ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Сен. 26, 2019

Искусство на миллиард

Рейтинг: 0

Автор: ЕКАТЕРИНА СТАРОСВЕТСКАЯ. Вечерняя Москва

Столичная жемчужина и гордость, Третьяковская галерея не устает удивлять: бьет собственные рекорды посещаемости, вот-вот покажет полотна, созданные с использованием нефтяных суспензий, — жизнь бурлит. В начале следующего года исполнится пять лет, как галерею возглавляет Зельфира Трегулова. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретилась с генеральным директором храма искусств, чтобы подвести итоги «пятилетки» и узнать, как можно заработать миллиард.

Перемены в Третьяковке очевидны и со стороны наблюдателей. А какими видятся эти перемены изнутри? С этого и начался наш разговор.

Освоение Крымского Вала

— Зельфира Исмаиловна, изменения в работе Третьяковки очевидны. Скажите, как вы сами оцениваете последнюю ее «пятилетку»? Можно ли назвать этот период временем расцвета или это обычная динамика музейной деятельности?

— Я считаю, что все взаимосвязано. Невозможно, чтобы любое начинание приводило к абсолютному успеху. Тем более если речь идет о работе государственной организации, которая существует в рамках определенных правил, законов, регламентаций и обстоятельств. Я думаю, что надо отнести к числу однозначных удач то, что связано с Крымским Валом. В первую очередь это изменение отношения к самому месту.

Это совершенно новая реакция на выставки, которые мы здесь организовываем. Произошла трансформация отношения к Третьяковской галерее, которая довольно долго воспринималась как, скажем прямо, не самый передовой музей. За эти годы произошло вбрасывание новых энергий, начинаний, осуществляемых различными людьми внутри Третьяковской галереи в сотрудничестве с новыми партнерами.

Сейчас мы ассоциируемся с весьма успешным, инновационным и прорывным культурным проектом. Главное — мы перестали восприниматься как музей в основном для интеллигенции третьего возраста. Наши площадки стали точкой притяжения молодых людей. Эта пространство, которое отвечает на современные запросы и не ограничивается исключительно показом изобразительного искусства. Мы превратились в общественную платформу для сосуществования разных видов искусств: музыки, театра, чтения поэзии, дискуссий на актуальные темы. Мы стали знаковой точкой на карте Москвы и важной институцией в масштабах музейного мира России.

— В апреле этого года здание Центрального дома художника на Крымском Валу полностью перешло в введение Третьяковской галереи. По какому принципу вы обустраиваете новообретенное пространство? Расскажите о рабочих планах на предстоящий год в Западном крыле.

— За два месяца мы привели эту площадку в порядок, и уже 20 июня там открылась первая выставка под названием «Свободный полет». Мы сделали все, чтобы из этого пространства выветрился так называемый дух коммерции. Я ничего не имею против коммерции и торговли, это сопутствующая музею деятельность, но именно сопутствующая. Мы рассматриваем Западное крыло как пространство эксперимента для современных проектов. Вот и в следующем году мы делаем там две масштабные выставки.

Одна посвящена современному искусству Индии. Эта страна сегодня — одна из самых интересных в художественном направлении. На Венецианской биеннале работы индийских художников были в числе самых запоминающихся. Впервые за десятилетие Индия открыла свой собственный павильон. Работы этих художников, в том числе те, которые экспонировались на биеннале, мы впервые сможем показать в России, в Москве. Мы рассчитываем, что это будет не просто выставка, а настоящий индийский фестиваль с музыкой и фильмами, это будет летний праздник. А осенью мы открываем серьезный проект «Единство в многообразии». Это совместная работа вместе с фондом Бонна. Будут представлены современные искусства Европы, включая те страны, которые не входят в Евросоюз. Постараемся поднять всю важную проблематику в искусстве этого времени.

— А вы можете назвать момент, который за минувшие пять лет стал для вас самым позитивным? И что, наоборот, вызвало разочарование?

— Как я уже говорила, к числу прорывов можно отнести изменение отношения людей к самому зданию на Крымском Валу. Когда я стала директором, многие влиятельные люди выдавали неутешительные прогнозы: все безнадежно, никто в это здание на экспозиции приходить не будет. Еще говорили, что надеются, я буду директором, который наконец-то снесет этот дом. То, что нам удалось убедить людей в том, что это здание не образец унылого советского долгостроя, а выдающийся архитектурный памятник, — это успех, конечно. У архитектурного сооружения невероятный потенциал, который можно раскрыть в ходе запланированной реконструкции. За преображение здания в ближайшие годы будет отвечать выдающийся голландский архитектор Рем Колхас. Его вдохновляет невероятный диалог с архитектурой, которая восходит к его любимым образцам советского конструктивизма. Сегодня ее уважительно называют архитектурой советского модернизма. Не всем архитекторам выпадала возможность реализовать свои творческие замыслы в пространстве размером в семьдесят две тысячи квадратных метров. Сюда относятся лестницы и вестибюли, которые с точки зрения приземленной утилитарности никак не используются. Уникальность этого здания заключается в его пространственности, и именно ее Рем Колхас будет стараться сохранить, чтобы была возможность отойти от мощных художественных впечатлений в залах и иметь большие пространства для общественных активностей. Мы полным ходом начинаем проектные работы.

Спасибо правительству Москвы и Министерству культуры, которые собираются строить для нашего музея новое хранилище в Коммунарке, куда мы планируем переехать в период реконструкции. Здание на Крымском Валу может превратиться в самый масштабный и продвинутый музей сегодняшнего дня.

— Значит, в 2023 году здание на Крымском Валу уходит на реконструкцию. Приоткройте хоть немного секрет: каких глобальных перемен ожидать посетителям?

— Если говорить о будущих инновациях музея, то залы постоянной экспозиции больше не будут организованы по принципу огромного гипермаркета, когда посетитель заходит в первый зал, а возможность выйти появляется только в сорок втором. Сейчас, пройдя половину пути, гость музея может устать, но возможности вернуться обратно с прохождением каждого нового зала становится все меньше и меньше. Не каждый сможет осилить этот насыщенный культурологический маршрут. Безусловно, это не тот принцип, которого мы придерживаемся. Мы рассчитываем, что в будущем у проходящего по экспозиции человека появится возможность свободно оказываться в других частях здания, где будут организованы открытые запасники хранилища, появится возможность прерваться, выйти или вновь вернуться для общения с искусством. Мы спроектировали вместе с архитектором многофункциональный образовательный центр, он будет внутри помещения. Здание не будет надстраиваться, сохранит внешние параметры, имеющиеся сейчас. Рем Колхас — архитектор, который разумно и рационально подходит к любому пространству, и ему нравится эта архитектура. Я уверена, что нас ждет увлекательная совместная работа.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни