкономьте на лишней обуви». Латиноамериканцы ради экономии на еде чаще переходят на макаронные изделия. Риск потолстеть? Не накладывайте полную тарелку спагетти — обойдитесь половинкой или четвертью. Англичане с азартом скупают в своих супермаркетах продукты питания мелким оптом, если видят объявление «Второй товар — за полцены!». Японские хозяйки осаждают магазинные прилавки за полчаса до закрытия, когда на многих готовых продуктах появляется наклейка «50%».
Говорят, что у каждого народа — свой стимул к экономии: англичане и немцы копят на отпуск и путешествия, француз не откажет себе в изысканной еде в выходной день, испанец — в регулярном посещении кофейни. Мой приятель экономит на покупках в супермаркете только при условии, что в результате выгадает на бутылку пива. Он ее купит и так, но предпочитает «бесплатно». Мелочь, но душу греет и денежку бережет. А это нам с вами очень пригодится.