Когда усталая подлодка из глубины придет домой? Субмарина «Сомъ» домой так и не вернулась. Затонула у берегов Швеции. Спустя почти сто лет дайверы из команды Ocean X Team обнаружили ее в пучине морской. Нащупали глубоководным аппаратом. На корпусе красовались буквы кириллицы, так и выяснили, что это русская подлодка, затонувшая после столкновения с пароходом во время Первой мировой.
Несмотря на заявления шведских водолазов, уверенных, что они отыскали в морской пучине именно «Сома», международные специалисты с вердиктом не спешат. И не только из-за боязни ошибиться. Если лодку признают русской, то вытаскивать ее будут именно представители нашего Военно-морского флота.
Находка слишком ценная - фактически в мире сейчас существует лишь один сохранившийся экземпляр подобного проекта и то в американском варианте. Он находится в Королевском морском музее Портсмута. Так что жажда заполучить «Сома» есть у Швеции и России. В Минобороне Швеции «Комсомолку» заверили, что субмарину все же считают стопроцентно русской и ждут реакции от военных моряков из России.
Ветераны-подводники также настаивают на том, чтобы именно наш ВМФ поднял подлодку, а после забрал ее себе.
- Необходимо торжественно захоронить останки экипажа, - говорит председатель Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. - Место его гибели должно получить статус воинского захоронения.
Кроме того, подводники просят, чтобы корпус «Сома» в будущем восстановили и поставили в качестве памятника или музея в Северной столице. Минобороны Швеции готово пойти на такие уступки.
ПРИЧИНА ГИБЕЛИ - НЕОПЫТНЫЙ ЭКИПАЖ
Историки нашли в архивах имена и биографии членов экипажа одной из первых российских субмарин. И представили свою версию трагической гибели подлодки. Эксперты считают, что виноват все же экипаж и последний командир - Хрисанф Бугураев. Для него, кстати, выход в море на субмарине был первым в командной должности.
- К началу Первой мировой войны «Сомъ» использовался для тренировки молодых офицеров. То есть в момент гибели на лодке находился неопытный экипаж, - рассказал «Комсомолке» эксперт по истории подводного флота и автор проекта «Штурм глубины» Андрей Николаев. - Бугураев пришел с другого, более современного подводного корабля. Его не подготовили к управлению субмариной с малым водоизмещением.
Скорее всего, лейтенант просто не рассчитал расстояние до парохода и, избегая аварии, попытался резко увеличить глубину.
- «Сомъ» набрал столько воды, что просто не смог всплыть обратно. Поэтому и все люки закрыты. Не было аварии, просто не хватило воздуха в запасниках, чтобы всплыть на поверхность, - уточняет Николаев.
Чтобы подтвердить эту версию, необходимо исследовать лодку. Пока это просто предположение.
СПИСОК ПОСЛЕДНЕГО ЭКИПАЖА ПОДЛОДКИ «СОМЪ»
ОФИЦЕРЫ
Хрисанф Константинович Бугураев - лейтенант, командир подводной лодки. Родился в 1891 году в станице Усть-Белокалитвинской. Его отец участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., за героизм получил ордена Святого Станислава III степени и Святого Георгия IV степени. Сам Хрисанф выбрал флот. Служил на крейсере «Аврора». С 1912-го - в подводном флоте. В 1915-м его наградили за участие в боевых походах орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом. В апреле 1916-го стал командиром «Сома».
Борис Владимирович Саско - лейтенант, старший офицер подводной лодки, родился в 1891 году, на службе с 1908-го.
МОРЯКИ
Иван Антонович Андрианов - рулевой-боцманмат, на службе с 1912 года, уроженец села Таймоново Быховского уезда Могилевской губернии
Дмитрий Петрович Безматерных - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1910 года, уроженец деревни Подзуевой Ордынской волости Осинского уезда Пермской губернии.
Михаил Михайлович Гусев - матрос 2-й статьи, исполняющий должность минного машиниста, на службе с 1912 года, уроженец села Кочетовка Спасского уезда Тамбовской губернии.
Дмитрий Макарович Завадский - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1910 года, уроженец деревни Юронки Оршанского уезда Могилевской губернии.
Дмитрий Борисович Захарченко - старший электрик, на службе с 1912 года, уроженец деревни Поповка Рогачевского уезда Могилевской губернии.
Николай Иванович Истратов - машинист 1-й статьи, на службе с 1914 года, уроженец деревни Красная Пахра Подольского уезда Московской губернии.
Лука Маркович Кирейчук - электрик, унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1912 года, уроженец Криской волости Гродненского уезда Гродненской губернии.
Алексей Львович Климачев - электрик, на службе с 1915 года, уроженец Саратова.
Дмитрий Александрович Корнев - минный машинист 1-й статьи, на службе с 1912 года, уроженец деревни Ченец Шуйского уезда Владимирской губернии.
Захар Степанович Кривчиков - рулевой-боцманмат, на службе с 1912 года, уроженец села Грязное Царицынского уезда Саратовской губернии.
Даниил Семенович Лунин - рулевой, на службе с 1915 года, уроженец села Кузанкина Касимовского уезда Рязанской губернии.
Николай Андреевич Романов - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 года, уроженец деревни Ксюнино Костромского уезда Костромской губернии.
Иван Васильевич Сидоров - электрик, на службе с 1915 года, уроженец Елеца Орловской губернии.
Николай Иванович Сорокин - машинист 1-й статьи, на службе с 1914 года, уроженец деревни Волтино Ильинской волости Тверской губернии.
Алексей Михайлович Цвелодуб - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 года, уроженец села Янково Глуховского уезда Черниговской губернии.
Илларион Демидович Шевенок - артиллерийский унтер-офицер 2-й статьи.