Apple вряд ли уйдёт с российского рынка после вступления в силу закона об обязательной предустановке отечественного ПО на гаджеты. За три года в самолёты Sukhoi Superjet 100 и МС-21 будет вложено более 120 млрд рублей. Автомобили Aurus будут выпускаться в том числе в цветах "латте макиато", "бархатный рубин", "красная пустыня". Об этом в интервью "Известиям" рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. Он также счёл разумной идею продлить время реализации вина и сообщил, когда может быть принят закон об онлайн-продажах алкоголя.
Промпроизводство в России в ноябре увеличилось на 0,3% по сравнению с тем же периодом 2018-го, и это минимальные темпы роста за последние два года. Почему сложилась такая ситуация?
Факторов, почему складывается такой прирост, очень много. В первую очередь - макроэкономические. Чтобы предприятиям адаптироваться к сложившимся условиям, действуют меры поддержки тех отраслей, где мы потенциально ожидаем получить рост. В последующем это даст мультипликативный эффект и будет влиять в целом на развитие нашей экономики. Если говорить о результатах этого года, то за 11 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом 2018-го, прирост промышленного производства составил 2,4%, а в обрабатывающих производствах - 2,1%. Примерно такие результаты будут и на конец года.
5 МЛРД НА ПОДДЕРЖКУ АВТОПРОМА
Автопром - отрасль, которая сегодня показывает отрицательную динамику по продажам легковых машин, господдержка год от года снижается. Доходы граждан падают, а цены на автомобили растут. Как в этой ситуации стимулировать рынок, как избежать его более серьёзного падения?
Мы надеемся, что предусмотренные меры поддержки, которые заложены на следующий год, помогут компенсировать колебания. Рассчитываем не только на внутренний рынок, но и на рост поставок на экспорт. За счёт этого мы в том числе поддерживаем и уровень производства.
Какой объём реализации новых машин вы ожидаете по итогам этого года?
Я рассчитываю, что коррекция (снижение. - "Известия") продаж не превысит 2,5-3% от прошлогодних объёмов.
Мы сильно зависим от потребительского спроса - это основной влияющий фактор. Поэтому уже сейчас предусмотрели объём средств, который будет зарезервирован на оказание поддержки именно по спросу. В бюджет заложено сегодня порядка 5 млрд рублей.
Это на новые программы или на программы, которые уже работают?
Пока мы их не меняли. Это те же программы: "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль". С января по октябрь этого года реализовали около 109 тыс. машин. На 2020 год, чтобы кардинально не менять правила игры, мы, скорее всего, сохраним (по крайней мере на первую половину года) уже отработанные и хорошо себя зарекомендовавшие меры поддержки. Также обновлена программа льготного лизинга. Посмотрим, как этот механизм будет работать.
Сколько машин представительского класса Aurus планируется произвести в 2020 году? Когда их можно будет купить в рознице и что это будут за модели?
Заявок более 600. В следующем году мы сможем произвести около 200 автомобилей - пока на площадке НАМИ. Начнём примерно с десятка цветов - среди них "латте макиато", "бархатный рубин", "красная пустыня" и другие. Далее палитра может быть серьёзно расширена в рамках кастомизации.
Коммерческая продажа в небольших объёмах началась в 2019 году. В 2020-м автомобили для рынка станут производиться на мощностях НАМИ. Рассчитываем, что в 2021 году будем отгружать серийно произведённые в ОЭЗ "Алабуга" автомобили Aurus Senat, а уже начиная с 2022 года - Aurus Komendant. Заказов на минивэн "Арсенал" сегодня не так много, но если почувствуем, что спрос есть и он не штучный, то, возможно, будем серийно выпускать и эту модель.
"МЕЙДЖОРЫ БЫ НАС ПРОСТО ЗАДУШИЛИ"
Ранее вы говорили, что спрос на Sukhoi Superjet 100 составит 50 самолётов в год компания - производитель ГСС называла несколько другие цифры: 20 воздушных судов. К середине декабря компания поставила лишь один самолёт, к которому много претензий. Из крупнейших заказчиков по-прежнему только "Аэрофлот", иностранные компании его не закупают. Как вы планируете изменить эту ситуацию?
Мы точно можем гордиться тем, что производим хороший самолёт. По всем техническим характеристикам и параметрам, которые демонстрирует Superjet, это конкурентоспособный продукт, нонишевый.
В начале 2000-х годов, когда принималось решение о разработке современного гражданского самолёта, мы вынуждены были пойти именно в нишу региональных самолётов, чтобы получить опыт в этом направлении и составить международную кооперацию. Сразу идти в нишу среднемагистральных самолётов было невозможно, главная причина - наличие жесточайшей конкуренции. Мейджоры бы нас просто задушили. Но, даже разработав гражданский самолёт, произвести компоненты мы тогда не могли. Только последние несколько лет мы можем говорить о том, что у нас есть своё агрегатное производство, начинаем соответствовать мировым требованиям. Когда мы стартовали, уровень наших компонентов в производстве составлял менее 40%, сегодня мы приближаемся к 50%.
В 2011 году, когда выходили на рынок с этим самолётом, ожидали сохранения широкой международной кооперации, надеялись, что нас будут поддерживать международные институты развития, не будет санкций. Но по факту мы получили внешние факторы, которые невозможно быстро побороть. Из произведённых 160 самолётов 100 с лишним сейчас эксплуатируются в стране. Больше всего их у "Аэрофлота" - 49 машин, и до конца года, вероятно, удастся передать ему ещё несколько.
В перспективе загрузка и годовые объёмы будут рассчитаны примерно на 25, максимум 30 машин. Это даёт экономическую эффективность. Также будет использоваться больше российских компонентов и формироваться больше добавленной стоимости.
Мы поступательно решаем и задачу послепродажного обслуживания, к масштабированию которого мы не были готовы. Вы думаете, Airbus не ломается или Boeing? У Boeing сегодня вообще печальная ситуация, которой мы, кстати, не радуемся. Мы находимся в таком узком мировом авиационном клубе - всего несколько стран имеют школу и производство полного цикла. Поэтому друг другу часто помогаем, выручаем.
Какой объём поддержки готово оказать государство для продвижения SSJ?
Чрезвычайных объёмов, которые требуют срочных решений, нет. Бюджет по SSJ и МС-21 свёрстан на ближайшие два года. В части финансирования НИОКР мы планируем в 2020-2022 годах направить до 56 млрд рублей на программы по SSJ и МС-21, включая работы по импортозамещению. Поддержка лизинга этих воздушных судов потребует из федерального бюджета до 29,5 млрд рублей в этот же период. На формирование системы послепродажного обслуживания планируется направить 22,1 млрд рублей, а на организацию условий для вывода на рынок МС-21 - до 13,7 млрд рублей.
"УВЕРЕН В КАЧЕСТВЕ РОССИЙСКОГО ПО"
Госдума в третьем чтении приняла закон о предустановке российского ПО на смартфоны, компьютеры, телевизоры. Вы говорили, что новый закон не вызовет удорожания техники. Почему вы так считаете? К каким последствиям может привести этот закон?
А справедливо ли, когда устанавливается только зарубежное ПО?
Наверное, нет.
Тоже думаю, что нет. В Китае коллеги это сделали давным-давно, почему мы должны каким-то образом ограничивать свои возможности? Десять лет назад мы были к этому просто технологически не готовы, а сегодня мы готовы. Потребитель никак от этого не пострадает, и уж точно это никак не скажется на цене. У меня есть уверенность в качестве и надёжности российских программных продуктов. У нас есть действительно хорошие разработчики качественного ПО мирового уровня. Так почему тогда для российского рынка нельзя обозначить такой приоритет?
Но в связи с этим у многих вызывает опасение возможный уход с рынка одного из крупнейших производителей - Apple.
Я не думаю, что коллег это будет так ущемлять, что они примут для себя настолько невыгодные решения. Им наш рынок крайне интересен. У нас сегодня преобладают продажи именно смартфонов. При этом есть и другие производители - и они, кстати, доминируют. Не каждый станет покупать Apple. У меня, например, Samsung. А был и полуроссийский продукт YotaPhone, кстати, очень интересный по технологиям и дизайну, с двусторонним экраном. Мы вовремя запатентовали это ноу-хау, никто нас не переплюнул. Это лишний раз подтверждает высокую интеллектуальность разработчиков, но всё уперлось в наш рынок. Он не позволил создать эффективную экономическую модель производства этих аппаратов в России - они производились в Китае. В итоге китайцы и купили YotaPhone полностью. Но мы по крайней мере получили хороший опыт. Думаю, что на каком-то этапе мы возобновим попытки - тогда, когда будет позволять в том числе и элементная база.
"МЫ НЕ САМАЯ ПЬЮЩАЯ СТРАНА"
Принятие законопроекта о легализации продаж алкоголя в интернете уже не первый год откладывается. Какие вы видите возможности для реализации этой инициативы? Может, стоит его ужесточить, разрешив продажи только вина и пива?
Это вопрос в первую очередь Минфина. Коллеги досогласовали условия закона и совсем недавно внесли его в правительство. На первом этапе предполагается начать именно с вина, потому что мы уже видим увеличение объёмов нелегального оборота алкоголя в интернет-торговле. Закон обязательно нужен для упорядочивания этой ситуации. Начать нужно с вина, с пива - слабоалкогольных напитков, а потом уже обсуждать такую возможность для крепких.
В следующем году есть ли шансы принять его?
Будем рассчитывать на это.
Ритейл недавно предложил продлить время продажи отечественного вина до 12 часов ночи. Есть и другое предложение: ОНФ высказался за сокращение времени реализации спиртного на федеральном уровне. Какую из инициатив вы считаете рациональной?
Всегда нужно находить компромисс. За последние годы снизилось потребление алкоголя населением. Кстати, мы не самая пьющая страна в мире. В вопросе регулирования продаж нужно подходить раздельно: крепкий алкоголь, как несущий больший вред, регулировать жёстче. А натуральные вина, пиво, сидр и другие подобные напитки - не так жёстко. Тогда будет происходить переток потребления в сторону вина и пива с отказом в какой-то степени от крепкого спиртного. Думаю, что для слабоалкогольной продукции - в первую очередь для вина - можно продлить время продаж, а для крепкой, наоборот, повременить пока. Но это вопрос дискуссионный.
"РЫНОК КРАТНО УВЕЛИЧИЛСЯ"
Ещё одна громкая спорная тема - это маркировка. Она активно внедряется в России, перечень товаров постоянно расширяется. Но бизнес тем не менее жалуется, говорит, что маркировка влияет на цену продукции. 14 ассоциаций уже написали письма в правительство и в Минпромторг с просьбой её отменить. Как вы планируете разрешить это противоречие с бизнесом?
Нет никакого противоречия. Появление маркировки изначально было результатом обращения бизнеса к нам. Первыми пришли представители сетей, которые торгуют меховыми изделиями, и часть добросовестных производителей. Мы посоветовались с ФНС, с коллегами из экономического блока и приняли в правительстве такое решение. Получили колоссальный положительный результат. Так называемые производители, которым это стало невыгодно, в первую очередь импортёры, стали возмущаться. Но позже поняли, что деваться некуда, иначе их просто арестуют. Мы вывели таким образом из тени, из серой зоны огромные объёмы, рынок кратно увеличился.
Когда мы дальше начали анализировать, какие отрасли ещё было бы целесообразно "обелить", на поверхности оказалась фармацевтика. Потом двинулись дальше.
Поддерживаете ли вы сокращение производства пластиковой посуды и одноразовых пластиковых пакетов? Чем можно их заменить, ведь бумажный аналог дороже и не всегда удобен для потребителя? Я за баланс. Бумажные пакеты экологичнее с точки зрения последующей утилизации, а пластик, полимеры, полипропилены, поливинилхлориды - это продукты с длительным сроком разложения. Конечно же, нам нужно обязательно внедрять формы переработки, использовать эти продукты вторично. Я именно за это.