ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 3, 2019

На фоне Пушкина

Рейтинг: 0

Автор: Наталья Иванова, заместитель главного редактора журнала «Знамя». Огонёк

Литература сегодня существует в условиях информационного взрыва и перепроизводства слов. Много шума — слышимость падает. Количество книг и публикаций во всех средах, включая интернет, зашкаливает. Идем к тому, что каждый может написать и издать книгу, но это будет книга для одного читателя — для себя. Избыточность заметна прежде всего в стихотворстве, но и в прозе наблюдается перепроизводство. (Хотя тиражи крошечные. Получается, что книг много, но они малодоступны).

Перепроизводство литературы

Перепроизводство книг, а не смыслов. Со смыслами проблема — может, расплачиваемся торможением за бурное развитие в 90-х, для кого-то «лихих», но для литературы очень плодотворных? Тогда выходящее из андерграунда сопоставлялось с поднимающимся из небытия, накопленным за десятилетия сокровищем, запретным литературным городом, а с ними обоими должны были вступить в соревнование на той же площадке, деля одну и ту же публику, совсем новые писатели. Сама эпоха была эпохой постмодерна, не путать с постмодернизмом как направлением,— литература разрасталась, как куст, в разные стороны сразу, шли в рост и корни, и ветки. Правда, замечу в сторону, в борьбе за читателя приз взяла массовая литература, которая ни с кем не соревновалась, просто заполоняла пространство. И учила адаптироваться к новому времени — с братками, новыми русскими, девушками пониженной и повышенной социальной ответственности и так далее. А сейчас? Торможение — и одновременно цунами, самум — к какому образу еще прибегнуть? — книг. Такой парадокс. А еще — гонка сочинений как гонка вооружений. Стон стоит по редакторам и писателям — успеть бы к премиальному дедлайну (словарный запас пополнился словосочетанием «премиеемкий роман»).

При этом сузилось и дальше сужается поле литературных возможностей. Поджимаются или вовсе исчезают некоммерческие издательства, существуют (или уже нет) с большими финансовыми проблемами. Мало кто из издателей и писателей хочет в таких обстоятельствах рисковать эстетически, рисковать идейно и того меньше. А какая же без риска новая словесность?

Наступило время осторожного, оглядчивого литературно-издательского поведения — как политического, так и эстетического. Время конформизма. Не дай бог хрустнет ветка, на которой висим

(Некоторые, между прочим, над бездной небытия — экономического, финансового.) Исчезают периодические издания — только что были, а вот и нету. Как-то не очень заметили смерть «Континента», журнала, составившего эпоху, выходившего в Париже, а потом и в Москве. Перед смертью журнал успел выпустить четыре тома-дайджеста лучших статей, эссе, мемуаров — обращаюсь к ним как к наследию Игоря Виноградова. Смерть журнала совпала со смертью главного редактора, литературоведа, критика, философа. Закрылся журнал поэзии «Арион». Тридцать лет выходил усилиями Алексея Алехина — и вот исчез, нет средств. Зато (горькая усмешка) рекомендую бакалаврам и магистрантам: можно писать дипломы об «Арионе» или «Континенте» — проекты завершены. Говорят, что литературные журналы устарели — нет, не надо обманывать себя и других, это просто денег нет, литературно-журнальный мегажанр не приносит доходов ни в одной точке мира, но существует и в США, и в Японии, и в Китае. Оборвались и премиальные проекты — с литературной карты исчезли жанровые премии: имени Юрия Казакова — за лучший рассказ года, имени Белкина — за лучшую повесть года, и, наконец, «Русский Букер» — за роман года. Система упрощается — торжествует «Большая книга». Но это ведь формат, а не жанр литературы. Идем от объема. Хорошего человека должно быть, как известно, много — и книги туда же. Все учтено могучим ураганом рынка, который все расставит по местам. Только почему-то рынок не закрывает консерваторию и филармонию как убыточные.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни